РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Комьюнити, как часть экосистемы для развития бизнеса: опыт смарт-офисов SOK


Гибкий офис представляет собой экосистему, которая позволяет бизнесу эффективно развиваться. Отдельный трек здесь — формирование комьюнити.

Экосистема современного коворкинга: о пространстве SOK

Современные сервисные пространства — это технологичные, продуманные до мелочей офисные зоны с лояльными условиями аренды. Но предприниматели выбирают их не только поэтому. Коворкинги создают среду для развития и процветания бизнеса. Для этого используются разные инструменты. Все они существуют не в отрыве друг от друга, а во взаимодействии, образуя экосистему. Она включает уютные интерьеры, удобную инфраструктуру, техническую «начинку», а также сбор и обработку обратной связи, работу со службой поддержки, персоналом, маркетинговыми инструментами, самими резидентами, комьюнити.

Коворкинги SOK — отличный пример такого пространства и экосистемы. SOK — федеральная сеть гибких офисов. Филиалы располагаются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Тель-Авиве. Общая площадь коворкингов — 50 тысяч кв. м.

«Изначально мы не задумывались о комьюнити как-то отдельно — общение, знакомства, клубы по интересам возникали стихийно. Все наши резиденты — интеллектуальные, интересные, успешные личности. Процесс был органическим, так как все клиенты SOK ценят правильное окружение, умеют выстроить коммуникацию. Через три года после открытия мы стали целенаправленно заниматься комьюнити».

Ирек Аллаяров

Ирек Аллаяров

Управляющий партнер сети смарт-офисов SOK

Так выглядит коворкинг SOK

Экосистема SOK максимально «заточена» помочь бизнесу развиваться. Она снимает с резидентов необходимость обслуживать рабочее место, позволяет сосредоточиться на целевых задачах. В SOK уютные и удобные интерьеры с разными функциональными зонами: переговорные, опенспейсы, лаундж, кухни. В офисах оптимальное состояние воздуха и отлично настроенные кофемашины с качественным зерном. Практически все вопросы резиденты могут решить через приложение — это существенно экономит время. Такого нет больше ни у одного аналогичного пространства — здесь можно записаться на мероприятие, забронировать переговорную, оплатить тариф, получить скидки и предложения от партнеров SOK, оставить жалобу, просьбу, любой другой формат обратной связи.

Операторы берут на себя частично HR-задачи, организуют досуг резидентов. В SOK можно найти клиентов, партнера, наставника, консультанта — все это развивает бизнес, создает для него расширение, дополнительные возможности. Такие опции возможны, благодаря развитому комьюнити. Оно — важная часть экосистемы смарт-офисов для резидентов и для операторов. Формировать и поддерживать его — приоритетные задачи компании.

Инструменты для формирования комьюнити SOK

Сейчас работой с ним занимается отдельный менеджер. Есть несколько инструментов, которые помогают формировать комьюнити.

Клубы и сообщества по интересам. Они проходят регулярно на постоянной основе и могут быть разными: образовательными, спортивными, творческими, обучающими. Участники клубов занимаются любимым делом и легко находят общий язык в неформальной обстановке. В SOK работают сообщества следующих направлений: книжный клуб, спортивные сообщества (бег, йога, гольф, сайклинг), инвестиционный, разговорный английский, шахматный, киноклуб.

Разовые мероприятия. К ним относятся батлы, игры, мастер-классы, конференции. Они могут быть полезны различным направлениям бизнеса: IT, PR, реклама, юриспруденция Например, в Санкт-Петербургском филиале «Достоевский» недавно прошла игра-тренинг «Денежный поток».

Ивенты, дегустации, гастромероприятия. В их числе еженедельные пивные вечеринки, чайные церемонии, винные лекции, гастроужины от шеф-поваров и проч.

