Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в России сталкиваются с рядом проблем. Чтобы понять, как преодолеть эти трудности, необходимо проанализировать ключевые финансовые показатели, такие как рентабельность, ликвидность, оборачиваемость капитала. Успешные бизнесы демонстрируют их стабильный рост. На основе анализа можно выработать стратегии для улучшения финансового состояния, включая оптимизацию затрат и эффективное управление ресурсами.
Я, Николай Соловьёв — СЕО и основатель компании AnyRoads. В этой статье расскажу, по каким финансовым показателям можно оценить эффективность бизнеса и как добиться улучшения финансового состояния малого и среднего бизнеса (МСБ).
Основные проблемы, с которыми сталкиваются МСП
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сегодня в России 6 186 739 МСП, и тенденция к увеличению их численности сохраняется.
Однако предприниматели знают: сложно запустить свой бизнес, но еще сложнее сохранить. По статистике, ожидаемая продолжительность жизни малых и средних компаний около девяти лет. Причем в первые два года закрывается более 50% организаций.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются МСП, можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние проблемы. Они делятся на несколько типов.
Денежно-кредитная политика (ДКП). В связи с повышением ключевой ставки деньги в экономике становятся дороже, что ведет к удорожанию кредитов и увеличению долговой нагрузки на бюджет предприятия.
После повышения ключевой ставки с 16% до 18% в июле 2024-го, стоимость кредитов может резко вырасти на 5—7 процентных пунктов. Так как МСП часто пользуются кредитами, для них это становится дорого и неоправданно. Высокие процентные ставки влияют на удорожание товаров и услуг из-за чего увеличивается стоимость продукции для конечного потребителя. В связи с ростом цен происходит замедление потребительской активности.
Налоги. Их увеличение перекладывается в конечную стоимость и как следствие отражается на потребителе.
В связи с налоговой реформой 2025 года будут пересмотрены положения по:
- НДФЛ (установлена новая прогрессивная шкала ставок, которая распространяется на ИП);
- налогу на прибыль (общая ставка увеличена до 25%);
- УСН.
Все это повлияет на спрос и покупательскую способность.
Курсы валют. Большинство отечественных предприятий МСБ зависят от колебаний курса и вынуждены перекладывать на клиентов рост цен из-за ослабления валюты.
Например, обвал рубля сказывается на стоимости грузоперевозок, так как часть расходов всегда происходит в иностранной валюте.
Санкции. В этих условиях МСП сталкиваются с серьезными трудностями при формировании инвестиционных планов на 3—5 лет. Непредсказуемость рынка, инфляция и высокие ставки по кредитам затрудняют оценку будущей доходности инвестиций. Ограниченный доступ к зарубежным технологиям и материалам повышает риски и снижает конкурентоспособность.
Это заставляет предпринимателей сосредоточиться на краткосрочных целях, что мешает стратегическому развитию.
Кризис кадров на рынке труда. Проблема возникла из-за демографической ситуации, автоматизации производств и оттока квалифицированных специалистов из страны.
Это серьезно влияет на работу компаний.
Внутренние проблемы. Они тоже делятся на несколько видов.
Финансовые сложности. С ними сталкиваются организации, когда не хватает ликвидности, и на это влияют в том числе внешние факторы.
Например, предприниматель не может взять кредит и перекрыть затраты, поэтому вынужден либо сокращать штат сотрудников и ограничивать производственные объемы, либо пытаться получить гранты и субсидии от государства. Это способ поддержать финансовую стабильность и сохранить бизнес в условиях неопределенности.
Отсутствие планирования. Многие предприниматели недооценивают прогнозирование, не прописывают стратегию, считают, что бюджетирование (планирование доходов, расходов и т. д.) нужно только крупным предприятиям. Как следствие, оказываются в состоянии постоянного стресса и неопределенности.
Отсутствие плана может привести к неверным инвестициям, увеличению затрат и банкротству.
Неэффективное управление. Проблема во многом связана с оттоком квалифицированных кадров и повышением стоимости услуг имеющихся специалистов.
