Для любого бизнеса освещение прежде всего должно давать достаточное количество света, чтобы сотрудникам и посетителям как минимум было комфортно. Но также важна визуальная составляющая: как светильники вписываются в общий дизайн интерьера и как помогают повысить продажи товаров.
В статье расскажем, на что обратить внимание владельцам бизнеса при подборе дизайнерских светильников: круглых, профильных, зигзагообразных и любой другой формы.
Для чего нужно качественное дизайнерское освещение
Например, есть цветочный магазин. В него приходят клиенты, чтобы купить букет на праздник или без повода порадовать супругу. Почему они принимают решение о покупке? Сравните две фотографии.
Приглушенный свет создают атмосферу уюта, но все-таки задача у магазина цветов отличается от кафе или кальянной. На фотографии справа при первом взгляде сразу видны все детали — освещение помогает покупателю сделать выбор. С высокой долей вероятности он совершит покупку и захочет возвращаться в такой магазин почаще.
Два вида освещения
Заливающее — так называют освещение, которое равномерно повышает освещенность всего помещения.
Акцентное — предназначено для точечной засветки.
С другой стороны, цветочный магазин хочет нарастить продажи конкретной позиции, скажем, собранных флористами готовых букетов:
- Для этого нужно поставить их на самое видное место: возле кассы или на главной витрине.
- Выделить букеты на фоне остальных цветов, и для этого создать большую точечную освещенность.
Для этого отлично подойдут трековые светильники.
Но кроме работы с направлением и интенсивностью освещения, важна еще общая эстетика — как светильники будут вписываться в интерьер. Потому что они бывают разных видов, и далеко на все подойдут для цветочного магазина.
Очевидно, что круглый дизайнерский светильник со стабилизированным мхом и черным корпусом вписывается в интерьер цветочного магазина намного лучше, чем стандартный потолочный светильник для офисов. Другими словами необычная форма светильника или нестандартный цвет корпуса помогают сделать так, чтобы у покупателя в голове сложилась мысль: «У них даже светильники смотрятся гармонично — буду теперь покупать цветы только у них».
Стабилизированный мох
Это тот же натуральный мох, но в котором природный сок замещается раствором на основе глицерина. Благодаря этому он сохраняет свой естественный вид без всякого ухода в течение нескольких лет — отличное решение для дизайнерского освещения.
Таким образом, качественное дизайнерское освещение помогает бизнесу:
- повысить проходимость торговой точки и возвращаемость клиентов;
- увеличить продажи нужной группы товара и средний чек;
- упростить клиенту ориентацию в помещении, особенно если оно имеет немалые размеры, с большим количеством витрин и стеллажей;
- создать у покупателя благоприятное впечатление от интерьера, что положительно повлияет на общую репутацию бизнеса.
Какие бывают виды дизайнерских светильников
На самом деле форма светильника, его размер, цвет корпуса и светотехнические возможности ограничены только фантазией. Производящие дизайнерские светильники заводы чаще всего изготавливают их под заказ, ориентируясь на техническое задание клиента.
Например, наш завод производит три основных вида дизайнерских светильников:
Профильные светильники. Обычно они имеют прямоугольное сечение и могут изготавливаться любой длины: от 50 см до трех метров. Причем если нужна большая длина, то трехметровые элементы можно бесшовно стыковать друг с другом.
Профильные светильники отлично подходят, если нужно осветить проход между стеллажами с продукцией, увеличить освещенность в зоне кассы или над выкладкой товара. Могут монтироваться как непосредственно к потолку через специальные монтажные консоли, так и подвешиваться на тросах произвольной длины.
Фигурные светильники. Могут иметь самую разную форму: круглую, Г-образную, в виде зигзага, креста, буквы П и многие другие. Монтаж чаще всего также осуществляется при помощи тросов.
Трековые светильники. Создают акцентное освещение за счет узкого луча света, который можно направить в любую сторону благодаря специальной конструкции кронштейна. Трековые светильники устанавливаются на шинопровод разной длины, по которому получают питание и могут двигаться влево или вправо.