SOK Travel. Клуб путешественников SOK можно выделить как отдельное направление комьюнити. Резиденты ездят в разные локации вместе. Особенно заходит активный формат: походы, хайки, сплавы. Люди работают в команде, хорошо друг друга узнают, совместные сильные эмоции сближают участников, а общение помогает завязать новые партнерства.

Принципы работы с комьюнити

Как любая экосистема, работа с комьюнити — это процесс, который вовлекает всех участников. Стороны прилагают усилия для его развития и получают преференции от участия, привлекают других резидентов в этот механизм. Комьюнити становится взаимововлекающей и самообразующей системой. Это возможно, благодаря основным принципам SOK по работе с ним.

Важно мнение большинства. Перед тем как провести релиз, менеджеры выясняют, есть ли к этому интерес. После каждого мероприятия также собирается обратная связь, чтобы понять, надо ли продолжать, как можно улучшить организацию, какие еще темы интересны.

Отсутствие иерархии, возможность проявиться для каждого. Любой резидент может организовать свое сообщество, если оно вызовет интерес у остальных. Также на собраниях действуют принципы демократии для всех участников.

Регулярность. Чтобы возник интерес к активности, должно пройти время. Резиденты приглядываются, пробуют, иногда возвращаются после перерыва. Встречи проходят в одно время, по расписанию — это важно, потому что клиенты SOK — люди занятые, им нужно планировать свое время. В социальных сетях заранее выходят анонсы мероприятий.

Роль комьюнити в экосистеме SOK

Формат коворкинга или гибкого офиса предполагает, что резиденты — люди из разных компаний, незнакомые друг с другом. Мероприятия SOK дают возможность завязать общение. Они объединяют людей, создают пространство, где можно делиться опытом. Помогают найти сообщество единомышленников тем, кто сейчас находится в его поиске. Например, многие из резидентов — в Москву переехали не так давно. Придя в SOK, они не просто получают рабочее место, но и возможность проводить досуг, развиваться, находить друзей, приятных собеседников.

Виктория Малышева руководит агентством недвижимости «Место». Ее команда является резидентами SOK уже два года. Виктория признается, что для их организации стоимость аренды — достаточно весомая статья расходов. Однако, они с командой все равно остаются здесь.

«Когда мы в своих соцсетях рассказывали о переезде в SOK, нам стали писать люди, которые хотели присоединиться к нашей команде. Так, благодаря переезду, наш штат вырос в полтора раза, а выручка — в несколько раз.

Всей командой мы участвовали в забеге в Лужниках, часть ребят регулярно ходят в книжный клуб, в клуб стратегического развития, танцевать бачату. Вместе с другими резидентами мы отмечали Новый год, выступали со стендапом. Экосистема SOK помогает наполнять жизнь команды интересными событиями».

Виктория Малышева

Виктория Малышева

Руководитель агентства недвижимости «Место»

Мероприятия комьюнити, как образовательная платформа

Многие мероприятия нацелены на приобретение навыков и новых знаний: как хард скиллов, например, в инвест-клубе можно научиться инвестировать; так и софт навыков — в iliveglobally x SOK нырнуть в глубину с опытным ментором бизнеса и разобраться в теме психотравм, их влияния на жизнь человека/предпринимателя. SOK выступает здесь как образовательная платформа.

Елена Ижойкина, ментор бизнеса в креативных индустриях и основатель агентства по стратегическому маркетингу и коммуникациям ilivegloball, в SOK с 2020. У Елены был успешный международный бизнес.

После февраля 2022 года она приняла решение остаться в России. Елене пришлось переформатировать свою компанию полностью на отечественный рынок, по сути, начать с нуля. В этом же году она организовала один из самых гибких и нестандартных клубов ilivegloball x SOK. Его основная миссия — научить предпринимателей мыслить и планировать стратегически. Также здесь проходят обучающие практики для предпринимателей, стартаперов, продюсеров, маркетологов, креаторов, PR-специалистов, психологов, коучей, наставников. Встречи организуются в абсолютно разных форматах: менторские гостиные, конференции, языковые клубы, лекции и не привязаны к какой-то конкретной деятельности: здесь можно поговорить и про психологию, и про современную музыку, и про бизнес-мышление.