Но не каждая компания может себе позволить нанять дорогостоящих и эффективных топ-менеджеров.
Отсутствие автоматизации бизнеса. Некоторые компании до сих пор отказываются от специализированных систем в пользу Excel и других малоэффективных решений, чтобы избежать дополнительных расходов.
Однако работать вручную трудозатратно, увеличивается время анализа данных, повышается вероятность ошибок и потери информации. Например, фиксируются не все заявки, что вызывает негатив со стороны клиентов и сказывается на репутации бренда.
По каким финансовым показателям можно оценить эффективность бизнеса?
Эффективность бизнеса — это показатель того, насколько успешно компания достигает своих целей. Он рассчитывается в процентах.
Например, два предпринимателя продают товар на маркетплейсе.
То есть показатель эффективности предпринимателя №1 на 20% выше, он заработал на 100 тыс. руб. больше (без учета расходов и издержек).
Чтобы увидеть объективную картину, используют количественные (измеряются в деньгах) и качественные (измеряются в относительных величинах) показатели. Их может быть большое количество. Я обычно слежу за следующими.
Чистый денежный поток — все поступления денежных средств минус все списания за определенный период времени. Для этого необходимо создать ОДДС (отчет о движении денежных средств). Этот отчет — один из трех основных форм бухотчетности вместе с бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах. Он показывает фактическое движение денежных средств в компании. Его делают за месяц, квартал, год и смотрят, чтобы не было отрицательного значения. Если он положительный, значит компании хватает собственной ликвидности.
Чистая прибыль. Рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль = Выручка компании — Все расходы компании (Переменные расходы — Постоянные расходы — Внереализационные расходы — Налог на прибыль).
Она показывает реальную картину: есть ли смысл в этом бизнесе и приносит ли он деньги. Потому что возможна ситуация: денежный поток положительный (значит, в компанию поступает больше денег, чем выбывает), но бизнес зарабатывает мало. Так бывает, если пришли авансы от клиентов, но вы не заплатили поставщику за услугу или товар для этого клиента.
Валовая прибыль (ВП). Она показывает эффективность продаж, финансовую успешность компании и ее способность генерировать прибыль от основной деятельности после вычета себестоимости проданных товаров или услуг.
Рассчитывается по формуле:
ВП = Выручка от продаж товара/услуги — Себестоимость продаж товара/услуги.
Если компания за год заработала 1 млн руб. от продаж, а себестоимость проданных товаров = 600 тыс. руб., ВП будет равна 400 тыс. руб. Это означает, что после покрытия всех прямых затрат на производство и продажу предприниматель имеет 400 тыс. руб., которые можно использовать для дальнейшего развития бизнеса, оплат.
Оборотные активы. Это ресурсы предприятия, которые могут быть превращены в денежные средства или использованы в течение одного года.
К ним относятся:
- денежные средства и их эквиваленты — наличные деньги и средства на расчетных счетах;
- дебиторская задолженность (дебиторка) — деньги, которые должны предприятию клиенты за продукты или услуги;
- запасы — сырье, готовая продукция и т. д., которые предназначены для продажи или производства;
- краткосрочные финансовые вложения — активы, которые могут быть быстро реализованы и легко превращены в деньги.
Чаще всего я рассчитываю собственный оборотный капитал (СОК). Он показывает финансовое состояние компании.
Показатели СОК рассчитываются так:
быстрореализуемые активы (товары, деньги, дебиторка) минус все долговые обязательства (кредиторская задолженность, займы).
СОК может быть положительным (> 0), отрицательным (< 0) или равным нулю.
Дефицит СОКа может привести фирму к банкротству: отрицательное значение — свидетельство того, что есть проблемы. Например, вы взяли кредит под сделку, но еще ее не заключили.
Положительный СОК говорит о финансовой устойчивости.
СОК = 0, если, например, сумма оборотных активов полностью равна сумме задолженностей, то компания сможет полность расплатиться по долгам, но денег на ведение бизнеса не останется.
