Современная российская экономика в своем развитии прошла через пять крупных кризисов: 1998, 2008, 2014, 2020 и 2022 годов. Каждый из них отражал определенный этап развития страны и значительно влиял на состояние малого и среднего бизнеса. Сегодня 60% представителей малого и среднего бизнеса признаются, что не видят возможностей для развития компаний в кризис. Алексей Обжерин делится накопленным за последние 30 лет опытом и рассказывает, как использовать любую экономическую ситуацию с пользой для роста бизнеса.
Как действовать во время любого кризиса
Каждый кризис в российской экономике приносил существенные убытки. Так, в 1998, по расчетам Московского банковского союза, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 млрд долларов. В 2008 падение рубля привело к банкротству многих закредитованных компаний. Геополитические события 2014 года и резкое обесценивание рубля вызвали рост цен на иностранное оборудование, сырье и комплектующие. За время пандемии в 2020 году более трети предприятий понесли убытки на сумму 1,65 трлн рублей. В 2022 году у 13,7% компаний выручка упала более чем на 50%, последствия для экономики мы еще не осознали в полной мере.
Мы не знаем, что именно произойдет — обвал рубля, пандемия, СВО, природный катаклизм, что-либо еще. Но последствия от любого экономического кризиса всегда одинаково неприятны. Многие предприниматели занимают либо выжидательную позицию, либо действуют интуитивно и наугад. Безусловно, интуиция для бизнеса — это важный фактор. Однако если к интуиции добавить системные инструменты, то эффект для вашего дела после кризиса может быть даже выше, чем до него. Главное правило — нужно действовать, а не выжидать.
Алгоритм выхода из кризиса
Шаг 1. Наберитесь сил. Где взять силы, когда экономика бизнеса рушится.
Оказывайте сами помощь другим людям, это дает энергию, повышает уровень уверенности в себе, помогает мыслить системно и сформировать взгляд «со стороны».
Переговорите с ключевыми сотрудниками или людьми, которым вы доверяете. В любой компании есть сотрудники, которые отличаются тем, что они лояльны даже в трудные времена. Поэтому я бы предложил посоветоваться с ключевыми сотрудниками, которые хорошо знают изнанку процессов и узкие места, для того чтобы принять быстрые и взвешенные решения по выходу из кризиса.
Шаг 2. Примените подход «Из лимона — лимонад». Если кажется, что в ситуации вы вообще ничего не можете сделать, то используйте данные обстоятельства для какой-то фундаментальной, стратегической работы, на которую раньше не хватало времени. Так я поступил в кризис 2014 года, и одним решением мы с командой закрыли несколько задач и привлекли поток денег.
Шаг 3. Пока все на паузе — действуйте! И применяйте элементы стратегического маркетинга.
Внедрите формулу AIDA в рекламные офферы для быстрого роста продаж. AIDA — это продающая реклама, которая привлекает внимание, вызывает интерес, стимулирует желание и побуждает к действию. С ее помощью можно продавать товар без скидок и распродаж. Эффект можно получить быстро, но он будет краткосрочный. Многие компании не применяют формулу AIDA, поэтому ее можно использовать как конкурентное преимущество.
Проведите экспресс-SWOT-анализ для антикризисного рывка. Этот метод даст быстрые результаты с длительным среднесрочным эффектом. На выходе вы получите план действий в кризис, состоящий из нескольких десятков пунктов, проранжированных таким образом, что выполнение только первых 5—10 пунктов этого плана уже позволит сделать рывок относительно конкурентов.
Разработайте стратегическое УТП (уникальное торговое предложение) для ежегодного роста и снятия сливок с рынка. При этой работе создается комплексный план стратегического маркетинга, который трудно скопировать конкурентам, и он привлекает новых клиентов с ежегодным ростом. Стратегическое УТП — как вишенка на торте — венчает весь комплекс стратегического маркетинга, и благодаря ему клиенты от конкурентов перетекают к вам и происходит рост прибыли.
Что бы вы ни делали, антикризисные действия должны быть четкими и быстрыми.
Личный опыт
Я — действующий предприниматель с 1994 года, мне удалось пережить пять экономических кризисов и из каждого получилось выйти с ростом.
