Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Говорим и слушаем: как голосовой поиск и digital-audio влияют на маркетинговый ландшафт


Люди проводят все больше времени, потребляя аудиоконтент. Растет доступность умных колонок, и бренды все чаще общаются с потребителем голосом. А голосовые помощники «поумнели» с помощью нейросетей. Учитывая «баннерную слепоту» — невосприимчивость современного человека ко многим визуальным видам рекламы, — digital audio и голосовой поиск становятся для компаний альтернативными способами заявить о себе, наладить убедительную эмоциональную связь с потребителем. И многие это уже делают: доля digital audio в нашей стране уже показала рост на 17%.

Откуда взялся тренд

Популярность подкастов, аудиокниг, музыкальных сервисов и прослушивания радио онлайн усилилась в пандемию. Но после ее окончания снижения внимания не произошло.

Разнообразие контента и легкость его потребления притягивает. Многие потребители оценили возможность не только слушать музыку, но и получать информацию, обучаться или развлекаться, не выделяя на эти занятия «отдельные слоты» в насыщенном дне.

К аудиоформату нас толкает собственный мозг. Нелинейный и стрессовый мир, в котором мы живем, формирует потребность заботы о себе. И именно аудиоформат воспринимается миллениалами и поколением Z именно так.

Альтернатива для брендов. После 2022 года компании столкнулись с дефицитом рекламного инвентаря, стали активнее выходить на новые для себя площадки, включали в медиасплиты digital audio, интегрировались в подкасты и стриминговую музыку, а также в классическую радиорекламу. Динамика инвестиций в нее, радио тоже активно растет — плюс 32% год к году, служит индикатором: рекламодатели в России оценивают аудиоформат в качестве одного из основных, а не просто экспериментируют с ним.

Развитие ИИ. На рынке digital есть общее движение в сторону нейросетевых технологий. Возникают новые инструменты аналитики, интерактивные механики и форматы, включая голосовых помощников. Последние очень быстро развиваются с помощью ИИ, общение с ними становится все более «естественным». Это значит, что такой формат будет привлекать вскоре не только адептов нейросетей, но все более широкую ЦА.

Исследование аудитории от Spotify
Объем рынка маркетинговых коммуникаций по оценкам АКАР

Какие форматы можно задействовать и почему

Аудиоконтент стал настоящим активом в сфере контент-маркетинга. Он охватывает широкую аудиторию, которая может выполнять несколько собственных задач одновременно, при этом слушает и спрашивает на ходу.

Подкасты. В нашей стране активных слушателей подкастов больше 10 млн человек, и аудитория увеличивается на 10% ежегодно. В 2024 году она будет уже 18 млн. Они обращаются к цифровому аудио, чтобы поддерживать активность своего ума и воображения по дороге на работу или занимаясь обыденными домашними делами. Потребители нажимают кнопку play, чтобы специально взаимодействовать с контентом, значит, подкастинг — не пассивный канал. По данным NPR и Edison Research, две трети слушателей подкастов не пропускают рекламу, они настроены на нее — бренд может найти аудиторию, которая одновременно очень заинтересована и очень восприимчива к рекламным сообщениям. Российский запрет на размещение рекламы у иноагентов, конечно, заставит маркетологов тщательно подбирать площадки, но сегмент подкастов широк и всегда можно найти свою ЦА в «безопасном» секторе.

Аудиокниги. Одной из особенностей рынка аудиокниг является свобода от рекламы, так как большинство сервисов предлагают подписку. Но если мы видим появление рекламы непосредственно в дубляже голливудских фильмов, есть технические возможности сделать это, значит, не за горами появление рекламы в аудиокнигах. Тем более, что в прошлом году один из книжных сервисов заявил, что будет озвучивать книги с помощью нейросети. Брендам — пора тестить!

Музыкальный стриминг. Пользователи интернета в среднем ежедневно тратят 1 ч 38 минут на прослушивание музыки. В России анализ данных о трафике пользователей от компании Yota позволил создать «Индекс меломана», который подтвердил, что уход зарубежных сервисов, а также сложности с оплатой формально доступных привели к увеличению числа пользователей российских стримингов на 25%.

