Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Преодолеваем страхи: как перестать бояться ответственности и стать успешным руководителем


Достижение лидерских позиций в компании — это не только рост дохода и развитие бизнеса, это еще и серьезное психологическое испытание. Многие люди на пути к должности руководителя сталкиваются с определенными психологическими сложностями, которые мешают проявлять инициативу и принимать важные решения.

Как психолог для предпринимателей и бизнеса расскажу, каждый ли человек может стать руководителем и какие на этом пути могут возникать страхи и как с ними работать.

Каждый ли человек может стать руководителем

Чтобы вырасти до роли руководителя, нужно три составляющих. Остановимся на каждом из них чуть подробнее.

Сильное желание и стремление занять эту роль. У человека, который хочет занять руководящую должность должно быть на то реальное стремление, заставляющее преодолевать любые трудности. Именно оно будет поднимать нас в 5 утра, во сколько бы мы не легли и постоянно заставлять заниматься этим делом.

Мысли о достижении желаемого будут мотивировать, бодрить, добавлять энергии, «зажигать» изнутри. Чуть ли не те самые «бабочки в животе» которые начинают порхать, когда только промелькивает мысль в голове о своей конечной цели.

Каждый человек, который имеет сильное желание, может стать руководителем. Он может прокачать в себе любые навыки, без всяких проблем. Вопрос только во времени и действиях.

Как стать уверенным руководителем
Как стать уверенным руководителем

На пути к должности мы должны ощущать то самое чувство, когда ты и так горишь этим делом, а хочется еще сильнее

На пути к должности мы должны ощущать то самое чувство, когда ты и так горишь этим делом, а хочется еще сильнее

Софт-скиллы. Под софт-скиллами следует понимать фундамент и масштаб личности. Фундамент личности — это философия каждого человека, его мировоззрение, мнение о себе. Иными словами, это самооценка, эмоциональная стабильность и выносливость.

Какую роль это играет на пути к должности руководителя? Все просто: это состояние веры в себя и в свои способности, когда мы понимаем, что со всем справимся, все получится — в голове есть некоторая смысловая конструкция действий, зачем все это делается и как мне это сделать.

Этот фундамент мы прокачиваем в течение жизни: на обучениях, на личной терапии, на личном опыте, на взаимодействии с другими людьми. Он укрепляется, в том числе в момент, когда мы проходим через некоторые сложности, стрессовые ситуации и пр.

Масштаб личности — это философия про мир, про то какие границы мы выстраиваем в этом мире, как представляем себя в нем, как отвечаем за свои действия, как ведем себя в социуме, как работаем на работе и пр.

У меня есть представление о том, что по мне судят, какие вообще в мире бывают психологи. Понимая ответственность за вот такое суждение, я постоянно повышаю уровень своей экспертности, стараюсь быть супермягким, супермотивационным и суперпринимающим специалистом.

Условно, это личное представление каждого о собственном взаимодействии с миром. Насколько масштабно мы себя здесь представляем и ощущаем: маленькой невидимой мышкой, либо же львом, царем зверей.

Играют ли роль на пути к должности руководителя врожденные лидерские качества?

Безусловно, людям с такими качествами будет легче и проще пройти «школу лидера» и занять должность руководителя, чем человеку, который не обладает задатками лидера. Но при этом, я убеждена, что любой человек может стать руководителем, даже если этих задатков у него «от природы» нет, все навыки можно приобрести. Было бы желание.

Хард-скиллы. Под хард-скиллами следует понимать управленческие и организационные навыки, непосредственно компетенции той роли, к которой стремимся. Как обрести нужные компетенции? Хотите стать миллионером, сядьте за один стол с пятью миллионерами и вы станете шестым. Так работают зеркальные нейроны нашего мозга, когда нас окружают люди с определенным типом мышления, наш мозг рано или поздно начнет копировать их выборы.

Можно много проходить курсов по эффективному управлению, читать книги и набивать собственные шишки, все это безусловно важно. А можно пойти коротким путем: найти себе наставника. Это может быть непосредственный начальник или человек, который просто обладает нужными вам скилами. Задача максимально близко и много быть во взаимодействии с этим человеком, перенимая его тип мышления, то как он принимает решение, как делает выбор, почему действует именно так, а не иначе.