В 1998 году я возглавлял сеть магазинов бытовой техники. Когда грянул кризис, доллар подорожал в четыре раза и стоимость товаров в закупке тоже подорожала в четыре раза. Мне было всего 26 лет, и я, конечно, поначалу был дезориентирован.
Я посмотрел на коллег-предпринимателей и понял, что надо быстро конвертировать рубли в доллары и продолжать работать, несмотря ни на что. В разгар кризиса мы не побоялись открыть второй магазин (хотя было страшно), и впоследствии он стал самым прибыльным в сети. Мой опыт показал, что, пока все боятся, важно непременно действовать. Как говорится, зимние дети крепче. Примерно через 4 месяца мы перестали ощущать падение продаж и вошли в зону десятилетнего ежегодного роста, пока не наступил следующий кризис — 2008 года.
В 2009 году мы приняли непростое решение — сократить площади магазинов до минимального размера. Всего у нас было семь торговых площадей. В среднем наши магазины были по 150 м2, мы их «урезали» в два-три раза — до 50—75 квадратов. Кому-то это может показаться маленькими площадями, но мы были нацелены именно на ведение малого бизнеса. Это принесло свои плоды.
Во-первых, мы распродали лишний товар и отдали все кредиты, какие у нас были на тот момент. Компания была с нулевым уровнем долговой нагрузки. Во-вторых, одновременно с уменьшением площадей у нас сократились затраты. Если говорить об уровне долговой нагрузки, то она не должна превышать 35%. Идеально, если баланс предприятия будет на 65% состоять из собственных средств и на 35% — из заемных. 50% заемных средств — это своего рода предельная величина. Не стоит превышать ее, если вы хотите быстро отдать долги.
Вообще, за всю историю компании именно не самый простой 2009 год был одним из самых успешных. Мы заработали самую большую прибыль по сравнению с последующими годами нашей работы и отдали долги за несколько месяцев — это было словно экономическое чудо. А долги, надо сказать, были немаленькими, несколько миллионов было точно. Для малого бизнеса в регионах это существенно.
Во многом нам помогло то, что на пике роста в 2007 году мы вкладывали деньги в открытие новых магазинов. В то время наш заработок составлял около 1,5 млн рублей. На эти деньги можно было купить пять квартир. А мы покупали магазины в Кировской области.
В 2014 году произошла девальвация, и рубль обесценился в два раза. Наши товары подорожали также в два раза. И мы применили прием «Из лимона — лимонад». В любой торговле всегда есть часть неходовых позиций: те товары, которые по какой-то причине перестали продаваться. Мы переоценили лидеров продаж по новому курсу (то есть в два раза подняли цены), а на «неходовки» оставили старую цену. У нас получился двойной эффект: мы продали неходовые позиции по обычной розничной цене с рублевой прибылью, хотя раньше были готовы к скидкам. И тем самым получили существенный денежный поток. Таким образом, мы оздоровили товарную массу и повысили показатель оборачиваемости.
В 2020 году, когда случилась пандемия, моим основным доходом был консалтинг. Многие мои клиенты встали на паузу, так как уровень тревожности зашкаливал. Я применил такой инструмент, как экспресс-SWOT-анализ. Благодаря ему во время паузы моих клиентов я совершил действия фундаментального характера, а именно написал первую книгу — «Почему лучше покупать именно у вас? Как разработать стратегическое уникальное торговое предложение» — и вместе с коллегой набросал черновик второй книги.
Ну и последний кризис, который начался в феврале 2022 года, вообще не коснулся ни меня, ни моих клиентов благодаря тому, что мы жили в русле стратегического маркетинга. Долгосрочную стратегию не нужно менять — она становится нечувствительна к внешним изменениям, порой даже самым неожиданным. Иногда нужно менять тактику, но стратегия остается той же.
Стратегия не только бережет от потрясений, но и обеспечивает рост доходов даже во время кризисов. У меня и моих клиентов в 2020, 2021, 2022 годах и сейчас идет неуклонный ежегодный рост, несмотря на внешние события.
Сейчас я владею небольшим торговым центром и помогаю компаниям в разных отраслях выстраивать стратегический маркетинг таким образом, чтобы ежегодно росла доля рынка, выручка и прибыль.
Действуйте, формируйте долгосрочную стратегию, и никакие кризисы не помешают росту вашего бизнеса.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
А как ваша компания пережила финансовые кризисы?