Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Экономика внимания: как b2b-компаниям бороться за расположение клиентов


Информационный шум нарастает: увеличивается количество каналов информации и число брендов, выпускающих огромные объемы контента. А времени у пользователя больше не становится. Разберемся, как компаниям из сферы b2b оставаться заметными в эпоху экономики внимания.

Что такое экономика внимания

Экономика внимания — это концепция, в которой внимание человека рассматривается как продукт. Завладеть вниманием потребителя, чтобы продать как можно больше услуг или товаров — в этом состоит задача современного бизнеса. У кого это лучше получается — тот и более успешен. И этот контекст важно учитывать любой компании, в том числе из сегмента b2b. Потому что даже хороший продукт сам себя не продаст — нужно, чтобы потенциальные клиенты о нем узнали.

Есть как минимум четыре причины использовать возможности экономики внимания компаниям из сферы b2b:

  1. Человек постоянно находится онлайн, и его одновременно атакует множество сообщений. Социальные сети и мессенджеры кратно расширили ежедневный круг общения. Выражение «из каждого утюга», кажется, скоро перестанет быть фигуральным. При этом внимание человека ограничено, и компаниям приходится серьезно за него бороться.
  2. Люди начинают защищаться от информационного шума, осознанно избегая навязчивых сообщений и спама. Эффективность традиционной рекламы снижается, но появляются новые формы более экологичного общения. И их нужно использовать.
  3. Чем больше известен продукт — тем больше его покупают. При этом компания получает ресурсы для инвестиций в его развитие или расширение сервиса вокруг него. Таким образом, продукт становится лучше — и может быстро обогнать конкурентов не только по выручке, но и по качеству.
  4. Не привлекая внимания к продукту, компания рискует потерять лояльность действующих клиентов — они могут переключиться на что-то другое и уйти к конкуренту.

Потребители в b2b — это всегда намного более узкая группа, чем в b2c.

Контент все еще The King

Важно привлечь внимание определенной целевой аудитории — а иногда и конкретного человека — к своему продукту. Важно коммуницировать не со всеми подряд, а с теми, кто может повлиять на сделку.

Однако каналы для взаимодействия с лицами, принимающими решения — стандартные: соцсети и мессенджеры, подкасты, СМИ, мероприятия, таргетированная реклама. Стоит выбрать наиболее релевантные, а лучше — присутствовать во всех: они дополняют друг друга и помогают увеличить охват аудитории.

Еще важнее — что именно компания будет транслировать по выбранным каналам. К контенту для b2b-аудитории предъявляют более высокие требования. Он может быть образовательным или развлекательным. Первый — более распространенный: экспертный контент можно транслировать через все доступные каналы. И в дальнейшем, если информация действительно ценная, тема будет ассоциироваться с компанией. Например, мы рассказываем про автоматизацию HR-процессов и взаимодействие работодателя с сотрудниками в целом. Развлекательную функцию чаще выполняют мероприятия.

Нюансы и бюджеты

Каждый канал коммуникации требует особого подхода — отличаются форматы сообщений и трудозатраты на создание и продвижение контента. Многое можно делать собственными силами, но в некоторых случаях стоит привлекать подрядчиков. Поделюсь собственным опытом — что «заходит» на разных площадках и как оптимизировать затраты времени и средств на ведение каждого канала.

Подкасты. Это может быть собственный проект, а также участие в сторонних выпусках в качестве приглашенного гостя. Преимущество первого варианта в том, что компания начинает восприниматься как поставщик классного контента, если это действительно так, и это сильно поднимает ее в глазах действующих и потенциальных клиентов. К производству подкаста стоит подходить как к отдельному продукту — исследовать «боли» аудитории и рассказывать, как их можно устранить, собирать обратную связь и адаптировать контент к запросам слушателей. Важно четко понимать, какую ценность несет этот проект.

Ведущим подкаста обычно выступает кто-то из топ-менеджмента компании. Он может приглашать гостей — людей, чей опыт будет полезен слушателям. И тогда возникает «побочный» эффект проекта — удается наладить личный контакт с ключевыми лицами крупных компаний. Не всегда можно запросто пообщаться с ними в обычной жизни, а поучаствовать в подкасте многие из них с легкостью соглашаются. В свою очередь, от уровня гостей зависит и популярность подкаста.

