Масштабирование бизнеса за счет выхода на зарубежный рынок — стратегическое решение, требующее взвешенной подготовки. Одним из популярных направлений у российских предпринимателей сегодня стали Объединенные Арабские Эмираты: многие другие локации просто недоступны из-за санкций, а ОАЭ — это низкие налоги, хорошая логистическая база и высокая покупательская активность, в том числе в секторе интернет-коммерции.
Спросом в Эмиратах пользуются российская одежда, косметика, электроника, украшения, зоотовары, запчасти и многое другое. Если вы представляете товарный бизнес — стоит задуматься о «покорении» Востока.
Свыше 53 долларов — ВВП на душу населения, средний доход на семью в месяц — в пять раз больше, чем в РФ. Крупнейший международный хаб, благоприятный инвестиционный климат, минимальные налоги. Выход в Эмираты может стать новой главой вашего бизнеса.
Чтобы реальность оправдала ожидания, а ваши амбиции не натолкнулись на непреодолимые препятствиями, вы должны иметь четкий план действий. Реализовывать его вы можете либо самостоятельно, либо через услуги арабских партнеров, или с помощью компании-координатора, которая поможет вам пройти путь от составления дорожной карты до перевода прибыли на счет в РФ.
Рассмотрим поэтапно, какие шаги предстоит сделать предпринимателю и о чем нужно позаботиться на каждом из них.
Подготовка проекта
Специалисты отмечают, что выходить на арабский рынок стоит, если ваш годовой оборот начинается от 50 миллионов рублей. Далее — вы должны понять, насколько ваша продукция подходит ОАЭ, сколько она может стоить и через какое время вы сможете рассчитывать на первую прибыль. Для этого вам нужно как минимум иметь понимание конкурентной среды, особенностей логистики, площадок продаж и рекламных возможностей.
Стратегия «поймем в процессе» — заведомо проигрышная, вы должны знать, на каком этапе и куда нужно обращаться, сколько времени займет любой из процессов, сколько он будет для вас стоить и какой результат все это принесет в итоге. Есть три варианта, как подойти к анализу ключевых моментов и планированию дальнейших действий.
Вы работаете самостоятельно. В этом случае вы должны обладать не только знаниями бизнес-процессов, логистики и маркетинга, но и хорошо разбираться в особенностях регионального рынка Эмиратов, местного законодательства, налогообложения и бухучета, иметь контакты необходимых служб, ведомств, дистрибьюторов, ориентироваться в eCommerce и процессах фулфилмент.
Вы привлекаете специалистов из ОАЭ. Безусловно, они разбираются во всех нюансах местного ведения бизнеса, однако у них нет понимания особенностей вашей компании и вашей продукции, нет связей с российской стороной. Кроме этого, для них не существует разницы, насколько крупная ваша фирма, со всех клиентов они берут одинаковую оплату: не важно, продаете ли вы носки или автомобили.
Как работать с документами
Если на основании предварительного анализа вы принимаете решение выходить на арабский рынок, ваш следующий шаг — заняться юридическими вопросами. Тут нельзя надеяться на русский «авось», все должно быть сделано вовремя и правильно, иначе можно попасть на огромные штрафы, полностью лишиться ввезенного товара и получить запрет на дальнейшее присутствие в регионе. Потери такого уровня могут исчисляться миллионами долларов.
Продавать товары без регистрации юрлица в ОАЭ нельзя. Вы либо оформляете свою фирму, либо пользуетесь услугами дистрибьюторов. Товар должен пройти сертификацию, также должен быть открыт счет, по которому будут проходить транзакции. Рассмотрим снова три варианта ваших действий.
Вы работаете самостоятельно. Рынок Объединенных Арабских Эмиратов сильно отличается от экономического пространства других стран. Несмотря на то, что местные власти действительно создают максимально благоприятные условия для ведения бизнеса, в этих условиях необходимо разбираться. Для оформления компании здесь нужен совершенно иной комплект документов, чем в РФ.
Действовать самому — это затратно и по времени, и по деньгам. Так, на открытие счета уходит до девяти месяцев, а на регистрацию компании от трех месяцев, при том стоит это от восьми-десяти тысяч долларов.
