Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Ключевые качества хорошего руководителя: что отличает успешного лидера?


Не каждый человек, обладающий лидерскими способностями, может быть хорошим руководителем. Справедливо и обратное утверждение. Какие именно качества позволят успешно выполнять обе функции, рассказала Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.

Два типа лидеров

Существует тип лидеров, которые проявляются в острых стрессовых ситуациях, принимают быстрые решения. Они ситуативны и могут занимать руководящие позиции временно.

Второй тип способен обеспечивать стратегическое развитие компании.

Лидер может вдохновлять и в то же время должен организовывать и координировать действия группы. В одном человеке такие качества редко сочетаются на равном уровне. Универсальных лидеров исторически не так много. Возможно, Маргарет Тэтчер — один из редких примеров. В большинстве же случаев лидерство — это тандем двух, иногда трех взаимодополняющих друг друга людей.

Тандем лидеров
Тандем лидеров

Тандем лидеров более устойчивая и жизнеспособная конструкция. В одном человека редко сочетаются способность вдохновлять, “зажигать”, креативить и одновременно выстраивать рабочие процессы и контроль.

Тандем лидеров более устойчивая и жизнеспособная конструкция. В одном человека редко сочетаются способность вдохновлять, “зажигать”, креативить и одновременно выстраивать рабочие процессы и контроль.

Какие лидерские качества необходимо развивать руководителю?

Когда заходит речь о лидерских качествах и их развитии, важно адекватно оценить их наличие и степень выраженности. Невозможно совершенствовать то, чего нет. Это как с музыкальными способностями. В школу искусств поступают не все, с отличием заканчивают немногие, а известными и успешными музыкантами становятся единицы. Большинство в лучшем случае служат в оркестре.

Многочисленные исследования и опросы сотрудников как зарубежные, так и отечественный показывают сходные результаты.

В 2023 году компания Gallup в ходе исследования выяснила, что наиболее важными качествами руководителей сотрудники считают:

  • четкое определение рабочих целей и приоритетов;
  • признание и благодарность за хорошую работу;
  • предоставление регулярной обратной связи о работе;
  • создание условий для профессионального развития сотрудников;
  • поддержка в сложных ситуациях.

Также среди важных качеств сотрудники называли честность и порядочность, умение слушать, стратегическое мышление, способность принимать решения, мотивировать и вдохновлять, профессионализм и компетентность, ответственность и надежность, гибкость и адаптивность.

Еще одно исследование Gallup, вобравшее в себя данные с 2011 по 2024 год, показало, что уровень доверия сотрудников к руководителям компании вырос с менее 20% до 23%, а их умение мотивировать команду — с 15% до 19%. В то же время менеджеры отмечают снижение вовлеченности подчиненных, хотя уровень поддержки команды вырос с 25% до 31%.

Еще один опрос провел SuperJob. Его целью было выяснить, какие качества руководителей больше всего ценят работники. Респонденты могли выбрать не более трех вариантов ответа. В результате опроса были выявлены следующие качества:

  • интеллект и ум (20%);
  • профессионализм и компетентность (19%);
  • порядочность и честность (16%);
  • объективность и справедливость (15%);
  • ответственность и надежность (14%);
  • организованность (13%).

Среди важных качеств сотрудников для карьерного роста в недавнем исследовании руководители и подчиненные называли ответственность и профессиональные навыки, а рекрутеры отмечали стрессоустойчивость и умение работать в команде.

Обобщая, в том числе и мой личный опыт, целесообразно выделить наиболее ценными качествами руководителя:

Профессионализм и компетентность. Сотрудники хотят видеть руководителя, который знает свое дело и может принимать обоснованные решения.

Открытость и честность. На признание может рассчитывать начальник, который открыт для общения и честен с персоналом. Работники хотят знать, что происходит в компании, и иметь возможность высказывать свои идеи и предложения.

Справедливость и уважение. Команда заинтересована в том, чтобы руководитель относился к ним справедливо и с уважением. Она не хочет чувствовать себя недооцененной или обиженной.

Также сотрудники ценят, когда руководитель:

  • проявляет интерес к их работе и жизни;
  • готов выслушать и помочь решить проблемы;
  • умеет мотивировать и вдохновлять;
  • создает условия для профессионального роста и развития;
  • делегирует полномочия и доверяет;
  • поощряет инициативу и самостоятельность;
  • поддерживает командный дух и сотрудничество.

Опросы также показывают, что работники хотят видеть в начальнике человека, способного вести за собой и достигать поставленных целей.

Таким образом, оценка происходит приблизительно по тем же критериям, которые традиционно считаются первостепенными атрибутами лидера, руководителя, а именно:

  • стратегическое мышление;
  • креативность;
  • эмоциональный интеллект;
  • целеустремленность;
  • ответственность;
  • гибкость;
  • компетентность.

Но ошибочно полагать, что все это возможно уместить в одном человеке. Занимая или планируя занять руководящую позицию, а тем более начиная собственное дело, важно разобраться и оценить свои сильные стороны. Только их можно развивать (самостоятельно или пройдя обучение) и строить свой профиль лидера.

Компетентность руководителя
Компетентность руководителя

Компетентность руководителя, готовность учить и развивать сотрудников — отличительные качества лидера

Компетентность руководителя, готовность учить и развивать сотрудников — отличительные качества лидера

Хороший лидер — какой он?

Одним из краеугольных качеств истинного лидера является честность, в первую очередь по отношению к себе, трезвая оценка своих талантов и понимание, для чего их развивать. Очень помогает и склонность к анализу, умение детализировать и глобализировать одновременно. Невозможно стать успешным, эффективным руководителем без критического мышления, способности оценивать достоверность информации, отличать факты от мнений, умения замечать слабые места в работе команды и находить пути их устранения.

Невозможно стать успешным, эффективным руководителем без критического мышления

Хороший лидер умеет принимать обоснованные решения, то есть максимально учитывать факторы и последствия своих действий, а в случае ошибок может их изучить и выстроить алгоритм на будущее. Эти способности развиваются постепенно. Помогает чтение профильной литературы, апробирование на практике рекомендаций коллег и собственных гипотез.

Кроме того, отличным инструментом развития личных лидерских качеств является наставничество, потому что требует систематизации и осознания процессов, которые кажутся рутинными. При этом можно как быть подопечным ментора, так и самому стать таковым для менее опытного коллеги. Подобный опыт позволяет раскрыть одну и ту же ситуацию сразу с нескольких ракурсов. Это является дополнительным фактором для прокачивания важнейшего качества лидера — обладания видением, способности ставить и описывать далекие глобальные цели и выстраивать путь следования к ним.

Качества лидера
Качества лидера

Способность поддерживать сотрудников, брать на себя ответственность и окружать себя профессионалами — отличительный признак лидера. Лидер не боится сильных сотрудников. Он “растит” их.

Способность поддерживать сотрудников, брать на себя ответственность и окружать себя профессионалами — отличительный признак лидера. Лидер не боится сильных сотрудников. Он “растит” их.
Бизнес-карта для компаний и ИП

Предложение от Т-Банка

Бизнес-карта для компаний и ИП

  • Оплата напрямую с расчетного счета
  • Обслуживание — 0 ₽
  • Можно настроить лимиты для каждой карты в мобильном приложении
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Лиана Давидян
Лиана Давидян

Какие качества вы считаете необходимыми для лидера?


Больше по теме

5 причин, почему мы запретили бесконечные созвоны, и какие в итоге оставили

Как мы отказались от «пустых» созвонов, оставили и оптимизировали только нужные встречи и сэкономили команде минимум 2 часа в день, которые сотрудники теперь тратят на работу

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации