В начале пандемии, когда рынок еще не успел перестроиться под новые требования, сфера услуг стала особенно уязвимой. Рекомендации по самоизоляции, требования по соблюдению социальной дистанции свели поток клиентов практически к нулю в тех видах бизнеса, основа которых — взаимодействие с людьми: салонах красоты, фитнес-центрах, автосервисах и других.
Чтобы сохранить бизнес, предпринимателям пришлось искать способы сократить издержки и при этом не потерять в эффективности. Опыт компаний весны — лета 2020 года во многом актуален и сейчас, когда из-за распространения коронавируса вводятся новые ограничения.
В статье Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд», поделилась успешными примерами из своей сферы деятельности и рекомендациями, которые могут быть актуальны для малого бизнеса в сфере услуг.
Ищите новые способы работы при соблюдении антиковидных мер
Проблема. Самое сильное влияние пандемия оказала на офлайн-бизнес, который не смог перейти на удаленный формат. В начале пандемии автосервисы, салоны красоты, фитнес-центры и другие представители сферы услуг столкнулись с падением оборотов практически до нуля. Большинству компаний пришлось остановить работу.
Решение. Находчивые предприниматели смогли придумать, как можно работать с учетом ограничений. Например, фитнес-центры временно перенесли занятия из помещений в парки, а салоны красоты организовали выездные боксы для клиентов.
Автосервисам, которым для работы нужно специальное оборудование и помещение, было сложнее. Однако и здесь нашли выход: СТО запустили бесконтактную приемку. Клиент не заезжает в сервис, а оставляет машину возле цеха. Мастер-консультант дезинфицирует салон и сам завозит автомобиль на ремонт, а затем точно так же вывозит на улицу отремонтированную машину.
Так автосервисы минимизировали личные контакты между автовладельцами и сотрудниками сервиса и могли соблюдать все антиковидные требования.
Совет. Если ваш бизнес не может работать онлайн, поищите нестандартное решение — посмотрите на опыт коллег не только из своей ниши, но и из других отраслей. Вполне вероятно, что вы сможете найти решение, которое устроит и контролирующие органы, и клиентов и позволит вам продолжать работать даже в кризисное время.
При дефиците кадров ищите специалистов в команду по-новому
Проблема. В сфере услуг есть отрасли, где дефицит квалифицированных кадров проявляется особенно сильно. Например, ниша авторемонта: в целом по рынку там не хватает до 30% квалифицированных кадров.
Проблема с подбором персонала особенно остро встала весной 2020 года. Автосервисы до последнего старались удержать ценных механиков, но не у всех это получилось. Когда первая волна коронавируса отступила, клиентский поток восстановился, и СТО пришлось срочно искать новых сотрудников. Особенно непросто было компаниям в городах, которые пострадали от коронавируса сильнее всего. Например, в московских автосервисах часть механиков просто отказалась выходить на работу.
Решение. Предприниматели придумали брать сотрудников из регионов. Для этого автосервисы предлагали работу по вахтовому графику и заселение в хостелы недалеко от точки — часто СТО брали на себя расходы на проживание. Метод показал себя настолько хорошо, что некоторые автосервисы решили пользоваться им на постоянной основе.
Совет. В кризис старайтесь удержать ценные кадры любой ценой. Но если у вас это не получилось, а найти качественную замену сотрудникам сложно, подходите к поиску новых работников нестандартно. Например, если нельзя перевести работу на удаленку, можно попробовать найти подходящих соискателей в другом регионе, а сотруднику предложить вахтовую или проектную занятость.
Автоматизируйте процессы с прицелом на перспективу
Проблема. Бизнес может терять деньги и возможности из-за рутинных процессов и даже не догадываться об этом. Разберем на примере.
Собственник редакторского бюро тратит 6 часов в неделю на оформление документов и выплаты копирайтерам-фрилансерам, с которыми сотрудничает. Если автоматизировать процесс выплат, у собственника освободится около 30 часов в месяц, которые он сможет потратить на развитие и масштабирование своего бизнеса.
Решение. Некоторые процессы можно автоматизировать прямо сейчас с помощью готовых решений. Например, можно подключить систему онлайн-записи и уведомлений Yclients, чтобы снять часть нагрузки с менеджеров. Или создать интернет-магазин на базе Конструктора сайтов от Т-Банк — это можно сделать без разработчика и покупки домена. Так клиенты смогут сделать заказ без участия менеджера по продажам.
Автоматизировать можно практически любой бизнес-процесс — от продаж до управления запасами товара. Современные автоматизирующие решения быстро распознают данные о пополнении склада или клиентах и вносят их в базу автоматически. А значит, сотрудники могут обрабатывать заявки быстрее и снижается риск, что заявка потеряется или нужного товара не окажется на складе.
Системы становятся все более сложными и персонализированными под конкретную нишу: для цветочных магазинов, салонов красоты, автосервисов и других.
Например, в Wilgood Soft внедрили автоподбор запчастей и работ, которым может пользоваться мастер-консультант без специфических технических знаний. Для многих автосервисов это означает, что теперь не нужно нанимать мастера по подбору запчастей, — можно сэкономить расходы на ФОТ.
Совет. Подумайте, как можно оптимизировать процессы в вашем бизнесе. Может показаться, что рискованно тратить ресурсы на автоматизацию в пандемию, но автоматизация — это игра вдолгую, результат будет заметен на дистанции. В случае, когда процессы в бизнесе уже оцифрованы и оптимизированы, следующий кризис можно пережить с меньшими потерями.
Обратитесь за поддержкой к государству или своему банку
Проблема. В период пандемии доходы у многих компаний и ИП упали почти до нуля, а расходы снизились незначительно или остались на доковидном уровне. Нужно продолжать платить аренду, выдавать зарплату штатным сотрудникам и нести другие постоянные затраты.
Решение. С началом пандемии правительство сформировало список пострадавших отраслей, для которых предоставили отсрочки по платежам, страховым взносам, налоговые льготы и субсидии на различные нужды.
Господдержка не прекращается независимо от спадов и подъемов активности коронавируса. Например, правительство Москвы в этом году предоставляет 14 видов субсидий для малого и среднего бизнеса.
Для отраслей, которые не вошли в список пострадавших, государство также старается подготовить меры поддержки.
Например, Минцифры совместно с РФРИТ недавно объявили, что компании смогут получить скидку 50% на приобретение лицензии на программы автоматизации. Всего в списке 14 облачных платформ со скидкой, среди них решения от 1С, «Эвотора», «Вилгуда» и других.
Чтобы воспользоваться скидкой, собственникам не нужно собирать подтверждающие документы или проходить по конкретным кодам ОКВЭД — достаточно, чтобы бизнес был внесен в Единый реестр МСП.
Также рекомендуем пользоваться возможностями, которые государство предоставляет малому и микробизнесу: налоговыми льготами, субсидиями, обучением, помощью в выходе на международные рынки.
Некоторые банки тоже участвуют в поддержке бизнеса, например предоставляют льготные кредиты. Многие банки шли навстречу своим клиентам — предлагали рефинансирование кредитов, временное или постоянное снижение процентной ставки, выгодные тарифы на банковские сервисы.
Совет. Попробуйте обратиться за поддержкой в свой банк либо к государству. Обратите внимание: для получения помощи от правительства в большинстве случае малому бизнесу необходимо быть прозрачным и открытым для налоговой.
Какой стратегии выхода из кризисной ситуации придерживаетесь вы?