Рынок постоянно в движении: появляются новые технологии, меняются потребности клиентов и условия работы с поставщиками. Бизнесу важно не отставать, быстро адаптируя свои процессы к этим переменам. Такую гибкость может дать переход к умному снабжению. Рассказываем, как это сделать.
Правильно выстроенные закупки могут принести бизнесу существенную экономию. По оценкам Axenix, экономия от базы затрат может составлять 3-5% в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной достигать 10-11%. Кроме этого, можно в разы снизить транзакционную нагрузку. Например, при использовании искусственного интеллекта (ИИ) в организации закупочной деятельности 80% операций способна взять на себя машина и только 20% остается человеку.
Что такое умное снабжение
Функцию снабжения можно представить в виде кубика Рубика, в котором каждый цвет символизирует один из элементов:
Когда кубик не собран, цвета хаотично разбросаны по его граням. Так бывает и в снабжении, когда процессы закупок не упорядочены, требуют оптимизации и внедрения стандартов.
После правильной сборки каждая грань кубика становится однородной. Так и при правильно выстроенной системе закупок все элементы работают слаженно. Для этого нужно разработать и внедрить стратегию функции снабжения, которая, как инструкция для кубика Рубика, позволяет сделать ее эффективной.
Однако важно помнить, что рынок постоянно меняется: появляются новые технологии, меняются потребности клиентов и условия работы с поставщиками. Цвета кубика снова начинают смещаться — важно быстро адаптироваться к этим изменения и пересобрать кубик. Для такой реакции необходим переход на более высокий уровень — к умному снабжению.
Так, например, достаточно опытный человек может собрать кубик Рубика в среднем за 20-25 секунд, а робот это делает за 0,203 секунды. Именно такая разница в скорости реакции на изменения может быть между классическим и умным снабжением.
Концепция умного снабжения
В основе концепции умного снабжения лежит принцип «touchless buying», состоящий из 3 ключевых компонентов:
- исполнение заявок без участия сотрудников департамента снабжения с целью снижения транзакционной нагрузки;
- активное применение ИИ для построения прескриптивной аналитики с целью снижения затрат на закупку материалов и услуг;
- интегрированность всех ИТ-систем для прослеживаемости сквозной цепочки с целью повышения точности обеспечения внутреннего заказчика.
Как перейти на умное снабжение
Шаг 1. Оценить уровень покрытия информационными системами (ИС) с учетом бесшовных интеграций на каждом шаге процесса.
Этот этап предполагает анализ всех систем, используемых в компании для управления закупочной функцией, и проверку их интеграции друг с другом. Необходимо выявить, насколько процессы полностью охвачены ИС на всех четырех уровнях: планирование, управление, исполнение и контроль. Оценка должна включать как внутренние системы, так и внешние (например, взаимодействие с поставщиками через электронные площадки). Важно выявить, есть ли разрывы в интеграциях и насколько обмен данными между системами является непрерывным и автоматизированным.
Шаг 2. Оценить качественное ведение нормативно-справочной информации (НСИ) и транзакционных данных.
Этот шаг включает анализ управления НСИ — справочниками товаров, услуг, поставщиков и контрагентов, и транзакционными данными, связанными с закупками (заказы, контракты, платежи). Оценивается актуальность, полнота и точность данных, а также процессы их обновления и верификации. Ключевым показателем является наличие централизованного управления НСИ и механизмов для предотвращения ошибок, таких как дублирование записей, устаревшие данные и неточности.
Шаг 3. Оценить унификацию процессов и единообразное исполнение операций:
На этом этапе нужно выяснить, насколько закупочные процессы стандартизированы и одинаково выполняются на всех уровнях компании и во всех подразделениях. Этот шаг включает проверку на наличие единых регламентов и процедур для всех операций: от подачи заявки до заключения контракта и оплаты. Важно оценить, насколько одинаково сотрудники следуют установленным правилам и есть ли отклонения, которые могут повлиять на эффективность и прозрачность процессов.
Шаг 4. Оценить готовность информационных систем к применению скриптов и RPA для автоматизации рутинных операций.
Следующим шагом необходимо понять, насколько текущие ИС готовы к внедрению скриптов и программных роботов (роботизированная автоматизация процессов, RPA). Нужно оценить, какие рутинные операции можно автоматизировать (например, обработку заявок, создание заказов, проведение оплат), поддерживают ли текущие системы эти технологии. Оценивается техническая готовность платформы, возможность интеграции RPA-инструментов и идентификация операций, которые могут быть автоматизированы.
Шаг 5. Составить перечень точек принятия решений.
На этом этапе необходимо выделить ключевые точки в процессе закупок, где требуется принятие решений. Это могут быть решения по выбору поставщика, согласованию условий контракта, распределению ресурсов, управлению поставками и т.д. Важно составить полный список таких точек и описать, кто и на каком уровне принимает решения. Также важно оценить оптимальность точек контроля и ролей принимающих решение.
Шаг 6. Описать алгоритмы, роли и входящие данные для автоматизации точек принятия решений.
Для каждой точки принятия решений нужно детально описать, как именно процесс может быть автоматизирован. Это включает определение алгоритмов, которые будут использоваться для автоматизированных решений, какие входные данные необходимы для корректного функционирования этих алгоритмов (например, данные о ценах, сроках поставки, характеристиках товара), и какие роли (сотрудники или ИС) будут вовлечены.
Шаг 7. Составить ключевые метрики и КПЭ, оценить качество входящих данных для построения аналитики.
Этот шаг направлен на определение ключевых показателей эффективности (KPI) и метрик для мониторинга успеха проекта. Важно определить, какие данные и в каком виде необходимы (например, KPI — точность поставок, оборачиваемость запасов, а метрики — доля заявок, заказов, оплат обработанных автоматически). Оценка качества входных данных должна включать проверку на их полноту, актуальность и достоверность для построения аналитических моделей и отчетности.
Есть ли смысл
Может показаться, что такой комплексный подход — это слишком сложно и дорого. Но на практике точечная автоматизация отдельных операций может выйти существенно дороже. Например, для исполнения одного процесса внедрили программных роботов и сократили 5-7 операционистов, которые раньше нажимали нужные кнопки. Интеграции внутренней ИС с внешними сервисами нет, поэтому когда меняется их интерфейс, нужно перенастраивать роботов — а меняется он часто. И теперь у компании вместо пяти недорогих операционистов трое дорогих разработчиков роботов. И никакой экономии.
Если говорить об остальных инструментах автоматизации (например, те же SRM, ERP системы), то зачастую существующая архитектура и ИС не всегда удовлетворяют новым требованиям в части закупок без существенных доработок. Западные вендоры ушли, кастомизация ПО, которое уже не поддерживается вендором, теряет смысл и бизнес начинает тестировать российские аналоги для замены или внедрения нового решения. И такие решения уже есть, доступные как on-premise, так и в облаке. Поэтапное внедрение поможет снизить риски и снизить стартовые затраты. При этом важно синхронизировать свое видение и потребности с картой развития решения у вендора. С выбором может помочь профессиональная консалтинговая компания.
Поэтому важно подходить к автоматизации закупок комплексно, тщательно рассчитывая экономический эффект с учетом особенностей работы на каждом этапе. И в итоге получить полноценную систему умного снабжения, использующую все доступные технологические возможности для оптимизации процессов и сокращения затрат.
Внедрена ли у вас стратегия умного снабжения? Были ли трудности с ее разработкой?