Обычно срок изготовления дизайнерских светильников — от 10 до 14 рабочих дней
Но в случае некоторых совсем нестандартных пожеланий заказчиков увеличиться до месяца.
Мы рекомендуем сначала заказать одну штуку на пробу: посмотреть, насколько гармонично будет смотреться светильники в интерьере и точно ли хватит от него света.
На какие параметры при подборе светильников ориентироваться
Важно помнить, что основная задача освещения — давать качественный свет. А уже во вторую очередь, чтобы светильники гармонично вписывались в общий интерьер. Давайте посмотрим, на что стоит ориентироваться при организации дизайнерского освещения.
Световой поток. Самая важная характеристика, измеряемая в люменах. Показывает, сколько света физически дает светильник. Чем больше световой поток светильника, тем большую освещенность в люксах он сможет создать. Эту характеристику можно найти на сайте или в документации.
Чтобы понять, хватит этой величины или нет, можно использовать простую формулу: «1000 люмен на один метр высоты». Скажем, высота потолков в помещении три метра. Светильник подвешивается на тросе высотой один метр — так он будет выглядеть эстетичнее. Следовательно монтажная высота составит два метра. Нужно ориентироваться на световой поток не менее 2000 люмен.
Формула «1000 люмен на один метр высоты» достаточно условная
В некоторых случаях, чтобы создать более высокую освещенность, могут потребоваться светильники с большим световым потоком. Об этом расскажем дальше.
Мощность и светоотдача. Второй по важности параметр. Показывает, сколько ватт электроэнергии будет потреблять светильники в процессе работы. От этого зависит, сколько вы будете платить за освещение в конце месяца и выдержит ли ваша электрическая сеть такую нагрузку. Но обычно используемые провода и автоматы способны выдержать ток потребления, многократно превышающий потребление светодиодными светильниками, измеряемый десятками или сотнями ватт.
Если выбираете из двух-трех светильников со схожими световым потоком и мощностью, то отдайте предпочтение тому, у которого выше светоотдача
Однако еще важно обращать внимание на такой показатель как светоотдача. Это отношение светового потока к мощности — параметр, зависящий от эффективности используемых в светильнике светодиодов. Чем он больше, тем меньше будет потребление из сети при том же количестве света. Если выбираете из двух-трех светильников со схожими световым потоком и мощностью, отдайте предпочтение тому, у которого выше светоотдача.
Расположение. Важно понимать, что обычно светового потока одного светильника не хватит, чтобы создать качественный свет на всей площади помещения. Для этого нужно составить план расположения светильников, который будет учитывать:
- Итоговую освещенность. Она создаётся на полу или рабочих местах и зависит от высоты монтажа и угла раскрытия луча светильника, а также взаимного расположения светильников. Грубо говоря, световой поток двух расположенных светильников будет частично суммироваться. При этом итоговая освещенность должна быть не ниже, чем указано в нормативных требованиях, прописанных в СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Например, для магазинов речь идет об освещенности не ниже 300-500 люкс.
- Особенности помещения. Например, светильники лучше располагать над проходами между стеллажами с товаром, а не над ними — эффективность распространения света будет меньше. То есть важно ориентироваться на подробный план помещения с расположением всех элементов.
- Цвета стен, пола и потолка. Чем они более белые, тем больше света будет отражаться. И соответственно освещенность будет выше.
Мы рекомендуем проводить светотехнический расчет
Это позволит учесть все нюансы и гарантированно получить качественный свет.
О том, как правильно составить план расположения светильников и какая должна быть итоговая освещенность, мы писали в статье «Как организовать освещение на складе» — для организации дизайнерского освещения в любом помещении принцип тот же самый.
Цветовая температура. Измеряется в кельвинах. Чем она выше, тем более холодный свет будет давать светильник. Это повысит концентрацию и позволит клиентам более внимательно изучить товар. Но при этом возрастет нагрузка на глаза и повысится утомляемость — если клиенты проводят много времени в магазине, то это может стать проблемой.
Выбор цветовой температуры зависит от задачи
Например, для уютного кафе подойдет теплый «ламповый» цвет с температурой 3000 К.
