Список категорий для обязательной маркировки снова пополнился, продлили упрощенную систему сертификации, и в первом чтении приняли поправки в закон «О защите прав потребителей», который касается селлеров на маркетплейсах.
В целом, все постепенно идет к обелению импорта и товарного бизнеса. В статье Владислава Егорова, специалист по ВЭД ChinaToday, рассказывает, как подготовиться к изменениям.
Больше категорий нужно маркировать в системе Честный знак
С 1 сентября пополнился список категорий с обязательной маркировкой в системе Честный знак. Теперь без КИЗов нельзя продавать ещё 7 категорий. Полный список товаров, которые нужно маркировать, теперь выглядит так.
Теперь, если вы, например, завозите в Россию костыли или средства от блох, на товар необходимо нанести цифровой код. Маркирует товар производитель или импортер. То есть, когда вы заказываете партию из Китая, товар должен проходить таможню уже с КИЗами Честный знак.
Например, некоторым нашим клиентам мы наклеиваем их прямо на складе в Иу, а затем указываем номера в таможенной декларации. После растаможки информация автоматически поступает в систему Честный знак, и заказчик получает товар сразу с маркировкой.
Зачем это нужно? Так государство борется с контрафактом. Благодаря маркировке получится отследить движение товара от производителя или импортера до конечного потребителя.
Ссылки на сертификаты и декларации нужно будет размещать в карточке товара
1 сентября должен был вступить в силу законопроект, который обязывает селлеров на маркетплейсах указывать в карточках товаров ссылки на сертификаты и декларации о соответствии. Но этого не случилось. Пока он принят только в первом чтении.
Тем не менее, расслабляться не стоит. Ведь после публикации закона у продавцов будет всего полгода, а потом начнут штрафовать.
Где взять документы на китайские товары? Везти их в белую. Через таможню, с уплатой пошлин и НДС, получением полного пакета документов. Сертификаты и декларации о соответствии делаются через аккредитованный орган по сертификации. Он готовит документ и загружает его в реестр регистрации деклараций/сертификатов о соответствии на сайте Росаккредитации.
Оттуда вы можете скачать документ или скопировать ссылку.
Самое пугающее для предпринимателей — прохождение таможни. На это есть причины: если досконально не изучить все правила и требования, можно неправильно заполнить документы. В таких случаях груз могут задержать до устранения ошибок, назначить штраф или же вообще конфисковать товар.
Зачем это нужно? Для защиты потребителя. Эти документы подтверждают, что товар соответствует требованиям к качеству и безопасности продукции, ГОСТам и Техническим регламентам Таможенного союза.
Ввозить образцы для многих товаров все еще не обязательно
Чтобы получить сертификат соответствия, нужно предварительно привезти образцы товара, отдать их в лабораторию и получить заключение. Это сильно усложняет процесс белого импорта.
Но если ваш товар не входит в список товаров-исключений, то для вас есть радостная новость. Действие Приложения №18 к Постановлению № 353 продлили. Пока — до 1 сентября 2025 года. Это значит, что многие товары из Китая можно возить в белую без лабораторных испытаний образцов.
Процесс остается прежним:
- Получаете разрешительный документ на партию (ДС по Постановлению №353).
- Привозите товар из Китая в белую.
- Оформляете сертификат или декларацию о соответствии (по ТР ТС/ГОСТ Р).
Ввозить образцы не нужно ни на каком этапе. Вместо них подойдут товары из партии, которые привезли по упрощенной ДС.
Зачем это нужно? Такое послабление в первую очередь связано с санкционными ограничениями. Из-за них мог возникнуть дефицит некоторых товаров. Чтобы этого не произошло, Правительство продлило упрощенный ввоз. Так как ситуация, скорее всего, в ближайшее время не изменится, есть предположение, что это не последнее продление.
Белая доставка стала быстрее в 2 раза
Основной поток белых грузов долгие годы шел морем, через таможню во Владивостоке. Но в последнее время в Китае — сильный дефицит контейнеров (КТК). Контейнер загружают в Китае, он приходит в порт во Владивостоке и остается там. Потому что импорт сильно превышает экспорт. Получается, что приходится ждать 1-2 недели для погрузки партии в контейнер в Китае, потом еще 2 недели — для погрузки КТК на ЖД-платформу. Из-за этого срок белой доставки составлял 50-70 дней.
Сейчас появился новый белый маршрут — авто через таможню в Забайкальске. Товар так же проходит растаможку, получает полный пакет документов: закрывающие, декларация/сертификат соответствия, ДТ. Но всё это занимает 25-35 дней. Быстрее в 2 раза!
Резюме
Список категорий, которые нужно маркировать, постепенно пополняется и скоро затронет все потребительские товары. А обязанность публиковать ссылки на сертификаты и декларации о соответствии и вовсе лишит возможности торговать без документов.
Поэтому рекомендуем переходить на белую доставку, пока есть время подготовиться к изменениям. Ведь только так вы сможете законно получить все документы и маркировку Честный знак. А значит, спокойно вести торговый бизнес — на маркетплейсах, в онлайн или офлайн-магазинах.
Как думаете, как скажутся осенние изменения на импорте? Бизнес перейдет на белый ввоз или скорее откажется от закупок в Китае?