Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Стратсессия для бизнеса — как провести и получить реальную пользу


Сооснователь маркетингового агентства «Точно» рассказывает о частых проблемах при внедрении результатов стратсессии и дает полезный чек-лист


Эту статью написал участник сообщества

Алексей Кривошеин

Алексей Кривошеин

Сооснователь маркетингового агентства «Точно» и сообщества «МедКоннект»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Сооснователь маркетингового агентства «Точно» рассказывает о частых проблемах при внедрении результатов стратсессии и дает полезный чек-лист


Эту статью написал участник сообщества

Алексей Кривошеин

Алексей Кривошеин

Сооснователь маркетингового агентства «Точно» и сообщества «МедКоннект»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Что реально должно быть на стратсессии, как ее организовать и каких результатов ждать — об этом расскажу вам я, Алексей Кривошеин, сооснователь маркетингового агентства «Точно» и сообщества «МедКоннект».

Зачем нужна стратсессия

Стратегическая сессия, то есть стратсессия, — процесс разработки стратегии бизнеса в режиме реального времени с участием топ-команды компании. Таким образом можно разработать маркетинговую, коммуникационную или бизнес-стратегию. По сути, это создание пошагового плана развития бизнеса с учетом стартовых показателей и целей на ближайшее будущее. Стратсессия дает:

  • взгляд на бизнес извне, а не изнутри, чтобы лучше видеть сильные и слабые стороны;
  • прямое общение всех подразделений компании;
  • неочевидные решения, которые реально работают;
  • готовый план, по которому нужно действовать;
  • мотивацию сотрудников, которые понимают, зачем им внедрять изменения, а не избегают их.

Составить стратегию можно и по-другому: просто обратиться к специалисту и поставить ему задачу. В результате получить талмуд с какими-то рекомендациями, которые даже непонятно, как внедрять. Обычно такие стратегии ложатся в стол и никакой пользы собственнику бизнеса не приносят.

Стратсессия как инструмент подходит не только для развития бизнеса. С ее помощью можно решать вопросы внутри компании:

  • понять, кого не хватает в команде;
  • определить, с какими клиентами комфортнее работать;
  • решить, с кем давно пора попрощаться.

При этом сейчас стратсессиями называют все что угодно. Из-за этого многие стали сомневаться в этом инструменте и считать его бесполезным. Разберемся, какой должна быть стратсессия и как ее провести.

Как проводят стратсессии

На самом деле, стратсессии проводят по-разному. Мы расскажем, как это должно быть, чтобы получить реальный результат.

Определить запрос. Лучше сформулировать конкретный запрос перед началом стратсессии. Возможные запросы:

  • рост дохода;
  • захват рынка;
  • развитие компании;
  • рост ценности компании для дальнейшей продажи;
  • личное развитие.

Если пока сформулировать запрос сложно, но потребность в росте ощущается, запланировать стратсессию все же стоит. Возможно, на ней удастся сформулировать запрос и сразу найти для него решения.

«Стратсессия — инструмент, который позволяет синхронизировать команду, быть в едином контексте задач и целей, которые стоят перед организацией. Это повышает доход и эффективность бизнес-процессов».

Кирилл Фомичев

Кирилл Фомичев

Сооснователь агентства «Точно»

Собрать команду. Любую стратегию — бизнеса, маркетинга или визуальной коммуникации — не должен разрабатывать один человек. Иначе это будут просто его фантазии, порой плохо пересекающиеся с реальностью. Для стратсессии стоит пригласить:

  • собственника компании;
  • всех топовых управленцев — руководителей отделов и направлений;
  • фасилитаторов — людей, которые профессионально выстраивают общение в группе.

В качестве фасилитатора для разработки маркетинговой стратегии нужен маркетолог, который умеет проводить стратсессии, имеет большой опыт в сфере и насмотренность. Если на стратсессии решаются внутренние вопросы компании, фасилитатором может выступать собственник или директор. Но важно, чтобы этот человек действительно умел выстраивать командное обсуждение, а не просто ждал от всех участия и решений.

Перед проведением стратсессии необходимо пройти этап подготовки, в рамках которого выявляется конкретный запрос на предстоящую сессию и кому из команды необходимо принять участие во встрече
Важная роль при проведении мероприятия отводится обработке обратной связи и внешнему взаимодействию. Приглашенные эксперты выступают в качестве модераторов и структуризаторов мыслей команды, погруженной в операционные процессы компании

Запланировать время. На полноценную стратсессию нужен целый рабочий день, то есть 6—8 часов. За это время топ-команда бизнеса и эксперт-фасилитатор:

  • обсуждают состояние дел в компании — клиентов и конкурентов, кто покупает и почему, что приносит доход, а что нет;
  • выясняют, в чем ключевая экспертиза компании — то, за что клиенты реально платят деньги, то есть какие проблемы лучше всего решит продукт;
  • решают задачи — формулируют гипотезы продвижения, разбираются, каких сотрудников не хватает компании или какие партнерства уже не подходят под позиционирование и цели компании;
  • определяют результат — что считать успехом, а что провалом внедренных изменений.

