Более 20 лет я консультирую предпринимателей и топ-менеджеров, помогая им находить нестандартные решения для сложных бизнес-задач через уникальный инструмент — стратегическую игру Го. Среди моих клиентов — лидеры крупнейших корпораций, таких как Тинькофф, Билайн, Роснефть и Газпром. Эти люди приходят ко мне, когда им нужно выйти на новые рынки, увеличить выручку и опередить конкурентов. Они знают, что Го — это не просто игра, а мощный метод, который помогает развивать стратегическое мышление, находить скрытые ресурсы и зарабатывать миллионы.
Гоуч для топ-менеджеров: императорские стратегии для современных CEO
Го — это древняя китайская игра, возникшая более 5000 лет назад. Её использовали не только для развлечения, а для моделирования сражений и жизненных ситуаций. В Го играли императоры и полководцы, чтобы развивать терпение, концентрацию, дальновидность и самоконтроль — качества, необходимые для управлениями армиями и государствами. В игре два соперника поочерёдно размещают черные и белые камни на пересечениях линий доски, обычно размером 19x19. Цель игры — захватить как можно больше территории.
Мой путь в Го начался с трёх лет, когда дедушка познакомил меня с этой игрой. Тогда я стал много времени уделять Го и участвовать в соревнованиях. В 10 лет я вместе с своими наставниками начал исследовать Го как инструмент личного роста. С того момента я постепенно терял интерес к Го просто как к спортивному соревнованию на очки и стал использовать её как инструмент для анализа. В 14 лет у меня появился первый взрослый ученик, предприниматель, и я решил посвятить свою жизнь обучению стратегическому Го. В 2018 году даже открыл ресторан, который стал площадкой для лекций, игр и встреч сообщества любителей Го. Я никогда не запускал рекламу — люди приходили и приходят по рекомендациям моих учеников.
Одним из первых моих корпоративных клиентов была крупнейшая российская косметическая компания, с её основателями мы работаем вместе уже более 20 лет. Среди моих учеников есть и известные деятели шоу-бизнеса, и профессиональные спортсмены. Ведь Го — это прежде всего о потенциале человека.
Го как зеркало личности: как через Го я раскрываю сильные и слабые стороны своих учеников
Есть старая пословица: «Наблюдающий за игрой даёт играющим фору». Я работаю с людьми на протяжении десятилетий, помогая им увидеть то, что трудно разглядеть самостоятельно. Я наблюдаю за игрой моего ученика, анализирую каждый ход и задаю ему вопросы, которые заставляют его задуматься: почему он выбрал это решение, что его подтолкнуло к такому выбору, как он распоряжается своими ресурсами? Зачастую именно в такие моменты приходят настоящие инсайты — озарения, когда человек вдруг осознаёт что-то важное о себе, о своих привычках и стратегиях, которые влияют на его жизнь и работу.
Доска отражает, как человек думает и принимает решения. Показательно даже то, как он держит камни в руках. Некоторые люди берут камни горстями и бездумно раскидываются ресурсами, потому что их много. А кто-то бережно лелеет каждый камень, осознавая его ценность. Человек показывает на доске, как он будет себя вести в тех или иных типах событий. Это позволяет прогнозировать его действия в реальных жизненных ситуациях. Не случайно крупные корпорации Востока, такие как Samsung и Toyota, нередко используют Го для отбора и оценки руководителей, а также проводят собственные турниры. В российских компаниях эта практика тоже набирает популярность.
В игре есть ты и любые вторые. И даже если в жизни их сотни, то в игре всё сводится к черным и белым камням на доске — ты и все остальные. Доска символизирует рынок, пространство для коммуникаций и взаимодействия: мы воюем, торгуем, договариваемся, вредим, радуем. Игра позволяет увидеть себя в этом пространстве и понять, какие стратегии принесут успех. Поэтому Го — один из самых эффективных и быстрых инструментов для анализа бизнеса и жизни.
