РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как вдвое сократить цикл сделки в B2B-продажах


Цикл сделки — условный показатель скорости, с которой компания проходит последовательность шагов, чтобы продать товар или услугу. Процесс начинается во время первого контакта с потенциальным клиентом и заканчивается оплатой счета или подписанием договора, в зависимости от услуг и продукта.

Чем быстрее компания проведет клиента через весь цикл, тем быстрее получит деньги. А значит, в интересах продавца максимально ускорить процесс. Ирина Баканова, коммерческий директор группы компаний Smartway, рассказывает, как бизнесу сократить период от первого звонка до оплаты. В том числе — с помощью маркетинга.

Зачем бизнесу сокращать цикл сделки

Помимо очевидных причин — зарабатывать больше и охватывать большую клиентскую базу — компании стремятся тратить меньше времени на продажи, чтобы:

  1. Сэкономить. Чем дольше процесс, тем больше ресурсов тратит компания. Ускорение процессов помогает снизить расходы на продажи и маркетинг и сэкономить время сотрудников.
  2. Повысить продуктивность отдела продаж. Когда цикл сделки сокращается, продавцы могут обработать больше сделок за тот же период времени.
  3. Точнее прогнозировать продажи. Быстрые и предсказуемые циклы сделок помогают лучше составлять прогнозы на будущие доходы и планировать бизнес-активности.
  4. Повысить конкурентоспособность. Если у поставщика быстрые и эффективные продажи, клиент склонен доверять ему.
  5. Улучшить клиентский опыт. Покупатели, довольные работой с отделом продаж, с большей вероятностью вернутся к продукту компании и порекомендуют его другим.

По данным исследования Gartner, в B2B-компаниях финальное решение о сотрудничестве и продажах принимают 1–6 человек. Цикл сделки в B2B длится в среднем от трех до шести месяцев. К этому показателю часто относятся как к данности и не пытаются изменить. Во многих компаниях просто прикидывают среднее значение по всем продажам. Но этот период можно сократить до двух и даже до одного месяца, если проанализировать его и автоматизировать некоторые этапы. Стандартная формула измерения цикла сделки: средний цикл сделки = длительность всех сделок / количество сделок.

1 шаг: проанализировать текущий цикл сделки и сформулировать цель

Раньше период от первого звонка до оплаты услуги в нашей компании длился 3–6 месяцев. Мы считали это нормой: сделки с высоким чеком, много контактных лиц на стороне клиента, а у юристов клиента нет четких сроков согласования договора. Оказалось, что процессы замедляют наши собственные продажи, а не клиент. Например, менеджер не перезванивал после презентации. Выяснив это, получилось ускорить цикл сделки на стороне компании. В итоге сначала процесс сократился до 2 месяцев, а позже — до одного.

Как проанализировать цикл сделки в компании:

  1. Выбрать N сделок, изучить их и найти этап, который занимал больше всего времени. Пример: между первым знакомством с клиентом и презентацией продукта проходит 1–3 дня. А оплата счета занимает больше 20 дней. Значит, именно этот этап — проблемный.
  2. Понять, сколько в среднем по сделкам длится выбранный этап. Пример: анализ 30 сделок показал, что среднее время до оплаты счета — 30 дней.
  3. Поставить цель для оптимизации. Цель на сокращение цикла сделки в компании должна быть измеримой, достижимой и иметь конкретный срок. Это нужно, чтобы руководителю отдела продаж было на чем сфокусироваться и продумать шаги по направлению к этой цели. Пример: за три месяца сократить на 30% период от презентации продукта до оплаты счета клиентом.
  4. Создать инструкцию для менеджеров. Пример: прописать, что менеджеру нужно договариваться с клиентом об оплате счета максимум в течение недели после презентации. Добавить пункты с отработкой возражений.
  5. Контролировать выполнение инструкций. Пример: руководитель отдела продаж фиксирует, через сколько дней менеджеры связываются с клиентом по оплате счета.

2 шаг: фиксировать договоренность с клиентом правильно

На этапе анализа мы выяснили, что менеджеры могут не зафиксировать договоренность с клиентом. Например, отпустить «подумать» или отправить коммерческое предложение и ждать решения.

После каждой коммуникации нужно обозначать договоренность на следующее касание: встреча с другим контактным лицом, повторная встреча для ответов на вопросы, конкретное решение.

«Да» и «Нет» в общении с клиентом
«Да» в общении с клиентом«Нет» в общении с клиентом
Менеджер проактивно выходит на связь с клиентом
Менеджер «забывает» о клиенте на неопределенный срок
Менеджер предлагает конкретные день и время для следующей коммуникации
Менеджер соглашается с расплывчатыми формулировками клиента
Менеджер отвечает на возражение готовым альтернативным решением
Менеджер игнорирует возражения или соглашается с ними
Менеджер соблюдает договоренности и возвращается к клиенту в конкретные день и время
Менеджер забывает вернуться к клиенту

3 шаг: использовать разные способы коммуникации

Классический способ связи с клиентом — разговор по телефону. Звонки как способ продаж все еще работают лучше всего, но есть исключения. Клиент может быть на встречах, игнорировать незнакомые номера или иметь несколько активных сим-карт.

