Франчайзинг в России переживает очередной подъем. В 2023 году оборот рынка вырос на 14,5% и достиг 3,16 трлн рублей. У большинства сетей вырос средний чек и увеличилось количество покупок. Мы, Вячеслав и Олег Соколины, крупнейшие в России франчайзи сети Cinnabon, поделимся в статье опытом открытия и развития франшизы в нашей стране и за рубежом.
Как мы перешли от телекома к пекарням
Идеей открыть в Санкт-Петербурге пекарни по франшизе с нами поделился в далеком 2010 году наш родственник. Он предложил начать продавать булочки с корицей — уже знаменитые в Америке, но абсолютно не известные у нас на родине.
На тот момент у нас был совершенно другой опыт, в том числе связанный с работой телеком-провайдера. Компания оказывала услуги связи для корпоративных клиентов, от сферы общественного питания это было максимально отдалено. Поэтому поначалу мы не приняли предложение всерьез. Но вскоре попробовали эти самые булочки и, можно сказать, вдохновились. Решили освоить новую сферу и посмотреть, зайдут ли новые пекарни российскому потребителю.
Команду набирали с нуля: сидели в маленьком кабинете в бизнес-центре, на 10 квадратных метров, без окон и дверей — и нанимали первых сотрудников. Мы рассказывали им о большом будущем, о том, как они будут работать в крупной международной компании, как мы вместе с ними построим большую международную сеть, а они (как первые сотрудники) вырастут и возглавят целые направления.
Правда, на тот момент у нас не было ни одного кафе Cinnabon, где это можно было увидеть своими глазами. В общем, фактически мы продавали презентации и картинки далекого будущего, до которого еще надо было добраться.
Первое кафе мы решили открыть в ТРК «СитиМолл» на станции метро «Пионерская». Он тогда только строился. Мы очень много делали вручную, сами занимались какими-то строительными работами. В общем, вовлеченность в бизнес с самого начала была максимальной.
Торжественное открытие первой нашей пекарни состоялось в марте 2011 года. Мы подготовили запас теста и смесей на несколько дней, напекли полную витрину булочек, пригласили команду запуска от головного Cinnabon, перерезали ленточку…
А на следующий день прекратили работу. Дело в том, что большая часть арендаторов в торговом центре не успела запустить свои точки. Поэтому администрация молла приняла решение перенести открытие. Пришлось нам распродать продукты с дисконтом, распустить персонал и буквально заколотить кафе фанерой.
Следующее открытие состоялось в ноябре. Перед этим нам пришлось заново проделать практически всю подготовительную работу. Но это открытие уже было успешным. Мы начали знакомить покупателей с нашим брендом и продукцией и постепенно стали развиваться.
В то время в Питере действовало несколько франчайзи Cinnabon, то есть была определенная конкуренция. Мы открывали новые пекарни, но не все шло гладко. Во-первых, бренд все еще был не очень известен на российском рынке. Во-вторых, мы не всегда угадывали перспективные и доходные локации. И если сейчас новому кафе нужно буквально месяц-два, чтобы выйти на целевые показатели, то тогда все раскачивалось намного дольше.
Два кризиса: проблемы и опыт
Отчасти то, что развитие сети шло достаточно медленно, было связано с ограниченностью финансовых ресурсов. В первое время мы открывались только на личные средства, не привлекая дополнительных инвестиций.
Позднее деньги в Cinnabon стали вкладывать наши друзья и родственники, плюс мы продали свой предыдущий бизнес и вложили деньги в открытие новых пекарен.
Дело пошло быстрее. Так, шаг за шагом, мы двигались к тому, чтобы стать франчайзи номер один в Питере. Забегая вперед, скажем, что в итоге остались единственным представителем Cinnabon, который развивает сеть в городе.
С первым кризисом мы столкнулись в 2014 году, когда внезапно обвалился курс рубля к доллару и к евро. На тот момент значительная часть закупок происходила в валюте (и львиная доля аренд также была номинирована в валюте) без фиксации курса. И это оказалось большой проблемой.