Для ювелирного магазина — не менее 4000-5000 К.
Индекс цветопередачи. Показывает, насколько воспринимаемые цвета товара будут соответствовать реальности. Обозначается как Ra или CRI. Стандартное значение для светильников — 80. Этого хватает для большинства задач. Но в некоторых случаях лучше выбирать значение повыше — 90. Например, если речь идет о магазине одежды.
Угол раскрытия луча. Эта величина показывает, насколько создаваемый светильником свет расходится в разные стороны — еще ее называют кривой силой света. Стандартное значение для светильников — 120˚.
Угол раскрытия луча 120˚, 60˚ и 30˚ достигается благодаря установке линзованной оптики
Если вам нужно просто заливающее освещение на большой площади, скажем, на входе в торговый зал или возле кассы, то этого значения хватит. Но если нужно осветить узкий проход между стеллажами, свет должен быть более направленным. Для этого светильники комплектуются специальными линзами, устанавливаемыми сверху светодиодов. Угол раскрытия луча: 120˚, 60˚ и 30˚ достигается благодаря установке линзованной оптики.
Наличие рассеивателя. Если товар или элементы интерьера в помещении имеют много отражающих элементов вроде глянцевых поверхностей, то обычный светодиод может давать некрасивые полосы и слепить людей. В этом случае лучше дополнительно укомплектовать светильник опаловым рассеивателем, который сделает свет более мягким.
Пять примеров организации дизайнерского освещения
На примере наших заказчиков расскажем, почему важно тщательно подходить к подбору дизайнерских светильников и учитывать специфику бизнеса.
Пример 1. Магазин хоккейной амуниции. Магазин расположен в одном из московских торгово-развлекательных центров. Само помещение имеет достаточную площадь — в нем располагается сразу несколько дополнительных зон:
- примерочная, чтобы заказчики могли убедиться, что хоккейная защита идеально сидит;
- мастерская — в ней можно подогнать амуницию под конкретного человека;
- торговый зал с выкладкой товаров на стеллажах.
Заказчик сделал современный стильный ремонт: много черного цвета и глянцевых поверхностей. Оставалось подобрать дизайнерское освещение, которое бы вписалось в такой интерьер.
Бизнес-задачи:
- Должно быть много света — товар имеет много глянцевых элементов, и освещение должно выгодно подчеркнуть это перед клиентом.
- В торговом зале есть вход, стеллажи и стойки с товарами вдоль стен — было важно грамотно скомбинировать заливающее и акцентное освещение, подобрав светильники разных видов и формы.
- Цвет корпусов светильников должен в точности соответствовать цвету потолка, чтобы они сливались с ним и не привлекали внимание — свет будет распространяться словно из воздуха.
- Освещение не должно создавать засветов на глянцевой поверхности.
- Цветопередача должна быть как можно более высокой, чтобы посетителям было комфортно выбирать форму по цвету.
Такие варианты мы предложили после изучения плана помещения и расположение стеллажей. Все светильники снабжались опаловым рассеивателем, имели цветовую температуру 5000 К и повышенный индекс цветопередачи CRI 90.
В магазине нужно комбинировать заливающее и акцентное освещение
При организации дизайнерского освещения в магазине нужно стараться комбинировать заливающее и акцентное освещение, а также учитывать расположение стеллажей с товаром, кассы и других зон.
Пример 2. Чебуречная. Кафе является частью целой сети быстрого питания в Москве — еще есть три подобных заведения. Основная продукция — чебуреки, как классические, так и с экзотическими вкусами вроде барбариса или яблока. Располагается на первом этаже, вблизи оживленного проспекта с высокой проходимостью.
Бизнес-задачи:
- Освещение должно создавать освещенность, соответствующую нормативным требованиям к кафе. С одной стороны, чтобы посетителям было комфортно, а с другой стороны — чтобы при проверке не было выявлено нарушений.
- Светильники должны полностью соответствовать общей концепции дизайна помещения на основе брендбука сети. Корпус должен быть выкрашен в строго определенный цвет по каталогу RAL.