Как Го помогает адаптировать стратегии к реальным задачам бизнеса, покажу на примерах из своей практики.
Освободить ресурсы и масштабироваться
В бизнесе, как и в жизни, важна гибкость и готовность к любым изменениям. Умение разрабатывать несколько сценариев позволяет эффективно адаптироваться к изменениям на рынке и продолжать развиваться. Го позволяет сократить время, которое обычно уходит на обсуждения, совещания и презентации. В игре достаточно одной-двух партий, чтобы обнаружить слабые места, и прояснить, где нужно менять стратегию.
Ритейловый проект моего ученика приносил стабильную прибыль, но требовал много усилий для развития. Разложив ситуацию на доске Го, мы поняли, что предел доходности уже близок. А чтобы достичь этого потолка, нужно затратить ещё больше ресурсов. Игра помогла увидеть, что выгоднее отказаться от этого проекта и переключиться на другой. Сосредоточившись на нём, команда за год добилась того, что его доходность превысила прежний суммарный доход обоих проектов.
Чтобы получить больше, нужно высвободить ресурсы, перестав тратить их на проекты с ограниченным потенциалом. Важно вовремя распознать, когда доходность уже близка к своему пределу, и дальнейшие вложения станут неэффективными. Иногда необходимо сделать трудный выбор и оставить позади привычные вещи, если они мешают двигаться дальше. Только смелость освободить место для чего-то большего позволяет достигать по-настоящему значимых целей.
Увидеть ситуацию в целом
Го помогает видеть рынок целиком, как единое поле действий. Казалось бы, не стоит вступать в битву там, где много камней сильного соперника — гораздо проще обойти там, где пусто. Однако, если направить внимание на скопление камней, можно обнаружить даже у большой компании слабые связи, которые можно использовать в своих интересах.
Мой ученик, основав стартап в сфере автоматизации логистики, столкнулся с сильным конкурентом — крупной корпорацией, которая казалась неприступной. Через призму Го мы заметили уязвимые места: медленная поддержка клиентов и слабая интеграция с новыми технологиями. Ученик сосредоточился на улучшении клиентского опыта и внедрении ИИ-решений, а также предложил программы для малого и среднего бизнеса, игнорируемого гигантом. В итоге его стартап переманил несколько крупных клиентов и занял 20% рынка за два года.
Часто за видимой силой скрываются страхи и уязвимости. Нужно не бояться выявить эти слабые места, воспользоваться преимуществами ситуации и при правильной тактике одержать победу.
Исправить сбой в коммуникации и повысить эффективность проекта
Го можно использовать не только для личного развития, но и для улучшения командной работы. Вместо организации традиционных тренингов, CEO часто приглашают меня провести сеанс игры в Го для всей команды. Разделенные на группы сотрудники соперничают друг с другом и совместно решают стратегию партии. В процессе игры становится очевидно, как члены команды взаимодействуют между собой, какие возникают недопонимания и где они теряют фокус.
Например, в IT-компании моего ученика два разработчика, отвечающие за разные части проекта, постоянно сталкивались с проблемами: их работа дублировалась, а сроки затягивались. Мы сыграли несколько партий в Го, и в процессе стало ясно, что они плохо координируют свои действия и не понимают приоритетов друг друга. Команда проанализировала их ходы и увидела, как можно наладить коммуникацию и чётко разделить задачи. Спустя три месяца после внедрения этой практики производительность проекта заметно выросла.
Успех в бизнесе может зависеть от незаметных на первый взгляд проблем в коммуникации внутри команды. Даже небольшие недопонимания способны затормозить рост, и только наладив взаимодействие, можно достичь максимальных результатов.
Го — это инструмент для лидеров, которые готовы выходить за рамки привычных стратегий, выявлять слабые места в своей компании или рынке и находить скрытые точки роста. Го позволяет увидеть новые перспективы и находить неочевидные решения для достижения успеха.
Известны ли вам другие игры, которые настолько же ярко отражают жизнь и характер игрока?