Личный опыт выпуска подкастов

Мы два года назад запустили подкаст «Кадры, деньги, HRTech», который предназначен для HR-специалистов всех уровней. Именно они — ЛПР для нашего продукта — платформы кадрового ЭДО HRlink. Наиболее дискуссионные истории собирают сотни тысяч просмотров. Так, один из роликов посмотрели 800 тысяч раз.

В июле этого года вместе с основателем Invisible Force Еленой Черниковой мы запустили второй проект — кейс-подкаст «Это вам не Гарвард». Его аудитория и темы шире — вместе с топ-менеджерами разных компаний мы анализируем реальные бизнес-кейсы из новостной повестки.

Подкасты можно делать самостоятельно, если есть камера и микрофон. И тогда затраты будут измеряться только временем внутренних специалистов. Но сегодня зрители и слушатели требовательны к качеству контента, поэтому важно обеспечить хороший звук и приятную картинку. Качественный эпизод подкаста стоит порядка 60 тысяч рублей, если делать самостоятельно в профессиональной студии, и порядка 120 тысяч рублей с привлечением подрядчика.

Самое важное в подкастинге — регулярность. Если подкаст интересный, он постепенно будет набирать свою аудиторию.

Выпустить подкаст можно самостоятельно — это не так сложно
Выпустить подкаст можно самостоятельно — это не так сложно

Подкаст — это не только инструмент продвижения продукта и личного бренда, но хорошая возможность для нетворкинга

Подкаст — это не только инструмент продвижения продукта и личного бренда, но хорошая возможность для нетворкинга

СМИ. Речь идет о классическом PR: важно регулярно выпускать экспертные статьи, давать комментарии журналистам и рассказывать о событиях компании. Разберем каждый из трех форматов:

  1. Новости компании — это любое событие, которое может быть интересно участникам рынка и клиентам. Например, запуск нового продукта или сервиса, обновление решения, старт и завершение проекта у заказчика, заключение соглашения или партнерства, новые назначения на руководящие позиции, участие в рейтингах и т.д. Информация «упаковывается» в пресс-релиз и рассылается в СМИ. Например, наши пресс-релизы распространяются по базе в 300 СМИ и в среднем мы получаем 20-40 публикаций на разных площадках.
  2. Комментарии — это мнение топ-менеджера компании о случившемся событии или ситуации на рынке. Здесь самое главное — оперативность. Так, топовые деловые СМИ дают всего пару часов на то, чтобы подготовить комментарий. Если отвечать интересно и в срок, то журналисты будут обращаться и в будущем. Если игнорировать, выдавать банальности или задерживать ответ — то про топовые СМИ можно забыть.
  3. Экспертные статьи — это лонгриды, в которых разбирается проблема или задача и предлагаются варианты решения. Основной упор стоит делать на пользу, которую получит читатель. Поэтому стоит писать о том, в чем действительно разбирается эксперт — только в этом случае удастся выдать действительно полезные инсайты на основе собственного опыта.

PR — это большой пласт непрофильной работы. Можно нанять пиарщика в штат или даже создать собственный PR-отдел — по затратам это будет примерно так же, как нанять агентство. Средняя сумма контракта на рынке — около 300 тыс. рублей в месяц.

По нашему опыту, эту задачу целесообразно делегировать подрядчику. У специализированного агентства уже есть связи в СМИ и понимание наиболее эффективных практик продвижения, отработаны все процессы — от автоматизированной рассылки пресс-релизов до аналитики медиаприсутствия. Чтобы выстроить похожую систему внутри компании, придется приложить неоправданно много усилий.

Соцсети. Сегодня основные площадки в b2b — это YouTube и Telegram.При этом заметна смена тренда: от коротких видео и постов, которые набирали популярность в последние годы, пользователи стали возвращаться к большим форматам. Люди готовы читать длинные тексты и смотреть видео на пару часов — но при условии, что это ценный контент.

На YouTube можно выкладывать вебинары и другие образовательные видео для тех, кто интересуется технологией или продуктом — это стандартный способ присутствовать на видео-платформе. Более сложный путь — снимать полезные ролики-инструкции формата «как сделать», кейсы, интервью с клиентами или сотрудниками.