Примерно несколько месяцев, а может быть, и полгода мы ее решали: передоговаривались с партнерами, оптимизировали поставки. В итоге из кризиса удалось выйти без серьезных потерь, зато с ценным опытом. И почти сразу, в 2014-2015 году, мы стали развиваться дальше и открывать новые пекарни.
Перед самой пандемией, в начале 2020 года, мы зашли на рынок Новосибирска. Купили уже существовавшую сеть Cinnabon. Там требовалось оптимизировать управление, улучшить бизнес-процессы, закрыть точки, которые не приносили желаемого результата, и обновить более перспективные кафе.
В общем, мы это все сделали… И случился новый кризис. В марте начался локдаун.
В результате в пандемию мы зашли с сетью в двух городах. И это был серьезный вызов. Когда мы поняли, что работать по-старому не получится, то разработали и привели в действие антикризисный план:
- передоговорились с арендодателями на процент от оборота;
- перевели сотрудников на меньшую занятость;
- переформатировали часть кафе в магазины хлебобулочных изделий, где продукцию можно было купить на вынос;
- остальные точки временно закрыли.
Все это помогло нам не просто пережить пандемию, а выйти из нее с супер-результатом. В первый месяц после локдауна мы сделали рекордный показатель за всю историю. Это стало одним из доводов, почему мы решили переходить к более интенсивной экспансии на рынке.
Где брать деньги на открытие новых точек
Потом у нас возникла идея зайти в третий город нашей страны. Мы начали переговоры по покупке сети Cinnabon в Краснодаре. Однако дела в этом направлении двигались не так быстро, как хотелось бы.
Кроме того, мы ощутили, что собственных средств и инвестиций друзей и родственников уже недостаточно для того, чтобы обеспечивать желаемые темпы развития компании. Поэтому мы, проанализировав ситуацию в своем бизнесе и на рынке, и убедившись, что готовы к дальнейшему масштабированию, решили привлекать дополнительные инвестиции от частных лиц.
По опыту крупных мировых компаний, интенсивное развитие — это увеличение количества предприятий (магазинов, кафе и т. д.) на 20-30% в год (здесь, конечно же, все зависит от масштаба и уровня базы). Медленное расширение или вообще прекращение роста ведет к стагнации. Более интенсивное связано с риском переоценить свои возможности и не справиться с бурным ростом.
Так что мы поставили для себя цель, которая находилась в разумных пределах, и стали искать частное финансирование. И в итоге с сентября 2022 года начали сотрудничать с компанией FRONTIERS. Она предоставила нам площадку для работы и коммуникаций с представителями частного капитала, провела юридические и финансовые консультации, организовала взаимодействие с инвесторами.
Привлечение дополнительных вложений помогло сделать большой скачок в развитии компании. В том числе мы реализовали план и вышли на рынок Краснодара, где мы сейчас управляем сетью Cinnabon.
Сейчас в нашей стране открыто около 180 пекарен Cinnabon, 36 из них находятся под нашим управлением: 22 — в Санкт-Петербурге, 5 — в Новосибирске, 9 — в Краснодаре. Мы крупнейший франчайзи в России и один из заметных — во всем мире.
Мы стараемся постоянно наращивать количество пекарен, находящихся под нашим управлением, а также расширять свой бизнес на разных рынках.
Каждый год мы ставим все более высокие планы как на увеличение количества открываемых точек, так и на рост выручки и, соответственно, прибыли компании.
Как наш бизнес вышел за пределы России
В начале 2023 года мы задумались о выходе на зарубежные рынки. Мы уже достигли определенных результатов в России, развиваться дальше можно было за счет открытия пекарен в новых городах. Но нам хотелось большего. Наша Команда была готова выйти на другой уровень.
На тот момент у нас был уже более чем 12-летний опыт успешной работы с брендом Cinnabon. Но мы решили, что готовы к более серьезным изменениям и более масштабному росту за пределами нашей страны. И договорились с правообладателем на эксклюзивное развитие по мастер-франчайзингу на территории Израиля.
Выйти на рынок в новой стране оказалось намного сложнее, чем открыть точки в новом городе. Нам пришлось разобраться во всех местных нюансах, нанять сильных топ-менеджеров, получить все разрешения, полностью адаптировать меню, создать цепочки поставок и многое другое.
Плотная интенсивная работа продолжалась около года. А в июле 2024-го мы открыли первый в Израиле Cinnabon. Интересно, что этот бренд уже был знаком жителям страны, хотя собственных кафе у них не было (в отличие от большинства других стран Ближнего Востока, где Cinnabon имеет просто бешеную популярность и присутствие). И аудитория отнеслась к нашей продукции очень позитивно.
Сегодня, после менее чем трех месяцев работы в Израиле, наши показатели опережают самые смелые ожидания. Сейчас мы строим там вторую локацию (запуск запланирован на осень) и подыскиваем третью. Думаю, мы сможем открыть в этой стране как минимум 35-40 пекарен.
При этом мы видим огромный интерес со стороны израильских предпринимателей: они предлагают партнерства, покупку субфраншизы и другие формы сотрудничества. Поэтому мы уверены, что нам удастся выстроить на территории этой страны действительно крепкий, мощный бренд.
Cinnabon — не единственная торговая марка, с которой мы вышли на рынок Израиля. Также мы получили эксклюзивные права мастер-франчайзинга на бренд Carvel — это американское мороженое с 90-летней историей, первое мягкое мороженое в мире.
Теперь мы планируем открывать в Израиле (и еще в одной стране, о которой расскажем ниже) мультибрендовые кафе, где в рамках одной барной стойки будет представлено два бренда: Cinnabon как основной и Carvel как дополнительный. Будем предлагать нашим гостям комбинированные продукты: булочки с мягким мороженым.
Кроме того, недавно мы подписали с правообладателями эксклюзивные мастер-франшизы на развитие брендов Cinnabon и Carvel на территории Казахстана (и позже Киргизии). Это тоже очень интересный рынок. Полагаем, что в течение следующих 5-6 лет мы сможем открыть там до 40-50 пекарен — самостоятельно и с партнерами-субфранчайзи.
Начнем с двух пекарен в Алма-Ате, их планируем запустить в начале следующего года. И заранее уверены, что казахстанский клиент (или, как мы его называем, гость) позитивно примет наш бренд — все наши рыночные исследования говорят именно об этом.
Таким образом, в данный момент мы строим большую компанию, так называемого мультифранчайзи. Возможно, в дальнейшем начнем работать и с другими брендами, то есть еще больше расширим наш портфель.
Сейчас мы планируем создать две управляющие компании: в Средней Азии (помимо Казахстана к ней будут относиться и другие соседние регионы, например, Киргизия, Узбекистан) и в Израиле.
Вообще наш подход — это построение бизнеса на долгий срок. Мы не стремимся прокрутить деньги за год-два или придумать какой-то разовый источник высокого дохода, а работаем на перспективу. Нашей Компании уже 13 лет, и мы уверены, что это только начало, так как мы строим ее навечно!
Мы много изучали международный опыт и знаем, что в мире достаточно много профессиональных серийных мультифранчайзи, которые специализируются не на создании брэндов и последующей продаже их по франшизе, а на поиске уже сильных брендов и открытии их представительств на территории других стран.
Такие компании имеют серьезную экспертизу на своих рынках, сильный менеджмент. И они выступают партнерами, транслирующими ценности других брендов на территории новых стран. Мы изучаем опыт этих компаний, чтобы адаптировать его к нашим реалиям и повторить их успех.
Мы строим Компанию, в которой сотрудники смогут расти практически до любого уровня, а инвесторы будут владеть нашими акциями и получать дивиденды десятилетиями. Мы уверены, что с нашей Командой и фокусом на развитие достичь этой цели абсолютно реально!
Круто! Олег Соколин — сила!