Предпринимателю часто приходится решать проблемы, но бывает сложно придумать максимально эффективное или креативное решение, потому что действовать нужно быстро. Научиться находить нестандартные идеи можно, если освоить навык дизайн-мышления.
В статье расскажем, в чем суть методики и как применять ее в бизнесе и саморазвитии.
Что такое дизайн-мышление
Дизайн-мышление — подход для создания новых продуктов и решения проблем, который в центр внимания ставит потребности аудитории. Разберем на примере.
Предприниматель хочет, чтобы сотрудники работали эффективнее и быстрее закрывали план. Чтобы решить эту задачу, он применяет дизайн-мышление: изучает, какие способы мотивации будут ценными для подчиненных. Так он придумывает процесс, который удовлетворяет потребности сотрудников, и позволяет достигать цели.
Схематично поиск лучшего решения выглядит так.
Зачем нужно дизайн-мышление
Дизайн-мышление применяют, чтобы нестандартно удовлетворять потребности людей. Обычно его используют в трех масштабных случаях:
- для запуска нового продукта;
- при масштабировании бизнеса;
- для поиска конкурентных преимуществ.
Для запуска нового продукта. Дизайн-мышление работает по такому принципу: нужно изучить потребности аудитории, чтобы создать такой продукт или найти такой способ справиться с проблемой, который будет сильнее всего удовлетворять людей.
Глубокое исследование целевой аудитории помогает бизнесу создать востребованный товар или услугу. Например, открыть первый спортзал с бассейном в районе или оптимизировать процессы внутри бизнеса, чтобы сотрудникам было комфортно работать.
При масштабировании бизнеса. У малого и среднего бизнеса связь с аудиторией часто довольно тесная. Владельцы бизнеса взаимодействуют с клиентами и сталкиваются с их потребностями лично. Когда бизнес растет, эта связь теряется, и тогда нужно проводить исследования, чтобы изучить потребности новой аудитории и понимать, какие продукты предлагать им.
То же касается взаимоотношений с коллегами: когда бизнес расширяется, руководитель может терять связь с сотрудниками и хуже понимать, какой контекст их окружает.
Для поиска конкурентных преимуществ. Даже если бизнес работает стабильно, предпринимателям нужно искать преимущества перед конкурентами и развивать свой бизнес вместе с новыми потребностями клиентов. Но это работает, только если рынок высококонкурентный и базовые потребности аудитории удовлетворены.
Если ваш бизнес относится к одной из трех ситуаций, можно попробовать внедрить эту методологию и оценить результаты.
Как дизайн-мышление применяют в саморазвитии
Обычно дизайн-мышление используют в бизнес-задачах, но предприниматель может применять подход в личных целях. Скажем, если он хочет усилить навык публичных выступлений, он может определить, какие сейчас есть проблемы в этом направлении, и решать их с помощью методики.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik о том, почему не получал прибыль четыре года
- С какими сложностями сталкиваются предприниматели: шесть историй
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Как остановить текучку кадров и справиться с внутренним кризисом в компании. Опыт Фикуса
- «Переключение контекста — одна из самых дорогих операций в голове». Герман Гаврилов об основах управления
Как использовать дизайн-мышление в бизнесе и саморазвитии
Дизайн-мышление состоит из пяти этапов, которые следуют друг за другом. Показали их на схеме.
В следующих разделах каждый пункт разберем по отдельности.
Эмпатия
Эмпатия — это способность сопереживать аудитории и понимать ее чувства. Нужно понять свою аудиторию: изучить боли и потребности клиентов.
Олег — владелец бизнеса по постройке дачных домов. В этом году он хочет увеличить выручку компании в два раза. Чтобы решить задачу, предприниматель применяет дизайн-мышление. Его план такой: понять, какие дома больше других интересуют людей, узнать, за счет чего они решаются на покупку, и сформировать для аудитории лучшее решение.
Первый шаг в дизайн-мышлении — понять мотивы и потребности людей. Чтобы это сделать, команда бизнеса решает изучить один из сегментов своей аудитории — семьи с детьми, которые хотят построить комфортное загородное жилье.
Чтобы понять аудиторию, можно использовать разные способы. Например:
- найти представителей целевой аудитории среди клиентов и провести глубинные интервью;
- пройти путь пользователя самостоятельно;
- найти пользователей с самыми экстремальными запросами и изучить их мотивы.
На примере с компанией по строительству дачных домов это выглядит так.