Никто не может изучить бизнес настолько же хорошо, как его знает топ-команда изнутри. Эксперт добавляет свою экспертизу, опыт и насмотренность и помогает формулировать выводы. В результате получается стратегия, которая реально решает задачи собственника.

Зафиксировать итоги. После стратсессии должен остаться документ, где будут обозначены все выводы. Тогда они точно не забудутся, к ним можно будет возвращаться и отслеживать эффективность принятых решений.

Например, в агентстве «Точно» после стратсессии, на которой формируется маркетинговая стратегия компании, клиент забирает с собой фоллоу-ап. Это два документа — текстовый и большая таблица в Excel с подробно прописанными выводами. Фоллоу-ап включает:

  • описание клиентов, конкурентов и продуктов компании;
  • гипотезы продвижения;
  • какая команда нужна для реализации стратегии и что каждый ее участник будет делать;
  • ориентировочный бюджет.

Когда есть такой документ, каждый человек, который подключается к проекту, будет сразу видеть: с чего начинали, что нужно сделать и кто за что отвечает.

Какие могут быть проблемы

В эффективности стратсессии сомневаются те, кто проводил ее неправильно или совершил одну из частых ошибок.

Не внедрить стратегию. Из-за высокой занятости или страха перемен многие руководители компаний просто кладут стратегию в стол. Но бизнес не начнет работать по-другому, если в нем все останется по-старому. Стратегию обязательно нужно внедрять, хотя бы по частям.

Не выделить бюджет. Бизнес не может развиваться без бюджета. На внедрение стратегии нужны не только силы и время, но и средства.

Не назначить ответственного. Если не с кого спрашивать результат, то его и не будет. Для каждого пункта стратегии нужно назначить ответственного человека и контролировать его.

Использовать стратегию как учебник. Стратегия — это не учебник по ведению бизнеса. Ее нужно постоянно тестировать, докручивать и пересматривать. Минимум раз в несколько месяцев нужно анализировать результаты внедрения стратегии. То, что сработало хорошо, масштабируют. А гипотезы и действия, которые не принесли ожидаемый результат, прекращают использовать. В агентстве «Точно» этот процесс называют стратегированием, в идеале он должен быть непрерывным.

Рассчитывать на долгий срок. Идеальный срок стратегии — год. Нет смысла составлять ее на 5—10 лет. Бизнес меняется каждый день — развивается компания, меняется рынок и среда, а значит, и исходные данные. Поэтому каждый год стратегию нужно пересматривать.

Бояться перемен. Страх глобальных изменений и больших финансовых вложений — это нормально. Но ограничивать из-за этого рост компании не стоит. Важно делать хоть что-то: сделать два-три действия → внедрить одно-два решения → отследить эффективность. Если это сработает, то продолжать, ведь даже небольшие изменения могут дать хороший результат, деньги и стимул для дальнейшей работы. Если не сработало, то пробовать другие действия.

Для того чтобы стратсессия прошла эффективно, необходимо соблюдать четкие правила ее организации и уделить время подготовке к встрече с учетом наиболее частых ошибок

Какого результата ждать

После стратсессии должно остаться понимание, куда компания движется и как она это делает. А качество итоговой стратегии можно проверить по чек-листу от агентства «Точно». Признаки хорошей стратегии:

  1. Последовательность — прописана по шагам, где одно следует из другого.
  2. Согласованность — все действия служат одной цели, а не каждое своей.
  3. Учитывает уникальность компании — опирается на то, что делает бренд узнаваемым и отличает от остальных.
  4. Осуществимость — действия реально можно выполнить с тем бюджетом, что есть у компании, за установленный срок и силами команды.
  5. Компромиссность — например, в расходах на определенные действия.
  6. Адаптируемость — все действия получится адаптировать под новые вводные, например, при изменении ситуации в мире или на рынке.
  7. Оцифрованность — стратегия основана не на догадках и личном мнении, а на исследованиях, статистике, показателях эффективности.

Стратсессия для бизнеса — это не формат «поговорили и разошлись», а эффективный инструмент развития. С его помощью можно достичь вообще любого результата. Но будет он или нет, зависит в том числе от заинтересованности участников стратсессии и профессионализма фасилитатора.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Алексей Кривошеин
Алексей Кривошеин

А вы проводите стратсессии со своей компанией?


Больше по теме

Новости