Геймификация — это использование игровых элементов в продвижении компании, повышение вовлеченности клиентов и сотрудников.
Гейм компании бывает внутренний и внешний. Играть можно по-разному: дарить подарки, устраивать конкурсы и розыгрыши, создавать рейтинги и звания, присваивать статусы и уровни, копить баллы и много другое. Залог успешного гейма — продуманная площадка, то есть территория игры.
Играем сами, играем с вами!
Гейм внутри компании повышает результативность работы, укрепляет корпоративную культуру, заряжает сотрудников на достижение общих целей, создает благоприятную атмосферу в коллективе и разбавляет рутину.
Способов создать гейм в компании множество, участие добровольное. К примеру, командные игры в виде соревнования по достижению лучшего результата или решения поставленной задачи. Либо это конкурс на самую креативную идею или на лучшее предложение по повышению эффективности работы отдела — позвольте сотрудникам чувствовать свою значимость и вклад в общее дело.
Обозначьте главные и поощрительные призы, и речь тут не о прибавке к зарплате. Это может быть звание «лучшего генератора идей» или «самого обаятельного менеджера по версии покупателей». Наградите победителя дополнительным выходным, выберете подарок, который повысит комфорт сотрудника на рабочем месте. Разместите турнирную таблицу с достижениями или голосованием за лучшую идею на виду у сотрудников, чтобы они могли следить прогрессом.
Например, компания Microsoft внедрила гейм для тестировщиков, работа которых была мягко говоря скучной и длительной. Суть игры заключалась в том, что за каждую найденную ошибку сотруднику начислялся балл и по итогам рейтинга лучшего работника ожидало вознаграждение. Выяснилось, что стремление заработать больше очков стимулировало людей работать даже из дома, а скорость обнаружения ошибок побила все рекорды компании.
Плюс геймификации в компании — предотвращение эмоционального «выгорания» персонала. Хорошему, амбициозному сотруднику нужен рост и, если в компании нет горизонтального роста по карьерной лестнице, динамика и рост создается вертикально: смена задач, расширение полномочий, переключение зоны ответственности — с этим прекрасно справляется гейм.
Гейм внешний или в чем плюсы игры с клиентами? У геймификации три основных преимущества:
- геймификация работает как на привлечение, так и на удержание;
- выстраивает взаимодействие и коммуникации с покупателями;
- повышает активность и мотивирует клиентов к покупке.
Гейм можно адаптировать под разный бизнес, главное понять — какая игра подходит вашей целевой аудитории. Разберём подробнее.
Во что играем?
Формы гейма с клиентами могут быть любыми. Главная особенность заключается в том, что игра продумывается детально и подходить к ней нужно комплексно. Поэтому для начала определяемся с подходящим для бизнеса геймом — выбрать тот, который укладывается в бюджет и который сможете контролировать.
Как играем?
После выбора формы гейма составляем сценарий и прописываем правила игры.
Гейму нужно дать название — это увеличивает интерес у публики в разы. В нем заложена тематика игры, ее суть или отсылка на главный приз. Кроме того, названный гейм выделяет компанию и отстраивает от конкурентов — уникальный нейм ассоциируется с брендом и повышает узнаваемость.
К примеру, у компании «Coca-Cola» был популярный розыгрыш под названием «Твой ответ солнцу» с призами под крышкой. У «Мегафона» — акция «Тряси смартфон», а у сервиса «Самокат» — «Скидкотека от Самоката». Можно было обозначить розыгрыши — выиграй путевку на море, получи скидку на мобильную связь или участвуй в розыгрыше квартиры и других призов. Но, согласитесь, что это звучит менее интригующе — продуманный нейм вовлекает в игру уже на начальном этапе.
Далее создаем правила игры: при выполнении каких условий покупатель становится участником, и кто будет участвовать. На этом этапе изучаем все до мелочей и тестируем с фокус-группой. Важно, чтобы условия участия были предельно понятным, а шаги простыми для клиента.
Что дарим?
Приз должен быть ценным. И ценным не для вас, а для вашей целевой аудитории. И тут речь снова не про деньги.
