Последнее время настолько часто меняются внешняя и внутренняя среда и турбулентность нашего мира настолько высока, что работа со стратегией один раз в год не дает результата.
Как масштабироваться в условиях высокой неопределенности и перманентной турбулентности
Профессор Стэнфордского университета Бехнам Табризи в течение 7 лет проводил исследование по изучению бизнес-процессов крупных компаний: Amazon, Apple, Tesla, Microsoft, Netflix, Haier, Zara, Nike и др. И одним из выделенных им ключевых элементов бизнес-подходов и образа мышления мировых лидеров стало управление темпом изменений.
Отсутствие плана — прямой путь к поражению
Клиенты задают мне вопрос: “Вадим, а есть ли смысл работать со стратегией, когда скорость изменений на пределе, информация устаревает в течение недели, волатильность экономики высока и внешняя среда постоянно меняется?” Мой ответ — да! Отсутствие плана — прямой путь к поражению.
Вопрос не в эффективности стратегии, а в ритме стратегирования. Стратегирование — это регулярная работа со стратегией с целью ее актуализации, корректировки, адаптации к условиям внешней и внутренней среды. И это способ управления темпом изменений.
Что такое стратегический спринт
Мы в “Брежнев Консалтинг” регулярно работаем с компаниями в формате сессий стратегического спринта, где раз в квартал проводим сверку движения по маршрутной карте реализации стратегии.
Стратегический спринт позволяет обеспечить эффективную реализацию и доработку стратегии компании через трекинг и пересборку ключевых стратегических инициатив, ревизию стратегии, разбор главных вызовов и тем развития компании, синхронизацию ТОП-команды и проработку индивидуальных планов развития руководителей и ТОПов.
На сессию по стратегическому спринту приглашаются руководители и собственники компании, лидеры мнений. На такой сессии мы делаем пересборку стратегии по технологии Start/Stop/Continue: что мы должны начать, прекратить и продолжить делать в реализации стратегии.
Польза стратегического спринта
Недавно мы в “Брежнев Консалтинг” работали с крупной электротехнической компанией над стратегией, частью которой стал запланированный выход компании на рынок соседнего региона. Для этого наш клиент должен был открыть собственный склад и полноценный филиал в другом городе, что требовало значительных финансовых и временных затрат.
Но через три месяца, когда мы собрались на сессии по стратегическому спринту, обнаружили, что задача стала неактуальной. Ситуация изменилась и за квартал проект стал нерентабельным.
На этой сессии компания сэкономила десятки миллионов рублей. Если бы команда и лидеры не работали в стратегическом спринте, то они не увидели бы произошедшие изменения, и филиал был бы открыт в заведомо убыточных условиях.
Какие задачи можно поставить на стратегический спринт
Перечислим задачи, которые можно поставить на стратегический спринт.
Итоги предыдущего стратегического спринта: анализ, что получилось сделать, что не получилось по портфелю стратегических инициатив. Какие причины, какие выводы на будущее?
- Проработка стратегии: быстрая ревизия стратегии компании, анализ новых вводных из внешней и внутренней среды компании и при необходимости корректировка, уточнение, дополнение стратегии или отдельных ее элементов.
- Проработка ключевых тем и проектов развития: выбор ключевых сдвиговых максимально важных и сложных тем, которые необходимо обсуждать вместе всей командой и принятие решений по ним.
- План следующего спринта: построение плана движения по стратегическим инициативам на основе выводов по итогам работы над стратегией в предыдущем спринте, обсуждения ключевых тем и корректировок в стратегии.
- Командообразование: проработка точек напряжения в команде, правил, принципов, алгоритмов, обеспечивающих качество взаимодействия и слаженность работы команды.
В условиях высокой турбулентности и быстрых изменений стратегический спринт становится незаменимым инструментом для компаний, стремящихся к устойчивому развитию и адаптации. Регулярные доработки и пересборки стратегии, анализ новых вводных и корректировка планов позволяют не только избежать значительных финансовых потерь, но и эффективно реагировать на вызовы рынка и успешно масштабироваться.
Поделитесь опытом, как ваша компания адаптируется к стремительным изменениям и как работает с реализацией стратегии.