Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как управлять большой удалённой командой в российском ресторанном бизнесе


Каждая история основана на личном опыте: сегодня в компании работают более 400 человек, а точки «Ёбидоёби» открыты в более 150 городах России. В управлении компанией принимают участие отделы HR, маркетинга и финансов, юридический отдел и отдел цепей поставок, отдел для работы с франчайзи и другие крупные бизнес-юниты.

В материале разбираемся с особенностями удаленки для каждого из них.

Колл-центр

Колл-центр «Ёбидоёби» принимает входящие звонки, отвечает за чат-поддержку и работу с рекламациями — претензиями покупателей. В команде работают около 100 человек.

«Удаленная работа — это удобно: она открывает широкие возможности для найма, помогает экономить на аренде и ремонте помещений и лучше контролировать рабочие процессы».

Анна Турищева

Анна Турищева

Директор колл-центра «Ёбидоёби»

Офисный сотрудник, например, может выйти на обед и «потеряться» на пару часов. Удаленная работа, оптимизированная с помощью корпоративного портала и таск-трекеров, делает процессы и результат прозрачными.

Среди трудностей — без физического офиса сотрудники оказываются ограничены в живом общении. Но сохранять вовлеченность помогают встречи в реальной жизни: общие выезды на обучение или отдых.

Как организована работа отдела:

  1. Для каждого оператора создается учетная запись. Он получает ссылку на скачивание необходимых программ на домашний компьютер.
  2. Операторы отмечают время выхода на работу, перерывы, завершение рабочего дня.
  3. В конце дня руководители отделов заполняют чек-лист: сколько они провели звонков, сколько приняли чатов, что еще успели за день.

Кроме таск-трекеров и CRM, оптимизировать работу удаленного колл-центра помогают продвинутая телефония (многоканальные номера, которые поддерживают большое количество соединительных линий), чат-бот и виртуальный голосовой ассистент для ответа на звонки.

Чек-лист сотрудников колл-центра
Чек-лист сотрудников колл-центра

Так выглядит чек-лист явок сотрудников колл-центра

Так выглядит чек-лист явок сотрудников колл-центра

HR-департамент

HR-подразделение отвечает за подбор персонала, адаптацию, внутренние коммуникации, кадровое администрирование, развитие корпоративной культуры и HR-бренд компании.

В HR-департаменте «Ёбидоёби» работают 16 человек: команда координирует HR-процессы 229 точек франшизы, 18 розничных точек, HR-процессы офиса и управляющей компании.

«Преимущества удаленки в эйчар — экономия времени сотрудников, свобода перемещений, широкие возможности для найма. При этом работа в распределенной команде не влияет на текучесть кадров: средний показатель компании составляет 15% в год. Это хороший результат для удаленной команды».

Юлия Казаковцева

Юлия Казаковцева

HR-директор «Ёбидоёби»

Вот как организована работа департамента.

Найм происходит удаленно. Поиск сотрудников ведется по двум направлениям: массовый и профессиональный подбор. Рекрутеры прорабатывают процесс от формирования заявки внутреннего заказчика до первого рабочего дня нового сотрудника. Эффективность оценивают с помощью набора метрик: показателей воронки найма, конверсии на разных этапах, анализа источников привлечения. Весь процесс проходит удаленно: рекрутеры обрабатывают резюме, собеседуют и тестируют кандидатов с помощью различных ИТ-сервисов и CRM-системы.

В компании действует гибкая система обучения и наставничества. В работу с новыми сотрудниками вовлечены руководители, HR-подразделение развивает корпоративную базу знаний. Сотрудники могут пользоваться виртуальной библиотекой. Также им открыт доступ к внешним вебинарам. Чтобы оптимизировать адаптацию и развитие сотрудников, в компании используют методологии scrum и agile, помогают новичкам работать с календарем, учат разбивать задачи и отслеживать эффективность.

Для поддержания вовлеченности эйчары развивают систему обратной связи. В нее вовлечены и сотрудники, и руководители компании: это могут быть звонки тет-а-тет, командные встречи.

Из необычного — впечатлениями о работе в компании сотрудники делятся в книге «Ёбидоёби». Каждый «соавтор» книги рассказывает свою историю знакомства с компанией и делится самыми позитивными моментами в рабочем процессе.

Открытая встреча сотрудников «Ёбидоёби»
Открытая встреча сотрудников «Ёбидоёби»

Например, раз в месяц в каждом отделе проходит общая открытая встреча — к ней могут присоединиться и участники других команд. На ней сотрудники делятся новыми проектами, мыслями, показывают, кто и что делает и каких результатов достигает

Например, раз в месяц в каждом отделе проходит общая открытая встреча — к ней могут присоединиться и участники других команд. На ней сотрудники делятся новыми проектами, мыслями, показывают, кто и что делает и каких результатов достигает

Сотрудники регулярно участвую в онлайн- и офлайн-активностях. Это квизы и конкурсы, неформальные встречи, интервью, чат-флудильня в телеграме. Одна из задач HR-подразделения — обращать внимание не только на работу, но и на внерабочие достижения: хобби, творчество, события в жизни семьи.