Олег вместе с командой изучает потребности своих клиентов. Во время интервью, один из клиентов говорит, что выбрал компанию из-за стильного дизайна.
Но при этом он эмоционально рассказывал, с каким уважением к ним с женой общался архитектор проекта. Это противоречие станет основой инсайта.
На этом этапе ваша задача — собрать глубинную информацию о потребностях клиентов, чтобы начать думать как они.
Фокусировка
На следующем шаге нужно структурировать информацию о клиентах и сформулировать потребности, которые бизнес может удовлетворить. Как правило, дизайн-мыслитель собирает таблицы с ответами респондентов или интеллектуальные карты с основными ответами, которые нужно проанализировать. Нужно описать, что респондент:
- говорит;
- думает;
- делает;
- чувствует.
Чтобы сформулировать направление работы, нужно ответить на три вопроса:
- Для какого сегмента аудитории разрабатывается решение?
- В чем потребность аудитории?
- Почему у аудитории есть эта потребность?
Ответ на последний вопрос и отличает дизайн-мышление от анализа ЦА — он дает более глубокое понимание потребностей.
Вот как это работает на практике.
Команда по производству домов выяснила, что семьям с несколькими детьми важен дизайн дома, а еще положительные эмоции вызывает уважение мнения клиента.
Возможно, глубинная потребность этого клиента — получать подтверждение достоинства своей личности через эстетику стильного дизайна и общение. Если другие клиенты думают так же, компания может взять этот инсайт в работу.
Как только информации о клиентах станет достаточно, на ее основе можно будет строить гипотезы.
Генерация идей
Это третий этап дизайн-мышления. На нем команда предлагает идеи, которые отвечают потребностям пользователей и соответствуют возможностям бизнеса. Во время обсуждения важно ничего не критиковать и не отбрасывать. Иногда бизнес двигают именно те идеи, которые считались глупыми.
На этом этапе проявляется основное отличие дизайн-мышления от других методологий: за счет полученной о клиентах информации команда может генерировать идеи из четких знаний об аудитории.
Когда список идей готов, можно отбирать те, которые можно реализовать и которые удовлетворят потребность пользователей.
Покупателям домов важно ощущение личного достоинства. Поэтому маркетолог предположил, что можно нанять опытных архитекторов с собственным видением и поднять цену на дом. Это привлечет новых клиентов из платежеспособной аудитории.
Как только у бизнеса появится пул идей, можно приступить к их реализации.
Прототипирование
Дизайн-мышление помогает бизнесу протестировать идею еще до разработки полноценного продукта. В итоге предприниматель тратит меньше усилий и ресурсов на создание продукта.
Прототип, или MVP, — это не полноценный продукт, но он показывает пользователю его основные функции. Прототипом может быть рисунок, лендинг и даже уменьшенная модель будущего здания.
Чтобы проверить гипотезу о новом позиционировании бизнеса, его владелец поручает создать новый лендинг. Команда обновила фотографии, написала тексты с упором на авторский подход к постройке дома и на премиальности услуги, а также добавила имена архитекторов с портфолио.
Когда все готово, можно переходить к заключительному этапу.
Тестирование
На этом этапе бизнес отдает прототип клиентам и делает выводы о продукте. Обычно команда отбирает небольшую группу людей и передает им продукт в ожидании обратной связи: что клиентам удобно, а что нужно доработать.
Команда уже подготовила лендинг и решила запустить на него рекламу, чтобы проверить реакцию потенциальных клиентов. Для чистоты эксперимента она поставила рекламу и на старый лендинг, чтобы сравнить результаты.
Гипотеза сработала: новый сайт привлек в два раза больше заявок.
Как только у бизнеса будет набор проверенных гипотез, можно запускать продукт на рынке или отказаться от его реализации.
Главное
- Дизайн-мышление — это метод, который помогает создавать полезные для клиента продукты и услуги. Главное в методе — эмпатия, способность погрузиться в опыт другого человека.
- Дизайн-мышление помогает бизнесу тратить меньше усилий на создание продукта и получать лояльных клиентов.
- Дизайн-мышление нужно в трех ситуациях: для запуска нового продукта, при масштабировании бизнеса и для поиска конкурентных преимуществ.
- Дизайн-мышление проходит в пять этапов, которые помогают бизнесу понять глубинные потребности аудитории и создать востребованный продукт исходя из своих возможностей.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Какие плюсы и минусы дизайн-мышления вы определили для себя?