- Чебуречная имеет большие окна, выходящие на людную улицу: освещение должно привлекать внимание.
В процессе работы взаимодействовали с дизайнером заказчика — она сама составила план расположения светильников и точно понимала, какие модели ей нужны. Для заливающего освещения требовались 20 профильных светильников мощностью 35 Вт, со световым потоком 4200 люмен и цветовой температурой 4000 К. При этом они должны были располагаться рядами и иметь строго определенную длину 1000 и 1250 мм. Это важно, чтобы освещение было равномерным, без слабо освещенных зон.
Дополнительно над кассой и зоной готовки установили 11 трековых светильников на двух шинопроводах длиной два метра каждый. Здесь требовалось акцентное, более сильное освещение для комфорта работников чебуречной.
Если кафе или закусочная выходит на оживленную улицу, важно учитывать, как освещенное помещение будет смотреться снаружи
Все светильники были выкрашены в матовый черный цвет по каталогу RAL и имели цветовую температуру 4000 К. От более низкого значения 3000 К отказались, потому что посетители проводят в кафе не так много времени — большую часть заказов уносят с собой. Если кафе или закусочная выходит на оживленную улицу, важно учитывать, как освещенное помещение будет смотреться снаружи. В идеале чтобы оно вызывало желание зайти внутрь.
Пример 3. Автосалон. Салон подержанных автомобилей из Екатеринбурга решил организовать фотозону. Цель — сделать качественные фотографии авто, чтобы потом выкладывать их на сайт и сторонние сервисы, расширяя клиентскую базу. Для этого выделили отдельное помещение площадью 200 квадратных метров и решили установить дизайнерские светильники необычной формы.
Бизнес-задачи:
- Собрать световую конструкцию в виде восьми квадратов из профильных светильников длиной два метра каждый. Под нее загонялся бы автомобиль и освещался равномерно и со всех сторон — на фотографиях не было бы некрасивых паразитных теней.
- Светильники неизбежно попадали бы в кадр, поэтому вся конструкция должна выглядеть эстетично и солидно.
- Освещенность авто должна быть как можно выше, но при этом на глянцевой ЛКП не должны появляться блики.
С заказчиком решили провести светотехнический расчет, чтобы заранее убедиться в достаточном уровне освещенности. Выяснилось, что восьми светящихся квадратов не хватит — по нашему опыту для фотозоны нужно не менее 1000 люкс. Расчет же показал, что получится порядка 700 люкс.
Мы увеличили количество элементов до 12 (получилась матрица 4х3) и провели повторный расчет — он показал, что теперь освещенности хватает. Разумеется, такую необычную конструкцию мы раньше не делали.
При организации освещения фотозоны нужно ориентироваться на высокую освещенность — не менее 1000 люкс
Наши инженеры начали думать, как можно надежно скрепить профильные светильники друг с другом. И остановились на металлической сварной раме, которая бы подвешивалась к потолку на длинных тросах. Провода прокладывались вдоль рамы, а светильники крепились бы на обычных саморезах. После этого всю конструкцию можно было бы легко выровнять, регулируя длину подвеса. При организации освещения фотозоны нужно ориентироваться на как можно более высокую освещенность. В случае автосалона — не менее 1000 люкс.
Пример 4. Парикмахерская. Студия красоты в Москве решила обновить освещение. Старые светодиодные светильники мало того, что выглядели не современно и больше подошли бы для офиса, но и давали недостаточное количество света. Из-за этого мастерам было тяжело замечать нюансы стрижки и покраски.
Бизнес-задачи:
- Новые светильники должны были давать больше света и иметь более высокий индекс цветопередачи.
- На каждое рабочее место должно быть три светильника, для более равномерного освещения.
- Парикмахерская располагалась на первом этаже жилого дома. Потолки достаточно низкие, поэтому стандартный монтаж дизайнерских светильников на тросах был невозможен — мастера все время бились бы о них головой. Нужно было придумать решение по монтажу прямо к потолку.
- Светильники должны были вписываться в интерьер — для этого корпус должен был быть выкрашен в белый цвет с легким молочным оттенком.