Согласитесь, что получить новенький iPhone захотят многие клиенты магазина подростковых самокатов. Но за такой приз едва ли будут яростно бороться покупатели магазина инструментов, где клиенты — работающие мужчины со средним уровнем дохода, которые делают ремонт в доме своими руками. Да, новенький шуруповерт известной немецкой марки интерес вызвал бы больше.
Что важно учитывать при выборе подарка
При выборе приза отталкиваемся от запроса целевой аудитории, их предпочтений и ценностей. Ошибочно полагать, что подарок, который кажется желанным для вас, вызовет такой же интерес у клиентов.
Позаботьтесь о том, чтобы участники гейма были довольны и не чувствовали себя обманутыми — сделайте градацию призов, утешительные подарки или бонусы от компании или партнеров. Это может быть бесплатная онлайн-книга, QR-код с аудиосказками для детей, ссылка на простые рецепты или чек-лист полезных привычек — тут выбор презента зависит от сферы бизнеса и подход нужен индивидуальный. Освещайте результаты в своих социальных сетях, собирайте отзывы от участников.
Где играем?
Территория игры — где и как клиент вовлекается в гейм. Может быть как онлайн, так и оффлайн формат.
В одном из кейсов проекта «Бренд-терапии» мы с командой создали сценарий гейма для офлайн магазина парфюмерии и косметики. Формат — розыгрыш, главный приз которого фотосессия в студии с подготовкой полного образа для победителя: красивое платье, прическа и макияж.
Концепция «Открой в себе звезду»: по всему периметру магазина развешаны звездочки разных цветов и размеров. Покупатель, совершивший покупку на сумму от 1500 ₽ получал возможность выбрать себе любую звезду, открыть ее и узнать о выигрыше.
Градация призов следующая: главный приз, несколько призов второго уровня в виде небольших наборов косметики, сертификат на следующую покупку и сертификат на скидку от партнера — местного визажиста. Также были утешительные презенты: ссылка на видео «ежедневный макияж за 5 минут» и чек-лист выбора косметики по оттенкам кожи.
Покупатели, участвовавшие в розыгрыше, с удовольствием вовлекались в игру и рассказывали о мероприятии своим друзьям и знакомым. Акция собрала множество положительных откликов.
Гейм может быть краткосрочным, а может быть интегрирован в бизнес-концепцию на постоянной основе. К примеру, если кафе с вкусными кондитерскими изделиями называется «Десертория», то для запуска гейм-площадки этой удивительной страны сладкоежек потребуются:
- «Путеводитель по достопримечательностям» — меню;
- «Вид на жительство» — карта постоянного клиента;
- местные жители — официанты и бармены.
Кроме того, можно организовать тематическую фотозону, которая отлично запускает сарафанное радио. Вдобавок ко всему можно раздавать гостям небольшие презенты, как сувенир из путешествия — это может быть красивая открытка. А если еще дать возможность отправить открытку друзьям прямиком из заведения то, поверьте, это никого не оставит равнодушным.
Подведем итоги
Перед запуском гейма убедитесь, что нюансы учтены и получилась единая концепция. Клиент, попадая на территорию игры должен чувствовать себя частью этой игры, именно тогда он включается в процесс полностью. Геймификация для бизнеса имеет ряд преимуществ, таких как повышение лояльности покупателей и увеличение среднего чека, повышение качества обслуживания и уровня сервиса, способствует созданию уникального и узнаваемого бренда. Внедрение игры с клиентами в бизнес-процессы создает конкурентное преимущество, которое невозможно скопировать.
Важно помнить, если компания решает запустить гейм в свое продвижение, то делать это нужно на регулярной основе. Формы игры можно менять и выбирать разные концепции, отталкиваясь от позиционирования бренда, а количество и виды мероприятий определяются исходя из анализа целевой аудитории и уровня активности конкурентов.
И помните — игру закончить нельзя. Клиент, почувствовавший азарт и интерес, захочет играть снова и снова.
А вы задумывались о том, какой гейм подходит вашему бизнесу?