Чтобы успешно размещать рекламу в музыкальных стримингах, нужно придерживаться двух условий: объявления должны быть короткими и простыми, для того чтобы не сильно перебивать поток проигрываемых треков; они должны быть персонализированными. Это возможно осуществить благодаря использованию алгоритмов для персонализации, уже встроенных в эти платформы: брендам можно выбрать ЦА, основываясь ее музыкальных предпочтениях, местоположении и других известных стримингу демографических данных.

Голосовой поиск. Голосовая коммуникация, а значит, и продвижение через нее, на подъеме. Буст связан с развитием диалогового интеллекта. В сегменте b2c наблюдается увеличение естественности взаимодействия: голосовые помощники от «Яндекса», Сбера и VK становятся неотъемлемой частью повседневности. Мое утро начинается с «Алисы» — я прошу собрать мне новостной дайджест, а когда необходимо, могу сделать голосовой заказ в «Яндекс.Лавке».

Технологии распознавания речи достигли высокой точности, способной улавливать эмоциональные оттенки. Есть ответ и со стороны человеческого мозга — австралийские нейромаркетологи Neuro-Insight зафиксировали, что реклама в умных колонках увеличивает активность мозга на 25% по сравнению с прослушиванием обычной рекламы, а также что данные, полученные от голосового помощника, на 11% лучше запоминаются, чем прочитанные самостоятельно.

Поэтому продажи мобильных устройств с интегрированными голосовыми помощниками продолжают расти. В первом квартале 2024 года покупки умных колонок превысили 1 млн шт. «Платформа ОФД» сравнивает число покупок с аналогичным периодом 2023 г. и фиксирует рост на 24%. Учитывая, что в 2022 отмечали рост продаж в 2,3 раза, а за первое полугодие 2023 года — на 40%.

Маркетологи брендов должны сделать вывод, что это не просто рост, а «взрыв», который нужно использовать: сегодня в мире на долю голосовых покупок уже приходится более 3,3 млрд долларов потребительских расходов. По прогнозам объем голосовых продаж к 2028 году — 45 млрд долларов.

Как бренду подхватить тренд голосового поиска

Выстраивая стратегию бренда, стоит учитывать разницу в степени развития одного и того же инструмента даже между регионами внутри нашей страны. Например, покупки голосом доступны только в регионах присутствия «Яндекс.Лавки», которая внедрила эту возможность. Но важно помнить, что нужно становиться брендом, который будет в числе первых: общая стоимость взаимодействия с потребителем на новом инструменте всегда ниже. Что же делать?

Оптимизировать свои сайты для голосового поиска. Это нужно для того, чтобы занять Position Zero, «нулевую позицию», в результатах поиска, когда голосовой ассистент не предлагает страницу выдачи, а сразу зачитывает ответ на запрос пользователя.

Оптимизировать свой контент под голосовой поиск с учетом локализации, чтобы бренд попал в простые и частые запросы: «в какой ресторан пойти в радиусе пяти километров» или «где ближайший магазин спорттоваров» и тому подобные.

Без включения ИИ не обойтись. Ему нужно передать информацию о бренде — в нашей стране это значит «формировать навыки» у «Алисы».

Учитывать естественные речевые паттерны в контенте по ключевым словам.

Пошаговая инструкция по формирования навыков у «Алисы»

Следуй за голосом: можно улучшить клиентский путь

Важность клиентского опыта уже ни у одного бизнеса не вызывает сомнений. Лояльность клиента можно поддерживать с помощью возможностей голосового поиска.

Используйте аналитику и инструменты, чтобы определить, какие голосовые запросы чаще всего используют ваши клиенты. Адаптируйте свой контент и сайт для того, чтобы он отвечал на эти запросы.

Развивайте голосовых помощников для бизнеса. Включайте на своих сайтах умных ботов, которые смогут вести коммуникацию голосом и провести потребителя по воронке к покупке, выдавать персонализированные рекомендации по продуктам.

Использование голосовых технологий для автоматизации обращений в службу поддержки, чтобы сократить время ожидания и улучшить общий уровень обслуживания.

Интегрируйте голосовой поиск в свое мобильное приложение, чтобы клиенты могли находить нужную информацию быстрее и без использования клавиатуры.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Евгения Грунис
Евгения Грунис

Расскажите про ваш опыт взаимодействия с голосовым поиском: для вас важна эта опция в сервисе?


Больше по теме

Новости