Будучи в контакте с наставником, наш мозг учится мыслить именно таким образом, прокачивая в себе нужные компетенции. Причем, если речь идет про непосредственного руководителя, то самым эффективным обучением будет брать на себя его задачи. «Чем больше задач я беру у своего руководителя, тем быстрее я смогу вырасти до его вершины».

Условно это можно представить как стену, в которой не хватает кирпичиков-компетенций и мы, задавая наставнику вопросы по типу «А как ты это делаешь?», «А как это у тебя получается?», «Почему ты принял именно это решение?», то кирпичик за кирпичиком возводим эту стену наших компетенций. Так мы перенимаем необходимые навыки.

Синдром самозванца как преграда на пути к должности

Базовая проблема практически любого потенциального руководителя — синдром самозванца. Это такое состояние, при котором человек думает, что он недостаточно компетентный, что у него недостаточно знаний/умений/навыков и прочему, чтобы стать руководителем.

Человеку с синдромом самозванца кажется, что если он возьмет на себя ответственность и займет правящую должность, то непременно не справится с задачами или допустит фатальную ошибку.

Побочным эффектом во всем этом становится страх делегировать, ведь кажется, что не получится правильно поставить задачу, подобрать исполнителя, проконтролировать и все это приведет к катастрофе.

Еще одним побочным проявлением синдрома самозванца является перфекционизм — стремление довести все до идеала. Причем каким бы совершенным уже не был результат, перфекционист всегда будет собой недоволен, что влечет за собой постоянное напряжение. Начинает казаться, что, если я на своем месте вечно в стрессе, то должность руководителя этого стресса только добавит. И такие люди отказываются от должности руководителя, даже если очень сильно хочется ее занять, просто из-за страха, что они не смогут с ней идеально справиться и что уровень стресса будет запредельный.

Что может помочь преодолеть страх перед повышением в должности

Давайте начнем с принятие этого страха. С мысли, что все новое мозг всегда воспринимает как потенциально опасное и новая роль, как бы прекрасна она не выглядела, она тоже вызывает волнение и сомнение и это нормально. Чем больше мы будем понимать про саму должность, про компетенции, про то как это изменит мою жизнь, чем больше информации получит наш мозг, тем спокойнее нам будет становится.

Пройти этот путь можно в три этапа.

Первый этап: осознание. Что конкретно такого ценного, значимого и желанного ждет в точке «Б», на должности руководителя. Это должна быть очень «вкусная», эмоционально значимая и зажигающая цель. Тут я очень рекомендую размечтаться.

Когда я работаю со своими клиентами, то этапу «построение карты своего будущего» мы уделяем достаточно много времени, потому как это самая сильная мотивация. Уделите себе время, найдите спокойное место, где вас никто не будет отвлекать, включите приятную музыку, примите удобную позу, закройте глаза и помечтайте.

Представьте, что у вас уже все получилось, все сложилось так как вы хотите и даже лучше, как тогда будет выглядеть ваша жизнь, на работе, в семье, в отношениях с друзьями… во всех ее сферах. как я буду себя чувствовать, как буду выглядеть, где жить, на чем ездить, в чем ходить, как, где и с кем отдыхать… о чем буду мечтать дальше? Чем подробнее вы сможете представить эту картинку, тем спокойнее дальше мозг будет относится к этой целе, а чем больше положительных эффектов сможете представить, тем больше получите мотивации.

Когда есть полное понимание зачем это нужно конкретно мне, то приходит осознание, для чего делать то или иное действие, тогда я начинаю работать над собой, преодолевать свои внутренние сомнения и страхи, прокачивать новые компетенции и справляться с трудностями.

Второй этап: информация. Соберите как можно больше информации о новой роли. Какие обязанности входят в роль руководителя, какими компетенциями нужно обладать, с кем и как общаться, как и кому давать какие поручения. Чем больше вы будете понимать о предстоящей должности тем спокойнее мозгу будет в нее вступать.

Третий этап: примерка роли. Теперь вы понимаете зачем вам нужно занять должность руководителя, какими компетенциями обладает человек на этой должности, самое время структурировать знания и примерить их на себя.

И тут поможет техника.

Пирамида логических уровней Роберта Дилтса

С помощью пирамиды логических уровней Роберта Дилтса можно сформировать некий шаблон и понять как и чему нужно научиться, каких навыков достаточно, а какие нужно приобрести.

Возьмите листок и ручку, опишите все в мельчайших подробностях, в соответствии с уровнями. Сначала опишите то, как вы видите себя в этой роли. Представьте что вы уже обладаете всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями.

Уровень 1. Предметный. Что вы имеете, что вас окружает? Какой ваш кабинет? Какой в нем стоит стол? На каком кресле вы сидите? Какой ручкой пишите? за каким компьютером работает? Опишите офис, что за пределами вашего кабинета…

Например, я сижу в небольшом уютном кабинете, с винтажной мебелью, работаю за ноутбуком, на столе стоит рамка с фотографией семьи, а за дверями какая-то рабочая обстановка, где сидит мой ассистент.

Уровень 2. Поведенческий. Что в этом всем окружении делаете вы? Какие это действия? С кем-то вы общаетесь? Кому-то даете поручения, кого-то проверяете? Может быть много звоните по телефону или пишите, а может быть читаете… Что вы делаете на этом рабочем месте?

Например, в этом кабинете, я даю указания своей ассистентке, проверяю бухгалтерский отчет по своему ноутбуку, вношу правки в статьи и пр. Тут наш мозг понимает, какие действия мы будем выполнять.

Уровень 3. Способности. Как я это делаю? Какие мои сильные стороны? Как я использую свои навыки? Каким образом достигаю целей? За счет чего я могу делать то, что было описано на втором уровне? Как вы даете задания подчиненным? Как вы проверяете? И т.д.

Например, с уважением и очень подробно рассказываю ассистентке что нужно делать, внимательно смотрю отчет, проверяя каждую цифру и т.д. Добавьте тут максимально подробности, как вы это делаете — это позволит мозгу прожить, прочувствовать эту роль максимально подробно.

Уровень 4. Убеждения и ценности. Зачем? Почему? Мотивы? Во что я верю? Почему это так важно для меня? Почему вы делаете что-то именно так?

Например, я убеждена, что если подробно объяснить задание, то вероятность того, что ассистент выполнит все правильно сильно повышается. Или, цифры любят счет, поэтому я их перепроверяю дважды. Это уровень на котором формируются понимание, чем я буду руководствоваться и каких принципов придерживаться.

Уровень 5. Идентичность. Кто такая? Каковы мои роли? Если я делаю так, то какая я? Здесь мы уже начинаем анализировать насколько хороша в выбранной роли, т.е. определяем по ощущениям, как мы в роли руководителя. Чем я отличаюсь от других? Например, я строгая/мягкая/справедливая и пр.

Уровень 6. Миссия. На этом уровне уже нужно ответить на главный вопрос: «Для чего я здесь, в этой роли нахожусь? Ради чего большего я тут? Что я полезного/важного/нужного могу сделать будучи в этой роли?»

Каждый берет свое в качестве ответа на этот вопрос. Это может быть ради рабочих мест, чтобы заработать на дом, чтобы открыть франшизу и пр.

Расписав все эти уровни, вы можете увидеть, какими качествами вы обладаете уже, а чему еще стоит поучится и спланировать, где и как вы доберете недостающее. Но самое главное, проделав эту работу ваш мозг будет уже готов принять на себя ответственность за новую должность и даст вам достаточно мотивации чтобы все получилось.

Резюме

Я убеждена, что нет ничего невозможного, если есть большое желание стать руководителем, то нужно понять чего мне не хватает, информации, навыков или опыта. Составить план о заполнить недостающие пробелы. «Примерить» роль руководителя и приступать к своим новым обязанностям.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елена Спирина
Елена Спирина

Как считаете, смогли бы вы занять должность руководителя без каких-либо страхов? Стоит ли работать со страхам или лучше отказаться от затеи развития бизнеса, если возникли сомнения?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации