Управление ФАС по Нижегородской области признало рекламу в телеграм-канале «Мой Нижний Новгород» противоречащей законодательству из-за отсутствия маркировки. Это первое в России дело за отсутствие маркировки рекламы в Телеграме.
Разбираемся с юристом, почему посты канала привлекли внимание ведомства и как бизнесу правильно маркировать рекламу в Телеграме.
Что случилось
Телеграм-канал «Мой Нижний Новгород» публикует посты о событиях в городе — например, о том, когда откроют новый мост через Оку или что студент вырастил тыкву в 150 кг.
Иногда в ленте бывает реклама — например, о наборе в группы по растяжке или приглашения на концерт.
В сентябре 2023 года посты в телеграм-канале выходили каждый день. Один из читателей канала пожаловался в УФАС, что в 16 постах не было пометки «Реклама» и данных рекламодателя.
Мы не знаем, на какие именно посты пожаловался читатель телеграм-канала. Но вот одна из сентябрьских публикаций в канале — про веревочный парк SEQUOIA PARK.
Этот пост не промаркирован как рекламный, хотя вполне может считаться таковым, говорит руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы Intellect Михаил Хохолков.
«В посте есть объект рекламы — веревочный парк. Есть сведения, которые привлекают внимание к нему, — „один из самых крупных веревочных парков“. Есть адрес парка. Видео и фото выполняют дополнительный привлекающий эффект.
Цель такого поста — именно привлечение внимания любителей активного отдыха к парку. Другую цель здесь не обнаружить: нет какого-то информационного повода, нет обзора, нет социальной значимости. Все это признаки рекламы».
Михаил Хохолков
Руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы Intellect
Сотрудники ФАС изучили посты и согласились, что телеграм-канал нарушил закон. Все рекламные публикации в интернете с сентября 2022 года должны быть промаркированы.
Что будет дальше
17 октября 2023 года Нижегородский УФАС признал посты в канале «Мой Нижний Новгород» ненадлежащей рекламой. Против владельца канала Ильи Ленковца возбудили административное дело.
За нарушения законодательства о рекламе грозят штрафы:
- для граждан — от 2000 до 2500 ₽;
- для должностных лиц и ИП — от 4000 до 20 000 ₽;
- для юрлиц — от 100 000 до 500 000 ₽.
При этом Михаил Хохолков считает, что в данной ситуации ФАС ограничится предупреждением, так как телеграм-канал впервые привлечен к ответственности и нарушение не причиняет вред жизни и здоровью.
UPD 12.12.2023: В начале декабря 2023 года специалисты управления ФАС по Нижегородской области оштрафовали Илью Ленковца за распространение рекламы без маркировки на 2 000 ₽. 12 декабря управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу распространило в СМИ сообщение, что владельцу телеграм-канала «Мой Нижний Новгород» назначен второй штраф за размещение рекламных сообщений без пометки на сумму 30 000 ₽.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Как этого можно было избежать
Телеграм-канал мог избежать проблем, если бы действовал по закону. Для этого все рекламные посты нужно было промаркировать.
«Если мы считаем пост рекламным — получаем токен, ставим слово «Реклама», указываем рекламодателя и отчитываемся за него в ОРД.
Если мы считаем пост не рекламным, пригодится предварительный анализ текста и подготовка позиций на случай, если кто-то из бдительных граждан решит, что это реклама, и подаст жалобу в ФАС. Позиции нужно выстраивать с оглядкой на критерии рекламы от ФАС».
Михаил Хохолков
Руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы Intellect
Критерии информации, которую могут посчитать рекламной, опубликованы на сайте антимонопольной службы.
Не относится к рекламной информация:
- о собственных товарах, акциях, новостях на сайте в обычном едином стиле;
- без объекта рекламирования — названий товаров, услуг, организаций;
- не направленная на продвижение товара на рынке и не формирующая интерес к товару;
- данные спонсоров и партнеров с логотипами;
- отзывы о товаре в специальных разделах сайта.
Если сведения, которые бизнес планирует разместить, не попадают ни под одну из этих категорий — их нужно маркировать.
Промаркированным считается пост, в котором есть слово «Реклама», название и ИНН рекламодателя и специальный токен.
Даже указав все необходимые данные, можно получить штраф — если информация расположена не там, где нужно. Вот от чего можно отталкиваться при размещении маркировки:
- Если в посте есть картинка с информацией о бизнесе — токен, название рекламодателя и ИНН нужно размещать поверх изображения.
- Если в посте стоит отвлеченная картинка и есть текст — токен размещают над основным текстом, данные рекламодателя — под основным текстом.
- Если реклама в кружке Телеграма — все атрибуты маркировки отправляют в следующем за ним посте.
Поделитесь, какие мессенджеры и соцсети вы используете для рекламы своего бизнеса?