Увеличение числа первичных размещений в условиях текущей экономики является одной из основных возможностей для инвесторов получить прибыль от инвестиций, вложенных в компании, когда они ещё были стартапами. Повлияет ли рост IPO на сегмент pre-IPO рассказывает CEO инвестиционной платформы Rounds Антон Утехин.
Какая ситуация сейчас
Возможность для внебиржевой торговли акциями появилась в России в 2020 году, в связи с изменениями в законах «Об акционерных обществах», «О ценных бумагах» и «о привлечении инвестиций с использование инвестиционных платформ». Первые сделки на сумму в 297 млн.₽ прошли в 2021 году, а сейчас этот сегмент достиг 1,3 млрд ₽.
Одним из ключевых размещений для сегмента в первой половине 2024 года станут компании «Бери Заряд», это инвест.платформе Rounds, и «Самолет Плюс», которые планирует привлечь около 1,5 млрд.₽.
IPO или pre-IPO
Одним из главных факторов влияющих на увеличение рынка первичного размещения акций и pre-IPO является снижение инвестиционной активности традиционных венчурных институтов. На текущий момент в России снизилось количество сделок со стратегическими инвесторами, как и сделок частного бизнеса по поглощению других компаний. Поэтому для основателей стартапов и инвесторов ранних раундов именно IPO становится всё более привлекательным — мы можем видеть, что по итогам 2023 года на Мосбирже разместилось 8 компаний.
При развитии этого сегмента у них появится возможность зафиксировать свою прибыль, которую они могут реинвестировать, а у новых инвесторов появится мотивация инвестировать на более ранних стадиях, потому что они видят успешные кейсы. Рынок отвечает на это спросом на проведение подобных сделок, по прогнозам Мосбиржи ожидается до 40 IPO в 2024 году.
На первый взгляд может показаться, что рост числа первичных размещений наоборот должен тормозить pre-IPO. Но это не совсем так, потому что, во-первых, многие компании хотят подрасти до публичного размещения, чтобы получить более высокую оценку в ходе листинга. Таким примером является, например, pre-IPO CarMoney в январе на 230 млн руб. после которого компания в июле компания провела IPO на Московской бирже. Во-вторых, они не всегда готовы к этому моменту — с точки зрения корпоративных процедур и структуры. И для них способ проведения pre-IPO — это способ получить доп.капитал для роста перед публичным размещением.
Для бизнеса это возможность организационно подготовиться к IPO: сформировать перечень партнеров брокеров, проверить спрос на акции компании и подтвердить ее оценку. Также это позволяет подготовить компанию к формату акционерного общества, что включает в себя подготовку совета директоров, устав и порядок проведения акционерных собраний.
Так как pre-IPO проходит по закрытой подписке, то у инвесторов появляется возможность протестировать предложение на IPO без риска публичной огласки. .
Главная проблема рынка, с которой мы столкнулись — это низкая осведомленность о возможностях pre-IPO. То есть компании не рассматривали такой способ проведения докапитализации. В связи с увеличением числа сделок по первичному размещению акций на бирже увеличивается и интерес со стороны эмитентов к предыдущему раунду, что в перспективе увеличит и число сделок в сегменте pre-IPO.
Самостоятельно или с брокером
На данный момент существует два основных вектора развития рынка: размещение акций по закрытой подписки силами компании или инвестиционной платформы и сотрудничество с брокерами. По первому пути прошла сделка Hyper, которые привлекли 127 млн рублей. В рамках таких размещений зачастую следует большая медийная кампания, которая привлекает физических инвесторов, информируя их о размещений.
По другому сценарию прошло pre-IPO Анабар, размещавшейся на платформе Rounds. Купить акции можно было через приложение «Альфа Инвестиций». Конечный пользователь мог произвести сделку в понятном и безопасном для себя интерфейсе, не разбираясь, какая именно инвестиционная платформа проводит сделку, как она ее анонсировала. Также проходили сделки компании РБТ, Osnova Tech и вышеназванной компании CarMoney, у последней брокером выступил ИФК Солид.
Для сегмента инвестиционных платформ в целом многое зависит от того, как сложится работа с брокерами, потому что с одной стороны они могут дать очень большую ликвидность, с другой стороны, повышается зависимость от календаря публичных размещений у брокера. Потому что в краткосрочной перспективе IPO будет перетягивать внимание аудитории на себя, а промотировать все сделки одинакова у брокеров не получится.
Если сотрудничество с брокерами сложится удачно, то сегмент рыночных сделок по закрытой подписке может вырасти до 3-4 миллиардов рублей уже в 2024 году. В противоположном случае рост будет более скромный — в районе 1,5-2 млрд рублей, потому что единственной рабочей моделью будет привлечение средств у частных массовых инвесторов. А это куда меньшие объемы сделок.
Ближайшие перспективы
На популярность допубличных сделок с акционерными обществами также будет влиять и качество эмитентов, проводящих их. За крупными игроками неизбежно последуют и менее популярные компании. В этом плане знаковыми сделками для сегмента OTC может стать размещение «Бери заряд» и «Самолета», который планирует в 2025 уже IPO. То насколько успешно они привлекут средства станет сигналом для тех, кто сейчас находится в раздумьях.
В целом, тенденцией текущего года является увеличение “громких” имен. Если ранее сделки проводились в сегменте стартапов, то сейчас к сегменту допубличных сделок на Rounds присматриваются дочерние компании или подразделения, а то и головные компании — лидеры сегмента.
При этом на рынке уже намечается сегментация, в рамках которой инвестиционные платформы сосредоточены на разных компания. Rounds ориентирован в первую очередь на крупные pre-IPO, проводимые в связке с брокерами, а, например, «Финмастер», «Запуск» и Brainbox.vc наоборот работают в сегменте небольших компаний с размером сделки 5-10 млн рублей, что сопоставимо с чеками ранних стадий. Именно они будут прогревать рынок со стороны ранних стадий, что по итогу даст рынку новых эмитентов.
О каких сделках pre-IPO в России вы знаете?