Вам придется командировать своего представителя в ОАЭ. За билеты, страховку, проживание в течение трех месяцев, передвижение внутри страны вы отдадите порядка тридцати тысяч долларов. А если придется задержаться? Самое неприятное, если ваш сотрудник не разберется с местными нюансами, и вы неправильно зарегистрируетесь, вас могут впоследствии ожидать высокие штрафы, которые съедят ваш еще не успевший начаться проект.
Вы привлекаете специалистов из ОАЭ. Нанять команду на месте обойдется вам от ста тысяч долларов. Если же вы работаете с арабскими партнерами, стоить это будет еще больше. Сделают там все по уму, однако вопрос цены будет слишком велик. Кроме того, посредник не будет дальше включаться в ваши вопросы. Вы получаете ровно столько, за сколько платите, а дальше — сами, как сумеете.
Вы сотрудничаете с международным партнером. Главные преимущества этого варианта в том, что вам необязательно открывать свою фирму и свой счет. Вы можете пользоваться реквизитами компании-посредника. Это значительно ускоряет выход на восточный рынок. Как правило, от замысла проекта до получения первой прибыли в таком случае уходит всего два-три месяца.
Ускоряет процесс тот факт, что все оформление происходит онлайн. При том за услуги в ОАЭ вы платите в российских рублях. Посредник понимает все юридические механизмы
Эмиратов и знает особенности вашей компании. Это крайне важно при лицензировании продукта: его обязательно нужно привести в соответствие местным условиям. Чаще всего для этого потребуется что-то изменить или доработать: состав, описание, оформление, название.
Налоговая и прочая отчетность
Вести бизнес в Эмиратах действительно выгодно за счет мягкой системы налогообложения, но, однако, в них необходимо разобраться. Ноль налогов на старте, единые пороги для регистрации, единые ставки, 5% НДС и вовсе отсутствует зарплатный налог. Однако надо с первого же дня своевременно и подробно вести бухучет, правильно оформлять сотрудников и уметь в случае любого запроса аудиторов оперативно на него отреагировать.
Неспособность бизнеса вести надлежащие бухгалтерские регистры — это минус почти три тысячи долларов на первый раз и вдвое больше в случае повторения. В ОАЭ действует система WPS, похожая на российский «зарплатный проект»: когда деньги переводятся сотрудникам через банк либо другого посредника. И любые просрочки в этой цепочке также чреваты штрафами: порядка полутора тысяч долларов за каждое нарушение.
Вы работаете самостоятельно. Есть миф, что начинать вести бухгалтерию в Объединенных Арабских Эмиратах можно и несколько месяцев спустя, а инспекторам можно предоставить аудит по банковской выписке. Это не так. Бухгалтерия должна вестись с первого дня, все транзакции должны быть отражены, а зарплата сотрудникам должна начисляться без просрочек.
В случае нарушений предпринимателей ждут гигантские штрафы, и все радости от выхода на рынок ОАЭ мгновенно обернутся масштабными потерями.
Вы привлекаете специалистов из ОАЭ. В вопросах налогов и отчетности — так же как и в предыдущих случаях — можно попытаться разобраться самим и увязнуть в массе непонимания, или нанять местных специалистов и потратить на них всю свою прибыль.
Штатная занятость специалиста со специфическим английским и всего двухлетним опытом обойдется вам примерно в две тысячи долларов в месяц. Ко всему прочему местные компании не будут заниматься вашими «русскими вопросами», а вам потребуется как минимум переводить заработанные деньги в Россию.
Как выстроить продажи
Основная часть российских товаров в ОАЭ находит своих покупателей с помощью eСommerce. Эмираты — страна, где объем онлайн продаж достигает порядка 5 миллиардов долларов в год. Со смартфона в среднем совершают покупки раз в неделю около 30% населения. Работая с известными платформами или создавай свой сайт для продаж, важно понимать особенности местного покупательского менталитета.
В Эмиратах говорят на большом количестве языков, общество весьма разнообразно, сюда заходят продавцы со всего мира, и соответственно, тут ощутима конкурентная среда. Чтобы запустить торговлю, вам предстоит в одиночку или с чьей-то помощью пройти ряд процедур.
Международная логистика — процесс крайне затратный. Опять же как материально, так и с точки зрения человеческого ресурса. Аренда склада начинается от 15 тысяч долларов в месяц. Вам самостоятельно нужно будет организовать доставку, арендовать дакстор, распределить нужное количество продукции — чтобы она была в наличии, но не простаивала, создать операционную систему продаж, наладить сотрудничество с маркетплейсами и фулфилмент.