Рассчитывается эффективность также по тому, сколько средств без ущерба можно вывести из бизнеса — например, на новый проект. В этом случае рассчитывают:
- СОК;
- чистый денежный поток;
- остатки на расчетных счетах;
- чистая прибыль.
Получается формула:
собственный оборотный капитал минус чистый денежный поток, остаток на расчетном счете и чистая прибыль равно сумме, которую можно вывести.
Рекомендую выводить не более 50% от суммы, которую можно вывести, но лучше выводить сумму, эквивалентную чистому денежному потоку, когда оборотный капитал в два раза превышает чистый денежный поток и чистую прибыль.
Финансовая устойчивость. Это система финансовых коэффициентов, которая позволяет анализировать различные аспекты деятельности.
Важнейшие показатели:
- коэффициент ликвидности (показывает способность предприятия покрыть краткосрочные обязательства текущими активами);
- коэффициент задолженности (отражает соотношение заемного и собственного капитала и помогает понять, насколько предприятие зависит от внешнего финансирования);
- коэффициент оборачиваемости активов (измеряет эффективность использования ресурсов для генерации дохода).
Если коэффициент ликвидности предприятия ниже единицы, это может указывать на потенциальные проблемы с выплатой долгов в краткосрочной перспективе.
Какие значения финансовых показателей говорят об успешном ведении бизнеса?
Все показатели необходимо смотреть в динамике. Например, показатель валовой прибыли. Он рассчитывается по формуле:
Валовая прибыль = Маржинальная прибыль − Прямые постоянные производственные расходы.
Если ВП растет — бизнес рационально использует ресурсы.
Это еще не значит, что компания много зарабатывает. Чтобы получить объективные данные, смотрим в динамике:
- показатель валовой прибыли;
- показатель чистой прибыли;
- чистый денежный поток;
- СОК.
Эти данные покажут, насколько финансово устойчиво предприятие.
Например, у организации было 20 клиентов, а стало 100, но ВП не выросла, т. к. неправильно посчитана стоимость услуг. Отсюда чистая прибыль уходит в минус: ее съедают операционные расходы — бухгалтерия, финансисты и т. д.
В идеале финансовые показатели должны расти, но начинающему предпринимателю не надо гнаться за большой прибылью: главное — получить операционный ноль, а затем постепенно развиваться.
Рекомендация: вносите в отчет валовую прибыль, которая засчитывается от клиента, только когда собрали дебиторку, и деньги поступили на счет. Такой подход повысит эффективность отчета.
Как добиться улучшения финансового состояния МСБ?
Надо грамотно выстраивать стратегическое планирование, ставить долгосрочные задачи и цели — например, большую финансовую цель, которая должна быть достижима, измерима и конкретна.
Допустим, цель — заработать 200 млн ₽ в год. К ней надо прописать список задач:
- улучшить свой продукт;
- расширить линейку продуктов;
- оптимизировать расходы.
Это то, на что вы можете повлиять.
Также стоит работать за счет собственных средств либо использовать деньги клиента (предоплата).
Еще можно использовать банковские гарантии. Например, компания не может позволить себе взять кредит и ей не дают предоплату, но некоторые партнеры соглашаются на банковские гарантии. Они являются поручительством, что оплата поступит.
Квалифицированные кадры — еще один важный фактор, который влияет на улучшение финансового состояния МСБ. Их можно привлечь со стороны или вырастить в компании.
Также стоит рассмотреть возможность получения государственной поддержки — субсидий, кредитов, аренды участка на льготных условия, что позволит сэкономить средства.
Выводы
Вести бизнес в условиях экономической нестабильности непросто. Но в целом сейчас время возможностей, которыми надо правильно воспользоваться.
Чтобы расти и развиваться, МСБ жизненно важно регулярно анализировать финансовые показатели. Постоянный мониторинг и корректировка стратегий помогут не только избежать банкротства, но и добиться финансового успеха.
Расскажите, какие финансовые проблемы вам приходилось решать в своем бизнесе?