«Мы поняли, что формат практикумов — самый классный и полезный. Он нужен аудитории, потому что сначала есть возможность прослушать небольшую вводную лекционную часть, а потом выполнить упражнения, чтобы закрепить материал или отработать навык. Становится сразу очевидно, что можно внедрить и как это сделать. Вероятность того, что полученные знания или навыки дальше будут использоваться, повышается.

На базе этого подхода мы добавили еще 2 формата встреч: менторские гостиные и конференции для предпринимателей, скоро запускаем женский клуб. Но база остаётся неизменной — реальная польза предпринимателям и практическая применимость полученных знаний».

Елена Ижойкина

Елена Ижойкина

Основатель агентства по стратегическому маркетингу и коммуникациям ilivegloball

Комьюнити, как пространство для развития бизнеса

С помощью комьюнити резиденты ищут не только друзей, но и бизнес-партнеров, клиентов. Когда люди работают в обычном офисе, у них вертикальная система взаимодействия. В коллективе есть один предприниматель — это руководитель.

В SOK все наоборот, здесь собрались много успешных владельцев бизнесов и стартаперов. Они передают уникальный опыт друг другу, объединяются. Такое количество действующих предпринимателей можно найти только в бизнес-школах, на акселераторах, в бизнес-клубах, но для этого нужно куда-то ехать, совершать усилия, а в SOK это уже встроенная опция. Случаи, когда компания начинает расти именно после переезда в SOK, явление неслучайное и нередкое.

Роман Гришин, СЕО и основатель компании SIBEARIAN, которая занимается изготовлением уходовых и защитных средств для туристического и спортивного инвентаря, уже три года резидентствует в SOK. Когда SIBEARIAN пришли сюда, оборот их бизнеса был 17 млн рублей год. В 2023 году — 154 млн. Выросло и количество сотрудников. Роман был организатором клуба, где занимались гвоздестоянием, и сам состоял во многих сообществах. Он говорит, что философия SOK, как и в целом философия бизнеса — это про постоянное развитие и совершенствование.

«Мне в SOK помогают сами люди, которые здесь собираются: очень много ярких, интересных предпринимателей с крутыми продуктами и интересным опытом. С этими людьми мне хочется общаться, дружить, взаимодействовать. С некоторыми из них мы выезжали в SOK Travel на нивах в Тверскую область, ездили отдыхать. Это такой был челлендж, приключение, которое SOK организовывал, было классно. Да, экосистема помогает развиваться бизнесу».

Роман Гришин

Роман Гришин

СЕО и основатель компании SIBEARIAN

Комьюнити, как маркетинговый инструмент

Резиденты хорошо осознают ценность комьюнити в SOK. Многие из них выбирают пространство именно поэтому. Выходит, что в счет стоимости аренды офиса предприниматель получает дополнительные бонусы. Комьюнити становится УТП компании. Оно повышает лояльность клиентов.

На июнь 2023 больше половины наших резидентов участвовали в комьюнити — 2,5 тысячи человек. При анализе данных LTV выяснилось, что 100% резидентов, активно принимающих участие в мероприятиях, остаются в SOK более чем на год. NPS составил в середине 2023 года 80% — это очень хороший показатель.

Чем важно комьюнити?

Комьюнити — важный элемент экосистемы и само по себе является ей. Судя по ответам наших резидентов и по тому, что популярность SOK растет, можно сделать вывод, что организация деятельности гибкого офиса, как экосистемы, является успешным. Доказательством служат новые клиенты, довольные работники и признание профессионального сообщества. SOK — лауреат премии Best Office Awards. Три года подряд SOK входит в список лучших работодателей России по версии Forbes.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирек Аллаяров
Ирек Аллаяров

Как считаете, что обязательно должно быть в коворкинге?


Больше по теме

Новости