Кроме того, компания стремиться поддерживать психологическое и эмоциональное благополучие — раз в неделю каждый сотрудник может бесплатно проконсультироваться с психологом. А раз в месяц психологи проводят лекции и воркшопы.

Для сплочения команды и встреч оффлайн также проводятся корпоративы и совместные праздники.

Каждый месяц компания благодарит сотрудников за работу. В Битриксе появляется общий пост и отдельно подчеркиваются успехи лучших сотрудников — они получают знаки отличия и корпоративные бонусы. А в рознице регулярно проходит конкурс на лучший филиал.

Большую роль в развитии корпоративной культуры на удаленке играет личность руководителя. Лидер каждого отдела стремится к прозрачной открытой коммуникации, проводит сессии обратной связи, регулярные созвоны и планерки.

Конкурсы для детей «Ёбидоёби»
Конкурсы для детей «Ёбидоёби»

Например, в управляющей компании Puzzle Food, куда входят сеть доставки суши и роллов «Ёбидоёби» и сеть пиццерий «ТиЧ», для детей сотрудников часто проводятся различные конкурсы, где они могут проявить себя и получить подарки и сертификаты

Например, в управляющей компании Puzzle Food, куда входят сеть доставки суши и роллов «Ёбидоёби» и сеть пиццерий «ТиЧ», для детей сотрудников часто проводятся различные конкурсы, где они могут проявить себя и получить подарки и сертификаты
Корпоратив «Ёбидоёби»
Корпоратив «Ёбидоёби»

Корпоратив в честь 8-летия «Ёбидоёби»

Корпоратив в честь 8-летия «Ёбидоёби»
8-летие «Ёбидоёби»
8-летие «Ёбидоёби»

Корпоратив в честь 8-летия «Ёбидоёби»

Корпоратив в честь 8-летия «Ёбидоёби»

Supply chain management

Отдел цепочки поставок отвечает за обеспечением филиалов сырьем и оборудованием и снижает себестоимость продукции.

Работа строится следующим образом: отдел формирует стратегию закупок для федеральной сети — ищет наиболее подходящие под интересы бизнеса заводы и дистрибьюторов. Главной целью работы является создание устойчивой цепочки поставок.

Отдел закупок «Ёбидоёби» работал на удаленке еще до ковида. На это влияли два фактора: широкая география филиалов и необходимость расширить возможности найма и сотрудничества.

Стратегия компании была направлена на стремительный рост. Главным принципом выступал результат, которого можно добиться с помощью профессиональных компетенций и вовлеченности в работу. Для этого не обязательно находиться в офисе — удаленный формат работы помог компании расти амбициозно и быстро.

«Лучше всего удаленная работа подходит сотрудникам с развитым самоконтролем. Но при этом результат зависит и от системы управления. Если это классическая строгая бюрократия, то на удаленке сотрудникам будет сложно».

Елена Корбозерова

Елена Корбозерова

Руководитель отдела Supply chain management в «Ёбидоёби»

Несколько советов, которыми готов поделиться отдел:

  1. В распределенной команде важно развивать самодисциплину и поддерживать инициативу. Важным этапом становится приобщение сотрудников к ценностям компании и поддержание корпоративной культуры.
  2. Если планируете удаленную работу, постарайтесь честно ответить на вопрос, готова ли к этому ваша команда. Нарисуйте портрет сотрудника, который справиться с задачами удаленно. Продумайте механики, которые помогут поддержать его, сделать более эффективным, оценивать результаты.
  3. Обязательно запустите CRM-систему. В ней будут происходить все коммуникации, контроль задач и обмен информацией.

R&D

Направление Research and Development отвечают за продукт и ингредиенты, разрабатывают меню, выбирают оборудование и производственную модель. В зоне ответственности команды находится как вкус блюда, так и его внешний вид.

Директор R&D Виталий отмечает, что удаленка помогает ему экономить время и оптимизировать рабочий процесс. При этом он не находится дома все время: задачи отдела определяют формат работы. Много времени он проводит в филиалах «Ёбидоёби», дегустируя и прорабатывая продукт.

Среди вызовов удаленки Виталий выделяет поддержание мотивации. Главный совет, который он готов дать другим управленцам и предпринимателям — движение «step by step».

«Переходить на удаленную работу лучше постепенно: сначала перевести часть сотрудников, например, бухгалтерию. А затем наращивать процент удаленных задач. Если какие-то процессы не поддаются переводу в онлайн, пытаться увести их туда не нужно. И отдельные задачи, и вся компания в целом могут существовать в гибридном формате».

Виталий Бушмин

Виталий Бушмин

Директор R&D в «Ёбидоёби»

Галерея директора R&D «Ёбидоёби»
Галерея директора R&D «Ёбидоёби»

Так выглядит галерея в телефоне директора R&D Виталия

Так выглядит галерея в телефоне директора R&D Виталия

Маркетинг

Маркетологи «Ёбидоёби» создают потребительскую ценность. К ключевым направлениям работы отдела относятся аналитика, бренд-коммуникации и целевой маркетинг: управление клиентскими данными и покупательским поведением, удержание покупателя, электронная коммерция и другие каналы привлечения трафика.

