Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как HR коллекторской компании развенчивает отраслевые мифы


Современное агентство по взысканию просроченных долгов — это большая технологичная компания, где до 50% вакансий не предполагает работы непосредственно в коллекшене. К сожалению, кандидатам за пределами нашей отрасли мало что известно о сегодняшнем рынке взыскания, поэтому одно из ключевых направлений работы департамента по работе с персоналам — быстрое и в то же время достаточно глубокое знакомство соискателей с реалиями цивилизованного коллекторского бизнеса, весьма далекими от стереотипных представлений о нем.

Рассказываем, какие мифы HR-департаменту приходится ежедневно развенчивать и как это получается делать с максимальной эффективностью.

Когда реальность лучше ожиданий

Страшилки «с бородой» все еще актуальны. Пресловутые мифы о коллекторах пришли из смутного времени, когда отрасль таковой по сути еще не являлась — у нее не было профильного регулирования, а неэтичные методы общения с должниками процветали. Но это было очень давно — до вступления в силу в 2017 году профильного закона 230-ФЗ, которые раз и навсегда установил строгие правила общения взыскателей с задолжавшими заемщиками. Между тем, самые популярные стереотипы о нашем бизнесе пришли из 90-х и начала 2000-х — именно с ними мне и моим сотрудникам приходится ежедневно сталкиваться на собеседованиях. Назову самые распространенные:

  • коллекторское агентство — это колл-центр и ничего больше;
  • взыскатели запугивают людей;
  • работать в этой сфере непрестижно;
  • в индустрии платят мало;
  • никакого карьерного роста и корпоративной культуры.

Так думают не все. Все таки больше половины позиций требуют опыта работы на рынке взыскания или в финансовом секторе. Знакомым с индустрией людям не нужно подробно объяснять, что представляет собой сервис по возврату просрочки. Уже на первых этапах отбора их интерес сосредоточен на прикладных вопросах: зарплате, бонусах, отпуске, графике. Но всем остальным приходится разъяснять факты, явно противоречащие пугающим образам коллекторского рынка в глазах новичков, которые не знают, что с 2017 года правила взаимодействия коллекторов с должниками определяет закон 230-ФЗ: он ограничивает любые контакты с клиентом — письма, смс, телефонные звонки, встречи. Закон жестко регламентирует формат общения, категорически не допускающий любое давление на человека.

Агентство по сбору просроченной задолженность — это не только колл-центр, но и полный спектр сложных интересных направлений работы. За счет премиальной части успешные взыскатели зарабатывают много в крупных компаниях индустрии, на которые приходится порядка 80% рынка. Работают выпускники лучших вузов — Физтеха, Бауманского, МГУ, РАНХиГС и других современный коллекшен — это Data Science, ИИ, автоматизация, цифровизация, собственные IT-разработки — в общем, вполне себе финтех. За год при желании можно вырасти из линейного специалиста в руководителя, а корпоративная жизнь — это праздники, конкурсы, квесты, подарки.

Корпоративная жизнь современного коллекторского агентства — это в том числе праздники, игры и квесты

Инструментарий

Донести такой массив информации за две-три встречи с соискателем непросто. Мы используем методом поэтапного сторителлинга на разных участках подбора, чтобы погружать соискателя в нашу атмосферу постепенно. Я бы выделила несколько этапов.

Мотивирующий контент на корпоративных страницах job-порталов. В нашей отрасли уже «на берегу» необходимо перечислить самые важные характеристики бизнеса, которые авансом ответят на внутренний запрос кандидата. Поэтому уже в первом абзаце справки о компании мы подчеркиваем ее принадлежность к финтех-индустрии, масштаб и экологичный подход. Сейчас мы дорабатываем форматы присутствия на рекрутинговых сайтах, запускаем креативные проекты о компании и ее культуре с наглядными визуальными образами и кейсами.

Подсказки. Еще до первой встречи с кандидатом мы мотивируем его узнать о компании побольше из внешних источников — как минимум, обращаем его внимание на официальный сайт, который может удивить.