Если менеджеру не удается связаться с клиентом, стоит поменять формат коммуникации. Цикл сделки затягивается, если продавец несколько недель подряд просто звонит по телефону. Когда результата нет, напишите в мессенджер или попробуйте связаться с покупателем иначе — через бот или почту.

Один из менеджеров компании N тратил на звонки по продажам всего по 10 минут в день. И отлично выполнял все цели. Оказалось, что он связывается с клиентами в мессенджере WhatsApp. Это тоже допустимо — многое зависит от личных способностей менеджера и психотипа клиента.

При этом 77% ключевых сотрудников в сфере B2B предпочитают общение с поставщиками по видеосвязи. Живой диалог в любом формате остается самым эффективным способом продать товар или услугу.

4 шаг: четко контролировать тайминг

Зафиксировав планы с клиентом, нужно определить срок выполнения договоренностей. Желательно — не больше двух недель. Когда клиент говорит, что ему надо подумать около месяца, в реальности на размышления уйдет максимум два дня. С вероятностью 99,9% через месяц про конкретный продукт или услугу никто уже не вспомнит.

Менеджерам тоже нужно четко соблюдать оговоренные сроки. Из-за большой нагрузки сотрудник может потерять клиента или забыть о нем. Поэтому команде важно равномерно распределять задачи и контролировать их выполнение. Если сотрудник перегружен, он с большой вероятностью сорвет тайминг сделки. Когда менеджер договорился позвонить клиенту в определенный день и время, но не позвонил — это проблема руководителя.

5 шаг: вовремя «реанимировать» коммуникацию

Регулярный контроль продаж помог сформулировать в команде правило: передавать клиента другому сотруднику, если менеджер не обновляет статус по сделке больше 30 дней. Месяц молчания для нас означает, что продажа провалена и нужно все начинать сначала. Смена ответственного менеджера помогает сократить цикл сделки.

По итогам анализа цикла сделки мы поняли, что качественная первичная презентация продукта — 50% успеха. Финальный результат зависит от ведения клиента по воронке до оплаты. За счет этого можно сгладить впечатление даже от плохой презентации и быстро закрыть продажу. А вот если не контролировать движения клиента по воронке, то вероятность быстрой и успешной сделки будет гораздо ниже.

В CRM-системе мы отслеживаем, каким образом и когда был последний контакт с клиентом. Из примера на скриншоте видно, что по состоянию на август 2024 года последний контакт с клиентом был в мае — 3 месяца назад. Эту сделку нужно передать другому менеджеру и начать продажу заново

6 шаг: создавать инфоповоды

Звонок клиенту с вопросом «Вы подумали?» несет меньшую ценность, чем созвон с рассказом о последних новостях компании или новых функциях продукта. У менеджеров должны быть инфоповоды, чтобы каждая коммуникация с клиентом приносила пользу и вовлекала собеседника в диалог.

Наша компания регулярно организует мероприятия и интенсивы с экспертами бизнес-тревел для еще неопределившихся клиентов. После этого сделки с такими клиентами получается закрывать быстрее.

88% покупателей в B2B согласны на покупку, если считают продавца надежным советником и экспертом. Каждую неделю отдел маркетинга нашей компании готовит контент, который мог бы заинтересовать клиентов, и отдает его продажам. Ведь 76% покупателей в B2B ожидают уникального подхода от поставщиков товаров и услуг с учетом своих потребностей.

Пример письма с инфоповодом, который мы отправляем клиентам для продвижения по сделке — приглашаем на познавательный вебинар

7 шаг: автоматизация

Очевидная рекомендация для ускорения процессов в 2024 году — автоматизировать рутинные задачи. Это упростит работу менеджеров и руководителя отдела продаж. CRM-системы, таск-трекеры и другие сервисы помогут вывести скорость цикла сделки на новый уровень.

Приведем пример. Мы делаем автоматическую рассылку инфоповодов. Если сделка зависла на одном этапе или коммуникации с клиентом давно не было, руководитель отдела продаж получает уведомление.

Вывод

Эффективные продажи — залог роста и развития B2B-бизнеса. Цикл сделки играет большую роль в этом процессе. Большее количество сделок, заключенное за меньшее время, помогает бизнесу заработать больше. Поэтому так важно пробовать максимально сокращать цикл сделки в своей компании. Контролируйте продолжительность каждого этапа цикла, связывайтесь с клиентом по нескольким каналам и обучайте менеджеров разным сценариям общения.

Чтобы вовлекать клиентов в диалог с компанией и продуктом, а не просто напоминать о себе, продажам полезно работать в связке с отделом маркетинга. Рассказ о мероприятии или полезном вебинаре добавит пользы предложению менеджера по продажам оплатить счет.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирина Баканова
Ирина Баканова

Какие из моих советов вы используете в своей компании?


Больше по теме

Новости