Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

«Пусть меня научат»: как ИТ-компании вырастить тимлида


Как компании развивают карьеру тех, кому кодить уже невмоготу, а свой бизнес открывать пока не хочется


Эту статью написал участник сообщества

Татьяна Галкина

Татьяна Галкина

Директор Академии iSpring

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Как компании развивают карьеру тех, кому кодить уже невмоготу, а свой бизнес открывать пока не хочется


Эту статью написал участник сообщества

Татьяна Галкина

Татьяна Галкина

Директор Академии iSpring

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Каждый разработчик рано или поздно встает перед выбором: продолжать заниматься кодом, становиться ИТ-архитектором или уходить в область менеджмента команд.

Кто такой тимлид

На рынке распространено убеждение, что тимлид — и швец, и жнец, и на дуде игрец: и архитектуру ИТ-продукта придумает, и интерфейс спроектирует, и тесты проведет, и продакт-менеджментом займется. Но тимлид — это в первую очередь менеджер, который занимается организацией работы команды и внутренних процессов. Он соединяет между собой разработку и бизнес так, чтобы они вместе двигались к общей цели, а результат общих усилий удовлетворял требованиям проекта.

Давайте представим себе среднестатистическую продуктовую команду. Помимо разработчиков, к ней обычно подключают дизайнеров, тестировщиков и многих других профильных специалистов. Кроме того, в создании продукта может участвовать непосредственно и бизнес-заказчик.

Получается большая разношерстная компания, у каждого члена которой может быть свое видение проекта, сроков, бюджетов, функциональности итогового продукта. Тимлид — своего рода арбитр, который приводит разные мнения к единой доминанте. Именно за это такие специалисты получают в среднем от 200 тысяч рублей в месяц.

Тимлид — это роль в команде, а не отдельная профессия. Поэтому ее могут занимать разные специалисты, например бэкенд- или фронтенд-разработчики, инженеры. В теории тимлидом может стать и менеджер по работе с клиентами, но на деле ему может не хватить знаний тонкостей и нюансов разработки, чтобы оценить фронт работ и грамотно распределить задачи.

Что нужно знать тимлиду

Стать тимлидом — это выбор. Не каждому дано управлять командой, решать возникающие перед ней проблемы и брать на себя ответственность за провалы. Поэтому назначения обычно работают плохо.

Тимлид должен сам желать этой позиции, быть проактивным — и это, можно сказать, первая и главная компетенция хорошего специалиста. К примеру, если сотрудник придет с предложением: «Вижу узкие места вот в этом процессе, предлагаю закрыть их таким-то образом к такому-то сроку, мне на это нужны следующие ресурсы» — это практически готовый управленец.

Не менее важная компетенция — высокий уровень ответственности и способность брать ее на себя. Тимлид должен гарантировать достижение результата, принимать решения, иногда не самые приятные или популярные, а также осознавать и принимать последствия своего выбора.

Кроме того, тимлид должен вести за собой людей. Именно от него зависит атмосфера в команде, ее работоспособность и эффективность. Поэтому умение мотивировать, вовлекать и вдохновлять людей, способность видеть их сильные стороны и раскрывать их, хорошие коммуникативные навыки — это его hard skills.

Также тимлиду необходимы смелость, настойчивость, последовательность в достижении целей и «амбиция пятого уровня», то есть способность выйти за пределы себя и поставить во главу угла интересы других людей, — все это позволит специалисту достигать высоких результатов в работе.

Среди других знаний и навыков — умение организовывать сбор и обработку обратной связи, контролировать нагрузку команды и прогнозировать объем работ. Конечно, необходима эмпатия, которая помогает решать конфликты и выводить командное взаимодействие на новый уровень.

Помимо этого, тимлиду важен хороший понятийный интеллект, чтобы понимать сущность процессов и явлений, а также способность одновременно держать в фокусе внимания сразу несколько событий и быстро обрабатывать большой поток информации. Причем тимлид должен не просто передавать информацию, а фильтровать ее, схватывать суть и доносить до команды понятным языком.

Наконец, нелишним будет и знание основ HR — тимлидам нередко приходится укомплектовывать команду. Важно понимать основные принципы не только рекрутмента, но и адаптации, построения образовательных и карьерных траекторий для сотрудников.

Тимлид соединяет между собой разработку и бизнес так, чтобы они вместе двигались к общей цели

Как компании нанимают тимлидов

Чаще всего тимлидов растят прямо в компании. Рецепт простой: берете джуна, обучаете, взращиваете до сеньора, расширяете зоны ответственности. Получается сильный тимлид, понимающий корпоративную культуру компании, разделяющий ее ценности, обладающий определенным авторитетом в команде. И, что немаловажно, не требующий дополнительных ресурсов на адаптацию.

По статистике, 63% компаний развивают тимлидов, а не берут их извне. Если бизнес небольшой — из мидлов, в крупных корпорациях — в основном из сеньоров.

Люди извне могут быть крайне полезны. Они приносят с собой новые компетенции, которых нет в компании, новые фишки, методы работы. Однако здесь есть риск: если нанятых тимлидов будет очень много, может случиться размывание корпоративной культуры, потеря уникальности. Поэтому опытные топ-менеджеры стараются искать баланс между взращиванием и наймом готовых кадров.

Пусть его научат: как выстроить систему обучения тимлидов

Есть несколько основных инструментов обучения тимлидов. Расскажем о каждом.

Профильное обучение. Начинающим тимлидам полезно слушать лекции и подкасты, читать учебную литературу. Сейчас есть множество источников по теме. Диапазон: от курсов на образовательных онлайн-площадках, рассказывающих об основных принципах управления командами и продакт-менеджменте в целом, до популярных книг вроде «Мама, я тимлид» от бывшей сотрудницы Яндекса.

Техническое обучение. Тимлид должен хорошо разбираться в технологиях, чтобы правильно организовать работу команды и проконтролировать ее выполнение. Поэтому он должен постоянно проходить курсы повышения квалификации, изучать новые подходы к разработке и инструменты.

Нетворкинг. Конференции и форумы полезны не только знаниями о трендах в отрасли и новых технологиях, но и знакомствами. Сформировав вокруг себя круг управленцев-практиков, тимлид сможет получать от них профессиональные советы и рекомендации.

Практика. В идеале будущий тимлид должен регулярно участвовать в проектах, где может проявить свои управленческие навыки. При этом важно, чтобы процесс курировал более опытный сотрудник — так можно уменьшить страх новичка перед фатальными ошибками и раскрыть его потенциал.

Наставничество. Это самый дорогой, но и самый результативный метод обучения будущих тимлидов. Наставник буквально за ручку проведет по пути от исполнителя к управленцу, поможет миновать классические ошибки новичка, ответит на все вопросы. А главное — это человек, который может выслушать идею, оценить ее критически, дать рекомендации.

Как организовать комплексную систему обучения

В идеале в компании должна быть выстроена комплексная система обучения, объединяющая все эти методы и инструменты. Вот несколько ключевых принципов ее организации — исходя из нашего собственного опыта организации Школы наставничества в iSpring.

Начинать обучение любого специалиста нужно с четкой формулировки, что важно получить на выходе. В идеале нужно уже на этапе обучения понимать, какому отделу не хватает человека, какие навыки и знания ему понадобятся в работе, какие задачи он будет решать — и исходя из этого сделать карту компетенций тимлида и сформировать стратегию обучения.

Программа обучения тимлидов должна двигаться по нарастающей. Сначала нужно дать те знания и инструменты, которые нужны начинающему руководителю, чтобы наладить работу команды, упорядочить процессы. Затем можно поделиться инструментами прокачки личных навыков лидера и развития команды.

Первый курс должен быть посвящен функциональности руководителя: планированию, организации, мотивации и контролю. Только после этого можно изучать, как обучать и развивать команду, получать обратную связь от сотрудников, какие навыки нужно прокачивать самому руководителю.

Такая последовательная подача информации позволит успешно отработать каждый новый пласт теории на практике.

В процессе обучения обязательно нужно использовать дополнительные материалы. Например, чек-листы, памятки, шаблоны, обратную связь от более опытных наставников или от тренера-практика — так информация запоминается лучше.

Для новичков стоит предусмотреть возможность пройти курс заново после получения хотя бы минимального управленческого опыта — возможно, они посмотрят на «второй раунд» обучения под другим углом.

Тимлид должен вести за собой людей, от него зависит атмосфера в команде, ее работоспособность и эффективность

Как помочь начинающему тимлиду

Обычно на старте у тимлидов возникает ряд трудностей — в основном связанных с планированием и контролем. Управленцу-новичку бывает сложно распределять нагрузку внутри команды, держать ритм бизнеса. Из-за этого могут сдвигаться сроки по проектам, может неравномерно распределяться нагрузка между членами команды.

Кроме того, возникает много сложностей с тем, что тимлиды по инерции продолжают решать задачи, а не ставить цели. То есть мыслить оперативно, а не стратегически. Прилетела задача — отдал тому, у кого есть время. Они забывают проанализировать, зачем и как эту задачу выполнить, как ее можно оптимизировать, как она поможет отделу, какие KPI для ее достижения нужно поставить — наконец, как вдохновить команду на ее реализацию.

Все эти трудности преодолеваются в процессе роста. Руководству важно не концентрироваться на ошибках новичка, а максимально поддерживать его на каждом этапе становления в новой роли. Говорить о его успехах и достижениях, грамотно выстроить траекторию обучения — с опорой на задачи, которые стоят перед сотрудником.

Важно также помочь тимлиду подобрать ментора внутри компании, который станет примером, направит, подскажет, поможет прокачать компетенции и поделится своим опытом.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Новости