Рекламный рынок с нетерпением ждет готовящихся Роскомнадзором изменений в подзаконные акты об учете интернет-рекламы — о них ранее рассказал член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. Речь идет как о приказе о сокращении сроков передачи данных в сфере интернет-рекламы, так и о других поправках, направленных на упрощение ее маркировки и подачи связанной с ней отчетности.
Необходимость в подобных мерах в отрасли назрела довольно остро, так как выполнение текущих законодательных требований в этой области перетягивает на себя значительную часть ресурсов игроков рынка. О том, во что конкретно оно им обходится, расскажем на примере работы агентства Win2Win Communications.
Сколько времени занимает обучение сотрудников навыкам маркировки
В 2022 году вступили в действие изменения в Федеральный закон «О рекламе», обязавшие игроков рынка маркировать основные форматы интернет-рекламы и передавать сведения о проделанной работе в Единый реестр интернет-рекламы — ЕРИР.
Нововведения породили растущий спрос на специалистов, которые умеют работать с маркировкой: в частности, за 11 месяцев с июля 2023 года количество вакансий на сайте hh.ru, в которых упоминались связанные с ней словосочетания, размещенных, увеличилось на 78%.
Помимо необходимости поиска сотрудников с соответствующими знаниями или подготовки их с нуля, законодательные нововведения создали и другие серьезные вызовы для отрасли, которые связаны с дополнительными трудозатратами на саму маркировку и отчетность по ней и непосредственными финансовыми издержками.
Чтобы грамотно выполнять все законодательные требования, ответственные за маркировку интернет-рекламы, специалисты должны уметь работать с разными видами токенов, договоров, различными рекламными кабинетами, в каждом из которых используется своя система маркировки, и операторами рекламных данных — ОРД, а также ЕРИР.
В зависимости от количества рекламных кабинетов, которыми пользуется агентство, полное обучение специалистов вышеперечисленному может занять у него до пары недель. Однако обучение — это только небольшая часть временного ресурса сотрудников, выделяемого компаниями на работу с маркировкой.
Сколько времени тратится на подготовку и передачу отчетности по маркировке
Помимо того, что на саму маркировку интернет-рекламы уходит немало времени, по ней еще нужно передавать отчетность, и ее избыточность — одна из главных проблем, с которыми сталкиваются представители отрасли в связи с принятием вышеупомянутых нововведений в закон «О рекламе».
К отчетности в этой области предъявляются строгие требования, и одно из важнейших состоит в том, что она должна соответствовать фактической информации — то есть подписанным на бумаге или в системе электронного документооборота — ЭДО — документам о результатах размещения рекламы. Так, от агентств требуется включать в отчетность большое количество информации об атрибутах каждого отдельно взятого акта: его номере, дате, сроках оказания услуг. Помимо этого, нужно передавать еще и статистику по рекламе: данные о показах, периоде размещения, стоимости единицы оказания услуг и т.д.
В среднем на отчетность по каждому отдельному токену уходит от 15 до 30 минут. Если учесть, что в месяц в среднем в рамках проекта приходится иметь дело с десятками, а то и сотнями таких токенов, то суммарные ежемесячные трудозатраты могут доходить до нескольких рабочих дней одного сотрудника.
Если же речь идет о работе с блогерами, то многим рекламным агентствам часто приходится отчитываться как минимум по двум звеньям цепочки — «Заказчик — Рекламное агентство» и «Рекламное агентство — Блогер», — что занимает еще больше времени.
Как работа с маркировкой влияет на зарплатный фонд и стоимость услуг
Помимо менеджеров, которые занимаются непосредственно маркировкой интернет-рекламы, работа с ней требует участия специалистов финансового и юридического отделов: в их задачи входит проверка правильности составления договоров для разных видов размещений рекламы и своевременная передача сведений из ЭДО, необходимых для отчетности. Многие другие сотрудники — как младшие менеджеры, так и лидеры проектов — также предоставляют нужную информацию и участвуют в контроле.
Таким образом, взаимодействие с маркировкой интернет-рекламы задействует усилия различных специалистов, и на ее оплату может уходить до 15% от всего фонда оплаты труда агентства. Для большинства игроков рынка это весьма ощутимые расходы, и, чтобы компенсировать их, в среднем компании закладывают +5-10% к стоимости услуг за маркировку.
Есть ли разница при работе с разными ОРД
Вопрос оптимизации процессов, связанных с маркировкой интернет-рекламы, актуален для всех игроков рынка, и некоторые из них задаются вопросом: можно ли осуществить ее с помощью смены ОРД?
На самом деле все операторы рекламных данных работают в рамках одних и тех же постановлений Правительства (974 и 969 от 28.05.2022), приказов Роскомнадзора (62, 63, 64 от 11.04.2022) и ФЗ «о Рекламе», поэтому базово они не отличаются друг от друга. И все же есть нюансы, которые делают те или иные ОРД удобнее для решения каких-то конкретных задач.
Если говорить о маркировке материалов, которые запускаются через рекламные кабинеты VK и «Яндекса», то их собственные операторы рекламных данных — «ОРД Яндекса» и ОРД VK — действительно наиболее удобны для создания маркировки и отчетности в данных системах, поскольку заточены специально под них. Однако, в отличие от автоматически генерируемых токенов, создавать с их помощью отдельные токены, особенно в больших количествах, уже не столь сподручно. Например, сами мы в этих целях уже более двух лет пользуемся услугами ОРД-А.
Для сравнения: ОРД-А и ОРД Ozon, в отличие от того же ОРД VK, предлагают пользователям поиск по внутреннему ID всех основных компонентов для создания токена: площадки, контрагента, договора и акта — это в разы ускоряет формирование токенов и отчетности за счет того, что отпадает необходимость вручную искать нужные данные в огромных массивах информации.
Еще одна полезная опция, на наличие которой стоит обратить внимание, — это возможность добавлять комментарии. Например, в ОРД Ozon она доступна для всех основных компонентов, которые используются для формирования токена.
Не стоит забывать и об особенностях работы служб поддержки различных ОРД. К примеру, ОРД-А предоставляет каждому клиенту персонального менеджера, который помогает разобраться в особенностях работы с системой, объясняет, как решать те или иные задачи в области маркировки, и готов прийти на выручку в сложных ситуациях.
В свою очередь, служба поддержки ОРД VK, по нашему опыту, отвечает довольно медленно, что может создать трудности, особенно когда уже подходят к концу сроки, регламентированные нормативными актами. Поддержка «ОРД Яндекса» отвечает быстро, но нужно иметь ввиду, что в процессе обработки заявок ее специалистам часто требуется уточнять какие-то нюансы у коллег, что также занимает время, особенно в сложных случаях.
К слову, «ОРД Яндекса» начал предоставлять возможность создания отдельных токенов только весной 2024 года — ранее он позволял работать только с кампаниями, запущенными в рекламном кабинете «Яндекса» и ПромоСтраницах. Однако мы видим, что этот ОРД стремительно развивается, и удобство формирования отчетности посредством практически автоматизированного заполнения формы вкупе с отсутствием абонентской платы волне могут вывести его вперед в общей гонке ОРД.
Советы по оптимизации работы с маркировкой
- Организуйте качественное и полное обучение для сотрудников: чем глубже будет их экспертиза, тем больше времени и средств вы сэкономите в итоге.
- Выбирайте ОРД, которые лучше подходят под специфику работы вашего агентства.
- Четко прописывайте в договорах обязанности сторон: указывайте в них, за какую часть работы с маркировкой несете ответственность вы, а за какую — контрагент.
- Отдельное внимание уделяйте актам: например, если вы сотрудничаете с блогерами и несете ответственность за маркировку, прописывайте в них период размещения, площадку, число просмотров и другую информацию, которую вы включаете в отчетность для ЕРИР.
- Ведите единую базу со всеми запусками: как через рекламные кабинеты, так и по блогерам, СМИ, для которых требуется маркировка.
- Наладьте эффективную связь между сотрудниками.
С какими вопросами, связанными с маркировкой интернет-рекламы, вы чаще всего сталкиваетесь?