Соискатель не ожидает увидеть веселые истории о счастливых должниках с участием финансового корги-консультанта. Это создаёт wow-эффект

Например, мы скидываем адресные ссылки на раздел с комиксами по финансовой грамотности — часто это создает wow-эффект, ведь соискатель совершенно не ожидает увидеть веселые истории о счастливых должниках с участием симпатичного финансового консультанта в образе корги. Эффект неожиданности пробуждает интерес: человек заходит и в другие разделы, где узнает о программах лояльности для клиентов, виртуальном личном кабинете и прочих фактах, противоречащих демоническому образу злого коллектора.

В справке о компании мы сразу делаем акцент на масштаб
Соискатели не ожидают увидеть на сайте коллекторского агентства финансовые советы от корги

Превентивный индакшен. Мы уже знаем, какие каверзные вопросы могут задать кандидаты, поэтому предпочитаем их предотвратить краткими вводными в первые 10-15 минут собеседования. Успеваем за это время рассказать об этичных принципах работы, клиентоцентричности, социальных проектов и развернуть диалог в выгодную для нас сторону. Возможно, общие сведения о компании не так важны для конкретной вакансии, но соискателю их очень важно услышать.

Живые примеры. У нас работает много людей, пришедших в отрасль из крупнейших банков, технологических корпораций, госкомпаний. Более того, многие отказываются от предложений “голубых фишек” в нашу пользу: такие сотрудники есть и на линейных, и на руководящих позициях. Если мы видим, что кандидат в целом настроен работать у нас, но его все еще смущает имиджевая составляющая рынка присутствия, рассказываем о таких историях.

Презентация достижений. В нашем случае рассказывать о метриках и наградах — эффективный метод стимулирования интереса и к отрасли, и к нашей компании. Поэтому мы не стесняемся показывать награды за решения в области искусственного интеллекта, апеллировать к имеющимся рейтингам, обозначать позиции компании на рынке. У человека к концу беседы формируется панорамное представление о масштабах и планах компании, ее принадлежности к финтех-группе, социальной ответственности и развитых технологиях.

Результаты

Работают ли наши способы в полевых условиях, когда в условиях жесткой конкурентной борьбы за кадры на сегодняшнем рынке соискателя все решают порой минуты? По моим оценкам, вполне — ведь процент отказов от оффера или принятие контроффера уже после определения даты первого рабочего дня в нашем подборе не превышает 10-15%. Конечно, иногда нам не удается привлечь желаемого сотрудника, и он принимает другое предложение — чаще всего из числа крупных, раскрученных брендов. Но усилия команды HR-департамента в части формирования честного образа современного агентства по взысканию долгов, полностью опровергающего устаревшие стереотипы о нашем рынке, в основном оправдываются. Мифы развеиваются.

Главный секрет успеха с отраслевыми мифами в нашем случае — они действительно мифы

Не последнюю роль здесь играют нематериальные факторы: гибридный график, обширный соцпакет, демократичные дресс-код и корпоративная культура в целом. Многие коллеги, оставшиеся с нами на годы, говорят, что финальное решение о выходе приняли, побывав в офисе с уютной кухней, свежими фруктами на столе, веселыми энергичными людьми. Собственно, эти простые истины, которые можно увидеть и потрогать, в сочетании с описанными выше подходами и меняют в корне представления об индустрии.

Но, наверное, главный секрет успеха борьбы с отраслевыми мифами в нашем случае — то, что они действительно мифы.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Зинаида Волкова
Зинаида Волкова

А вы бы хотели работать в современном коллекторском агентстве?


Больше по теме

5 правил креативного шторма: как провести эффективную сессию

Представьте, что ваша команда собралась на шторминг, но вместо потока идей — тишина и напряжение. Чтобы избежать подобных ситуаций, мы расскажем о ключевых шагах, которые превратят его в источник неожиданных решений

Новости