Начали с того, что изучили старые профильные светильники — их мощность составляла 50 Вт. Заказчик решил подобрать новые светильники по принципу «один в один». Однако проблема состояла в том, что световой поток наших профильных дизайнерских светильников при такой мощности составлял 6300 люмен. Это достаточно много с учетом низких потолков в помещении.
От светотехнического расчета заказчик отказался, поэтому мы предложили изготовить три светильника на пробу: смонтировать над одним рабочим местом и посмотреть на результат. Через несколько дней выяснилось, что светового потока действительно оказалось слишком много — мастера жаловались, что работать невозможно. Приняли решение поменять профильный светильник на менее мощный — 40 Вт, который бы давал световой поток 4200 люмен.
В парикмахерской при освещение рабочих мест свет должен падать с разных сторон,чтобы на волосах не было затененных участков
Когда убедились, что новые светильники дают комфортную освещенность, изготовили оставшуюся партию 15 штук — все с цветовой температурой 4000 К и CRI 90. Для крепления использовали доработанный стандартный кронштейн с удлиненными саморезами. Для парикмахерской или салона красоты важно продумать освещение рабочих мест: свет должен падать с разных сторон так, чтобы на волосах не было затененных участков.
Пример 5. Офис. Крупная компания, поставляющая для автомобильного и железнодорожного транспорта разные компоненты вроде кондиционеров и высоковольтных шкафов, решила заменить освещение в головном офисе в Москве. Помещение очень большое — суммарно в нем работают свыше 150 человек.
Спустя некоторое время старое светодиодное освещение начало выходить из строя: некоторые светильники стали мерцать, а несколько даже вышли из строя. Заказчик решил заменить все освещение разом — 32 профильных светильника мощностью 50 Вт и длиной 1500, 2200 и 2800 мм.
Бизнес-задачи:
- Подобрать светильники, аналогичные стоявшим ранее по мощности и размерам, чтобы не пришлось менять способ монтажа или переносить выводы кабеля из потолка.
- Сделать так, чтобы кабель из светильников выходил не сбоку, а на расстоянии 600 мм от края. В этом случае его можно было бы аккуратно вывести строго вертикально вверх. У старых моделей кабель выходил сбоку, поэтому его прокладка смотрелось неэстетично.
- Стандартно для дизайнерских светильников корпус должен вписываться в интерьер и выкрашиваться в графитовый цвет.
С заказчиком решили, что начнем с изготовления трех образца разной длины: 1500, 2200 и 2800 мм. Учли пожелания заказчика: нестандартные расположения кабеля и цвет корпуса.
После чего передали образцы управляющей компании — именно она занималась любыми электромонтажными работами в здании. Когда убедились, что все хорошо, изготовили оставшуюся партию 27 светильников.
В офисе стоит протестировать освещение — изготовить образцы и попросить сотрудников поработать под ними какое-то время
При освещении офиса лучше изготовить образцы светильников, смонтировать и попросить сотрудников поработать под ними какое-то время. Важно, чтобы освещение не вызывало дискомфорта.
Что важно запомнить
При создании освещения в разных локациях, мы предлагаем ориентироваться на пять основных моментов:
- Дизайнерское освещение решает сразу несколько задач бизнеса: повышает проходимость и возвращаемость, увеличивает продажи и положительно влияет на репутацию бизнеса в целом.
- Дизайнерские светильники могут изготавливаться любой формы, размера и цвета корпуса. Но в целом делятся на три вида: профильные, фигурные и трековые. В среднем время изготовления заказного светильника — от 10 дней до одного месяца.
- При подборе светильников нужно прежде всего ориентироваться на световой поток, мощность, светоотдачу, цветовую температуру, цветопередачу, угол раскрытия луча и наличие рассеивателя.
- Важно заранее продумать план расположения светильников, ориентируясь на нормативы освещенности и план помещения со всеми элементами. Для этого правильнее всего выполнять светотехнический расчет.
- В процессе организации освещения нужно учитывать специфику бизнеса. Например, требования к светильникам для чебуречной, автосалона или офиса будут разными.
А какие дизайнерские светильники вы применили бы у себя?