Многие боятся нейросетей, анонимных методик и дистанционной работы — они, якобы, исключают живое общение и снижают ценность человеческих ресурсов. Но это не так: наоборот, они помогают проявить заботу о сотрудниках, мотивируют их эффективно и добросовестно работать и помогают строить хорошие отношения в коллективе. Расскажу подробнее о трех простых инструментах, которыми пользуется наша компания.
Удалённая работа
Тренд на дистанционную работу появился в пандемию и укрепился за счет последующих событий. Теперь многие сотрудники российских компаний работают, находясь за границей.
Наша компания быстро адаптировалась к удалёнке — теперь это самый оптимальный формат работы. Для сотрудников она хороша тем, что не нужно привязываться к месту и тратить время на дорогу в офис и из него. А компания при этом экономит средства на аренду и обслуживание офиса, зато получает возможность нанимать сотрудников из разных регионов России.
Чтобы не пропадать насовсем и всё-таки поддерживать контакт с командой и контролировать её работу, я собираю сотрудников на онлайн-совещания. Также мы используем чаты в мессенджерах, чтобы вести там общение по рабочим задачам, и регулярно созваниваемся по видео, чтобы обсудить рабочие вопросы. Ещё мы ввели ежедневные отчеты по проделанной работе. Таким образом я, как руководитель, могу оценить качество и скорость работы сотрудника.
Кроме того, мы пересмотрели свои взгляды на то, как должна быть организована работа наших сотрудников. Сейчас предпочтение отдаём коворкингам. Стоимость аренды в них более выгодная, а рабочие места там зачастую удобнее, чем во многих офисах. И ещё один плюс — так как коллеги видятся не так часто, каждая встреча проходит особенно тепло. Такого не всегда можно добиться при постоянной работе в офисе.
Анонимные опросы
В личной беседе сотрудники зачастую не могут открыто говорить о проблемах и предлагать свои идеи. Многие, наоборот, склонны излишне «хвалить» компанию и теряются, когда их просят высказаться начистоту. Поэтому, чтобы узнавать то, чего люди не договаривают вживую, мы используем анонимные опросы по методу Дельфи.
Метод отлично работает на клиентах, но мы часто применяем его и внутри команды. Например, анонимно спрашиваем сотрудников, куда они хотели бы поехать на корпоратив. Обычно даём несколько вариантов ответа и возможность самому предложить свою идею. Так мы узнаем истинные предпочтения и получаем уже готовые идеи на будущее. Вживую мы бы не добились таких результатов: сотрудники часто пытаются быть «социальными красавчиками» и дают не честный ответ, а тот, за который похвалят.
Опросы команды нужны и тогда, когда нужно узнать мнение всего коллектива — например, что лучше купить в офис: кофемашину или настольный теннис. Проводить опросы можно для коллектива любого размера и удобны даже для удаленных сотрудников, но в команде до пяти человек проще пообщаться лично.
Опросники составляю я сам или кто-то из команды. Вопросы могут дублироваться, но формулироваться по-разному, чтобы выявить честные ответы. Все они направлены на одну цель — помогают ближе узнать сотрудников и разобраться, чего они хотят.
Нейросети
Ассистенты ИИ-помощники облегчают работу сотрудников и позволяют посвятить освободившееся время более сложным задачам. Они дешевле наёмных сотрудников, но не хуже справляются с рутиной. Например, с первичным сбором данных о новых клиентах, заполнением таблиц типовыми данными или систематизированием информации.
Пока ИИ-ассистент определяет, как зовут клиента, откуда он, с какой проблемой обратился и подбирает нужное ему решение из базы знаний, реальный работник может заняться более серьёзными и даже творческими задачами. Конечно, с развитием технологии, нейросети могут брать на себя разнообразные задачи — от простых текстов до контроля за продажами. Виртуальный ассистент на основе ответов учится общаться с покупателями и обрабатывать заявки, фактически заменяя двух «живых» сотрудников и помогая сэкономить время и деньги.
Однако, несмотря на все преимущества, есть и свои минусы. Клиенты часто предпочитают общение с живым человеком в нестандартных ситуациях, таких как уточнение информации в банке. Нейросети не всегда распознают уникальные запросы, что может вызывать раздражение у клиентов.
Заключение
Дистанционная работа, анонимные опросы и ИИ-ассистенты помогают компаниям находить новые способы взаимодействия с командой, оптимизировать процессы, сокращать расходы и улучшать качество обслуживания. Но важно соблюдать баланс между технологиями и живым общением, чтобы не было перегибов, и инструменты помогали, а не мешали работать.
Отличная статья!