Работа — важнейшая часть нашей жизни. Средний сотрудник в России проводит на работе 1974 часа в год — среди 10 крупнейших экономик мира больше россиян работают только люди в Китае и Индии. Это эквивалентно 5,4 часа в день, то есть около 30% времени бодрствования.
Удовлетворенность работой, таким образом, оказывает непосредственное влияние на удовлетворенность жизнью в целом, и забота о благополучии сотрудников кажется попросту правильной с точки зрения общего блага.
Можно возразить, что задача бизнеса — получать прибыль, а не держать за ручку сотрудников, и бремя заботы об их ментальном здоровье и благополучии неправильно возлагать на работодателя. Последние исследования в области благополучия на работе говорят нам о том, что такой взгляд является ошибочным, и сами работодатели в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их сотрудники были счастливы и удовлетворены.
Как измерить, насколько счастливы сотрудники на работе
Для начала давайте разберемся в понятиях: разве можно измерить счастье? Можно, и наука вполне успешно это делает. На сегодняшний день самым простым проверенным методом измерить удовлетворенность сотрудников — спросить их об этом. Звучит не очень научно?
На самом деле, субъективная оценка собственного благополучия — достаточно надежный способ оценить реальное положение дел, который коррелирует с мозговой активностью, характерной для того или иного эмоционального состояния, оценкой благополучия человека окружающими людьми, физическими проявлениями счастья , а еще хорошо предсказывает будущее поведение — например, уволится ли человек с работы, разведется ли, и даже как долго он проживет!
В оценке благополучия используются как вопросы, которые связаны с непосредственным опытом сотрудника на работе: чувствует ли он себя счастливым в течение рабочего дня, как часто он испытывает стресс, так и общие вопросы, которые позволяют оценить впечатления от работы в целом — видит ли человек в ней смысл, удовлетворен ли он тем, что делает.
Ответы на эти вопросы позволяют судить об общем воздействии работы на человека, но что именно определяет, счастлив сотрудник на работе или только и думает о том, как бы поскорее уволиться? Какие параметры влияют на удовлетворенность людей работой? Спойлер: это не йога.
Факторы благополучия на работе
В 2023 году были опубликованы первые результаты самого масштабного исследования благополучия на рабочем месте, которое провел Центр исследований благополучия Оксфордского университета совместно с карьерным порталом Indeed.com. Были собраны данные от более 17 миллионов респондентов по всему миру, которые оценили свою текущую или прошлую работу.
Огромный объем полученных данных позволяет не только сравнить между собой компании в части благополучия и даже отдельные филиалы и регионы в структуре крупных компаний, но и сделать уверенные выводы о том, что именно оказывает наибольшее влияние на то, как сотрудники чувствуют себя на рабочем месте.
Казалось бы, различия между компаниями можно объяснить характером работы: никого не удивило бы, что сотрудники ритейл-сети менее счастливы, чем более высококвалифицированные и высокооплачиваемые сотрудники, скажем, финансовой корпорации. Но интересно, что значительные различия в благополучии наблюдаются даже в рамках одного сектора: оказывается, что сотрудники одних сетей фастфуда гораздо более счастливы, чем других. Очевидно, что помимо характера самой работы, которая вряд ли сильно отличается в данном случае, на людей оказывают влияние и другие, менее очевидные факторы.
Если спросить людей о том, что, по их мнению, сильнее всего влияет на удовлетворенность работой, то большинство ответит, что зарплата. В пост-ковидные времена важным фактором стала также гибкость: люди больше не хотят все время проводить в офисе, и, согласно исследованию сотрудников из более чем 100 стран, большинство готово было бы пойти на значительное сокращение зарплаты, лишь бы сохранить для себя более гибкие условия труда. Но так ли это на самом деле, если посмотреть на данные?
Результаты вышеупомянутого исследования говорят о том, что, вопреки нашим убеждениям, самыми важными факторами, которые делают людей счастливыми на работе, являются вовсе не деньги, а чувство принадлежности, доверие и достижения.
Нам важно чувствовать себя частью общности людей, которым мы доверяем и вместе с которыми достигаем результатов. Заработная плата тоже важна, но она — лишь четвертый по значимости фактор, определяющий благополучие. А важность гибких условий работы в реальности опережают такие факторы, как инклюзивность, хороший менеджер и наличие на работе людей, которые поддерживают и мотивируют.
Мы видим, что как и в самом длительном в истории исследовании счастья — Гарвардском исследовании развития взрослых, начавшемся еще в 1938 году — именно социальные связи становятся самым важным определяющим фактором благополучия. А значит, и инвестировать следует в первую очередь в них.
Что такое «принадлежность»
Как создать чувство принадлежности и скрывается за этим понятием? Вот лишь несколько аспектов, которые дарят людям ощущение, что они часть сплоченного коллектива:
Чувство, что компании вы важны как человек. Никто не хочет ощущает себя лишь винтиком в корпоративной машине, который легко заменить, чуть только что-то пойдет не так.
Наличие друзей на работе. Недаром компания Gallup, которая регулярно мониторит вовлеченность сотрудников по всему миру, включила в анкету вопрос, есть ли у вас на работе лучший друг. Крепкие дружеские отношения на работе являются сильнейшим фактором, который предсказывает удовлетворенность. А еще влияет на продуктивность, креативность и повышает вероятность того, что человек не скоро покинет компанию.