В команде маркетинга работают 12 человек. Среди основных трудностей удаленки сотрудники отмечают проблему делегирования и согласований. Часть процессов в маркетинге сложно перенести в онлайн — поэтому время от времени команда встречается в реальной жизни.

«Удаленная работа может негативно влиять на корпоративную культуру. И именно топ-менеджеры на удаленке отвечают за вовлеченность и «драйвят» сотрудников, создают возможности для личностного роста и поддерживают интерес к работе».

Вячеслав Филимонов

Вячеслав Филимонов

Директор по маркетингу в «Ёбидоёби»

Доклад отдела маркетинга «Ёбидоёби»
Доклад отдела маркетинга «Ёбидоёби»

Доклад Вячеслава по работе отдела маркетинга

Доклад Вячеслава по работе отдела маркетинга

Франчайзинг

Партнеры «Ёбидоёби» управляют более 230 точками в 150+ городах России: сеть много лет развивается благодаря продажам франшизы. За успех продаж, а также развитие партнеров и рост выручки сети отвечает директор по франчайзингу Артем и 20 специалистов, которые работают под его руководством.

«Оптимизировать работу отдела помогают качественная система аналитики и строгий контроль выполнения задач. А чтобы сотрудники не теряли вовлеченность, мы проводим регулярные онлайн-встречи и «слеты» в офлайне, организует индивидуальные планерки и мотивационные беседы».

Артем Кравченко

Артем Кравченко

Директор по франчайзингу в «Ёбидоёби»

Что касается работы с франчайзи, здесь также много внимания уделяется мотивации, развитию отдельных перспективных городов. Так, внутренние исследования «Ёбидоёби» показывают: жители небольших населенных пунктов чаще заказывают роллы, чем население крупных городов. При этом бизнес развивается лучше и быстрее, когда несколькими точками в маленьком городе владеет один франчайзи.

Поэтому компания заинтересована в том, чтобы партнер «выкупил» небольшой город полностью — и готова оказывать ему необходимую поддержку. На удаленке в этом помогают все те же механики и инструменты: регулярные онлайн-встречи, контроль над операционкой с помощью систем автоматизации, создание дополнительной ценности для франчайзи. Например, возможности для обучения или раскрытия креативного потенциала через участие в управлении компанией, планировании рекламных акций.

При этом в формате удаленной работы есть и недостатки. Например, чтобы обсудить с коллегой какую-то проблему, необходимо назначить встречу в календаре, который обычно у всех сильно забит. В офисе «поймать» нужного сотрудника проще: можно просто зайти на 5 минут в соседний кабинет. Или обсудить все во время обеда.

Второй момент — индивидуальные встречи с сотрудниками. Проще проводить личный разговор вживую — так можно лучше почувствовать настроение собеседника, лучше понять друг друга.

Управление бизнесом: опыт основателя

С точки зрения управления бизнесом, удаленка открывает все те же возможности: гибкость личного графика и найма. При этом работа удаленной команды требует особо внимательного подхода к контролю продуктивности. Помогают CRM-система и особый подход к планированию: переход от мышления дедлайнами к регулярным чек-поинтам, которые помогают отслеживать прогресс, вовремя выявлять проблемы и развивать ключевые процессы.

«Удаленные команды часто страдают от неорганизованности и недостаточного понимания, как устроен рабочий день каждого отдельного сотрудника. Но с помощью Битрикс24 и популярных таск-трекеров мы анализируем работу — и находим свежие решения для развития продуктивности».

Константин Зимен

Константин Зимен

Основатель «Ёбидоёби»

Пример — отказ от любых звонков и планерок один раз в неделю. Хотя регулярная коммуникация на удаленке имеет большое значение, постоянный поток зум-коллов приводит к усталости — у сотрудников возникает ощущение, что на работу просто не остается времени.

Отказ от офиса: как получить максимум

Ещё раз обратим внимание на четыре момента.

Удаленная работа подходит разным компаниям: даже тем, которые, как ресторанный бизнес, традиционно связаны с офлайном. Но чтобы осуществить переход с лучшим результатом, потребуются механики автоматизации и высокая вовлеченность управленцев.

Удаленку важно автоматизировать. С одной стороны, для каждого сотрудника важен самоконтроль, с другой — его необходимо интегрировать в прозрачный рабочий процесс с измеримой эффективностью.

Онлайн-работа предполагает регулярные встречи. Это могут быть стратегические сессии, общение сотрудников и руководителей тет-а-тет, рабочие «флудильни». Главное, чтобы сотрудники чувствовали себя достаточно вовлеченными. Но при этом не уставали от коммуникаций: один день в неделю, например, полезно освободить от любых звонков и планерок.

В распределенной команде важна обратная связь. Прямой открытый диалог упрощает процессы и помогает избежать ошибок. Обратная связь важна и со стороны сотрудников, и от руководителей компании.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Константин Зимен
Константин Зимен

Какой формат работы кажется вам оптимальным: полностью удалённый, гибридный или традиционный офисный?

korbozerov_andrei

Добрый день! Я за удаленный формат, лишь самоконтроль и дисциплина сопутствуют успеху!


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации