Цикл сделки — условный показатель скорости, с которой компания проходит последовательность шагов, чтобы продать товар или услугу. Процесс начинается во время первого контакта с потенциальным клиентом и заканчивается оплатой счета или подписанием договора, в зависимости от услуг и продукта.
Чем быстрее компания проведет клиента через весь цикл, тем быстрее получит деньги. А значит, в интересах продавца максимально ускорить процесс. Ирина Баканова, коммерческий директор группы компаний Smartway, рассказывает, как бизнесу сократить период от первого звонка до оплаты. В том числе — с помощью маркетинга.
Зачем бизнесу сокращать цикл сделки
Помимо очевидных причин — зарабатывать больше и охватывать большую клиентскую базу — компании стремятся тратить меньше времени на продажи, чтобы:
- Сэкономить. Чем дольше процесс, тем больше ресурсов тратит компания. Ускорение процессов помогает снизить расходы на продажи и маркетинг и сэкономить время сотрудников.
- Повысить продуктивность отдела продаж. Когда цикл сделки сокращается, продавцы могут обработать больше сделок за тот же период времени.
- Точнее прогнозировать продажи. Быстрые и предсказуемые циклы сделок помогают лучше составлять прогнозы на будущие доходы и планировать бизнес-активности.
- Повысить конкурентоспособность. Если у поставщика быстрые и эффективные продажи, клиент склонен доверять ему.
- Улучшить клиентский опыт. Покупатели, довольные работой с отделом продаж, с большей вероятностью вернутся к продукту компании и порекомендуют его другим.
По данным исследования Gartner, в B2B-компаниях финальное решение о сотрудничестве и продажах принимают 1–6 человек. Цикл сделки в B2B длится в среднем от трех до шести месяцев. К этому показателю часто относятся как к данности и не пытаются изменить. Во многих компаниях просто прикидывают среднее значение по всем продажам. Но этот период можно сократить до двух и даже до одного месяца, если проанализировать его и автоматизировать некоторые этапы. Стандартная формула измерения цикла сделки: средний цикл сделки = длительность всех сделок / количество сделок.
1 шаг: проанализировать текущий цикл сделки и сформулировать цель
Раньше период от первого звонка до оплаты услуги в нашей компании длился 3–6 месяцев. Мы считали это нормой: сделки с высоким чеком, много контактных лиц на стороне клиента, а у юристов клиента нет четких сроков согласования договора. Оказалось, что процессы замедляют наши собственные продажи, а не клиент. Например, менеджер не перезванивал после презентации. Выяснив это, получилось ускорить цикл сделки на стороне компании. В итоге сначала процесс сократился до 2 месяцев, а позже — до одного.
Как проанализировать цикл сделки в компании:
- Выбрать N сделок, изучить их и найти этап, который занимал больше всего времени. Пример: между первым знакомством с клиентом и презентацией продукта проходит 1–3 дня. А оплата счета занимает больше 20 дней. Значит, именно этот этап — проблемный.
- Понять, сколько в среднем по сделкам длится выбранный этап. Пример: анализ 30 сделок показал, что среднее время до оплаты счета — 30 дней.
- Поставить цель для оптимизации. Цель на сокращение цикла сделки в компании должна быть измеримой, достижимой и иметь конкретный срок. Это нужно, чтобы руководителю отдела продаж было на чем сфокусироваться и продумать шаги по направлению к этой цели. Пример: за три месяца сократить на 30% период от презентации продукта до оплаты счета клиентом.
- Создать инструкцию для менеджеров. Пример: прописать, что менеджеру нужно договариваться с клиентом об оплате счета максимум в течение недели после презентации. Добавить пункты с отработкой возражений.
- Контролировать выполнение инструкций. Пример: руководитель отдела продаж фиксирует, через сколько дней менеджеры связываются с клиентом по оплате счета.
2 шаг: фиксировать договоренность с клиентом правильно
На этапе анализа мы выяснили, что менеджеры могут не зафиксировать договоренность с клиентом. Например, отпустить «подумать» или отправить коммерческое предложение и ждать решения.
После каждой коммуникации нужно обозначать договоренность на следующее касание: встреча с другим контактным лицом, повторная встреча для ответов на вопросы, конкретное решение.
3 шаг: использовать разные способы коммуникации
Классический способ связи с клиентом — разговор по телефону. Звонки как способ продаж все еще работают лучше всего, но есть исключения. Клиент может быть на встречах, игнорировать незнакомые номера или иметь несколько активных сим-карт.
Если менеджеру не удается связаться с клиентом, стоит поменять формат коммуникации. Цикл сделки затягивается, если продавец несколько недель подряд просто звонит по телефону. Когда результата нет, напишите в мессенджер или попробуйте связаться с покупателем иначе — через бот или почту.
Один из менеджеров компании N тратил на звонки по продажам всего по 10 минут в день. И отлично выполнял все цели. Оказалось, что он связывается с клиентами в мессенджере WhatsApp. Это тоже допустимо — многое зависит от личных способностей менеджера и психотипа клиента.
При этом 77% ключевых сотрудников в сфере B2B предпочитают общение с поставщиками по видеосвязи. Живой диалог в любом формате остается самым эффективным способом продать товар или услугу.
4 шаг: четко контролировать тайминг
Зафиксировав планы с клиентом, нужно определить срок выполнения договоренностей. Желательно — не больше двух недель. Когда клиент говорит, что ему надо подумать около месяца, в реальности на размышления уйдет максимум два дня. С вероятностью 99,9% через месяц про конкретный продукт или услугу никто уже не вспомнит.
Менеджерам тоже нужно четко соблюдать оговоренные сроки. Из-за большой нагрузки сотрудник может потерять клиента или забыть о нем. Поэтому команде важно равномерно распределять задачи и контролировать их выполнение. Если сотрудник перегружен, он с большой вероятностью сорвет тайминг сделки. Когда менеджер договорился позвонить клиенту в определенный день и время, но не позвонил — это проблема руководителя.
5 шаг: вовремя «реанимировать» коммуникацию
Регулярный контроль продаж помог сформулировать в команде правило: передавать клиента другому сотруднику, если менеджер не обновляет статус по сделке больше 30 дней. Месяц молчания для нас означает, что продажа провалена и нужно все начинать сначала. Смена ответственного менеджера помогает сократить цикл сделки.
По итогам анализа цикла сделки мы поняли, что качественная первичная презентация продукта — 50% успеха. Финальный результат зависит от ведения клиента по воронке до оплаты. За счет этого можно сгладить впечатление даже от плохой презентации и быстро закрыть продажу. А вот если не контролировать движения клиента по воронке, то вероятность быстрой и успешной сделки будет гораздо ниже.
6 шаг: создавать инфоповоды
Звонок клиенту с вопросом «Вы подумали?» несет меньшую ценность, чем созвон с рассказом о последних новостях компании или новых функциях продукта. У менеджеров должны быть инфоповоды, чтобы каждая коммуникация с клиентом приносила пользу и вовлекала собеседника в диалог.
Наша компания регулярно организует мероприятия и интенсивы с экспертами бизнес-тревел для еще неопределившихся клиентов. После этого сделки с такими клиентами получается закрывать быстрее.
88% покупателей в B2B согласны на покупку, если считают продавца надежным советником и экспертом. Каждую неделю отдел маркетинга нашей компании готовит контент, который мог бы заинтересовать клиентов, и отдает его продажам. Ведь 76% покупателей в B2B ожидают уникального подхода от поставщиков товаров и услуг с учетом своих потребностей.
7 шаг: автоматизация
Очевидная рекомендация для ускорения процессов в 2024 году — автоматизировать рутинные задачи. Это упростит работу менеджеров и руководителя отдела продаж. CRM-системы, таск-трекеры и другие сервисы помогут вывести скорость цикла сделки на новый уровень.
Приведем пример. Мы делаем автоматическую рассылку инфоповодов. Если сделка зависла на одном этапе или коммуникации с клиентом давно не было, руководитель отдела продаж получает уведомление.
Вывод
Эффективные продажи — залог роста и развития B2B-бизнеса. Цикл сделки играет большую роль в этом процессе. Большее количество сделок, заключенное за меньшее время, помогает бизнесу заработать больше. Поэтому так важно пробовать максимально сокращать цикл сделки в своей компании. Контролируйте продолжительность каждого этапа цикла, связывайтесь с клиентом по нескольким каналам и обучайте менеджеров разным сценариям общения.
Чтобы вовлекать клиентов в диалог с компанией и продуктом, а не просто напоминать о себе, продажам полезно работать в связке с отделом маркетинга. Рассказ о мероприятии или полезном вебинаре добавит пользы предложению менеджера по продажам оплатить счет.
Какие из моих советов вы используете в своей компании?