Важно иметь возможность побеседовать с коллегами не только о работе. Мы хотим работать с интересными и близкими по духу людьми, с которыми хочется общаться.
Понимание, как ваша работа влияет на других людей в организации. Нам важно осознавать, какую роль мы играем в общем деле, как наша работа полезна другим людям.
Соответствие ценностей компании вашим ценностям. Причем не только транслируемых в корпоративных документах и миссиях, но реальных, практикуемых на повседневной основе ценностей, которые, к сожалению, не всегда совпадают.
Участие в важных внутренних собраниях. Сотрудники, которых приглашают на общие мероприятия, чувствуют себя ценной частью большой команды. Здесь важно не переусердствовать и не делать подобные активности “обязаловкой”, которую приходится посещать в ущерб семье и личному времени.
Почему благополучие сотрудников важно
Все это, конечно, замечательно, но все же — зачем инвестировать в благополучие? Кроме того, что дружба на работе снижает риск увольнения, как счастливые сотрудники полезны бизнесу?
Последние исследования подтвердили причинно-следственную связь между уровнем благополучия сотрудников и тремя ключевыми метриками:
- Производительность труда
- Эффективность рекрутинга
- Удержание сотрудников
В крупном мета-анализе 339 исследований с общей выборкой более 1,8 миллиона людей была выявлена значительная позитивная корреляция между благополучием сотрудников и их производительностью, а также лояльностью клиентов к компании.
А недавнее исследование сотрудников колл-центра крупной телекоммуникационной компании выявило явную причинно-следственную связь между настроением людей и результатами их работы. Так, когда настроение человека менялось от негативного до позитивного, его последующие результаты работы вырастали в среднем на 12-13%. Причем среди сотрудников, которым для работы требуются навыки, связанные с социальным и эмоциональным интеллектом , эффект был еще более выражен. Таким образом, благополучие сотрудников напрямую влияет на результаты их работы, то есть — на результаты бизнеса.
Второе преимущество “счастливых” компаний состоит в том, что им легче привлекать квалифицированные кадры, что наглядно продемонстрировало исследование Джорджа Уорда из MIT на основании данных от 24 миллионов соискателей. Информация об уровне благополучия стимулировала кандидатов “отсеивать” не слишком привлекательные по этому параметру компании и обращать внимание на более успешных потенциальных работодателей. Таким образом, в конкуренции за таланты на рынке труда компании, уделяющие внимание вопросам благополучия и достигшие в этом хороших результатов, имеют конкурентное преимущество.
Что касается удержания, то здесь здравый смысл тоже подсказывает нам, что сотрудники, которые хорошо себя чувствуют на работе и высоко ее оценивают, реже ищут другую работу и увольняются, и это тоже подтверждается данными крупнейших мировых порталов поиска работы. Очевидно, что “текучка” кадров дорого обходится бизнесу, и требуются системные усилия, чтобы сохранить классных специалистов. Точечными мерами, похоже, здесь не отделаешься, но этого можно достичь с помощью полноценной wellbeing-стратегии.
Об острой необходимости решительных мер свидетельствует состояние рынка труда: по данным Gallup за 2020-2022 годы в России лишь 22% сотрудников вовлечены в свою работу, при этом 61% не вовлечены, а 17% активно не вовлечены, что означает, что они не только не выкладываются на максимум, но и своим поведением активно подрывают вовлеченность других. Я думаю, каждый из нас вспомнит такого коллегу, который, кажется, всегда не в духе, всем недоволен и активно высказывает свое мнение обо всем, что с компанией не так.
61% невовлеченных сотрудников составляют тенденцию, получившую в недавнее время название “тихое увольнение” (хотя вероятно, что новое название всего лишь описывает явление, существовавшее столько, сколько существует рынок труда). Это ситуация, когда сотрудник не увольняется с работы, но и делает ее ровно так, чтобы его никто не трогал, — не проявляя излишнего энтузиазма, инициативы и творчества. Конечно, для амбициозного бизнеса, стремящегося к выдающимся результатам и нуждающемся в свежих идеях и инновациях, невовлеченные и немотивированные сотрудники представляют собой серьезную проблему.
Окупаются ли инвестиции в благополучие
Мы подходим к самой интересной части, в которой мы рассмотрим исследование, давшее ответ на самый главный вопрос: хорошо, благополучие важно для бизнеса, но окупаются ли эти инвестиции? В этом вопросе сложно напрямую измерить ROI, но можно оценить зависимость между благополучием компании и ее финансовыми результатами.
Такой анализ провели ученые во главе с Яном-Эммануэлем Де Невом на примере 1636 компаний, торгующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже и NASDAQ. В нем выявлена сильная корреляция между тем, как себя чувствуют сотрудники в компании и ее финансовыми результатами: стоимость бизнеса, рентабельность активов, прибыль.
Теперь попробуем провести мысленный эксперимент: что если бы мы инвестировали 1000 долларов в начале 2021 года в топ-100 компаний по показателю благополучия сотрудников и в начале каждого года корректировали свое портфолио, основываясь только на этом показателе?
Конечно, золотое правило логики “корреляция не есть каузация” действует и здесь тоже. Но даже с точки зрения инвестора очевидно преимущество инвестирования в компании с высоким уровнем благополучия. Еще один довод в пользу того, что инвестиции в благополучие сотрудников должны в этом году стать вашим приоритетом.
Как вы измеряете, насколько сотрудники счастливы на работе? Расскажите в комментариях.