На отдельном канале можно размещать видео-версию подкаста, и таким образом одним проектом закрыть сразу два канала — YouTube и подкаст-платформы. Так, на канале подкаста мы размещает сам выпуск длительностью около часа, а 6-8 ценных мыслей гостей «нарезаем» на Shorts.

Нюанс, касающийся видеоформата: сейчас многие люди смотрят видео на перемотке, ускоряя его в 1,5-2 раза. Это нужно учитывать, снимая контент — скорее всего, его будут смотреть не так, как вы задумали.

В Telegram, в отличие от YouTube, набирают обороты личные каналы экспертов или тематические каналы, посвященные какой-то теме или отрасли. Канал компании может выполнять функцию визитной карточки или официального сайта, но вряд ли станет популярным. В личном канале эксперт, к примеру, может рассказывать о своем управленческом, профессиональном или предпринимательском опыте, ошибках и успешных идеях, своих ценностях и увлечениях, инсайтах и открытиях.

Работа в Telegram требует особых компетенций — продвинуть канал, собрать подписчиков и поддерживать их интерес довольно сложно. Поэтому целесообразно привлечь подрядчика — команду, которая имеет опыт работы в Telegram и глубоко понимает его специфику. Мы, например, ведем канал компании, это задача отдела маркетинга. И отдельно — я веду свой канал «Это Махлин», в этом участвует мой ассистент и один копирайтер.

Совет: не стоит забывать об историях в Telegram. К ним стоит относиться как к отдельному проекту. Лучше всего это получается в канале эксперта, для которого публичность — это кайф. Тогда он не забудет снять небольшое видео с мероприятия, поделиться любопытным скриншотом или сфотографировать красивый закат из аэропорта.

Мероприятия. За собственные мероприятия компании, как правило, отвечает отдел маркетинга. Чаще всего это образовательные вебинары по использованию продуктов и технологий, а также онлайн— или оффлайн-встречи, на которых разъясняют новые профильные законы или изменения правил работы на рынке. По нашему опыту, имеет смысл проводить 2-4 офлайн-мероприятий и 15-20 онлайн-встреч в год.

Кроме этого, мероприятия могут быть развлекательными. Например, мы устраивали «Кулинарион» — готовили различные блюда вместе с клиентами, и новогодний квиз на эрудицию, где участники отвечали на серьезные и не очень вопросы. Такие мероприятия позитивно влияют на лояльность клиентов и помогают выстраивать отношения с ЛПР.

За выступления на сторонних мероприятия на первых этапах, как правило, приходится платить. Особенно если речь идет о крупных конференциях. Чаще всего в них участвуют топ-менеджеры компании. Но если руководитель, который является медийным лицом бренда, проявил себя интересным спикером, то со временем его начинают приглашать выступать бесплатно, а в некоторых случаях — за вознаграждение. Умение и желание выступать публично — важно для топ-менеджеров в эпоху экономики внимания. Стоит «прокачать» навык публичных выступлений — он обязательно пригодится.

Таргетированная реклама. Она позволяет «дотянуться» до конкретных людей — ЛПР компании, с которой идут переговоры, или участников вебинара, которые интересовались продуктом. Таргетинг ситуативен — зависит от потребности компании и ее задач в конкретный момент. Он дополняет эффект работы по всем каналам коммуникации с целевой аудиторией, мотивируя совершить целевой действие.

Комплекс инструментов

В эпоху экономики внимания точек касаний с целевой аудиторией должно быть много — одного инструмента недостаточно. Так, со временем выстраивается репутация компании и личный бренд ее руководителя.

А работает это так: человек послушал подкаст, который выпускает компания, затем прочитал на эту тему статью ее руководителя, затем на глаза попался его же комментарий в Telegram-канале — и когда перед ним возникнет задача выбрать профильное решение, то в голове возникнет название той компании, с которой он уже знаком. Человек, сам того не осознавая, уже совершил свой выбор.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дмитрий Махлин
Дмитрий Махлин

Боретесь ли вы за внимание клиентов или считаете, что хороший продукт все равно купят?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации