Опрос, проведённый популярной соцсетью, показал: 9 из 10 сотрудников отмечают правильный онбординг как один из ключевых факторов, который важен при трудоустройстве. И только одному из десяти нравится, как его встретили на рабочем месте. Это не касается бесплатного кофе, спортзала и ДМС. Это — про вхождение в коллектив и производственные процессы. Это — про отношение к работнику как к важному игроку в бизнесе, а не винтику в бездушной машине. В статье расскажем, как новички вливаются в коллектив TEAMLY.
Добро пожаловать на борт!
Онбординг — это не событие, а процесс. Он характеризуется следующими ключевыми особенностями:
- предваряется пребордингом;
- работает для всех новичков без исключения;
- длится не менее квартала, чаще полгода;
- проводится планомерно и подконтрольно.
На протяжении всего пути за новичком пристально наблюдают заинтересованные лица. А новичок не менее пристально наблюдает за тем, как работает компания и по пути ли ему со всеми этими людьми.
Онбординг занимает от одного месяца до шести — это стандартный срок адаптации сотрудника в компании. HR сопровождает нового сотрудника на протяжении всего жизненного цикла работы в компании: от отправки оффера до выходного интервью.
Пребординг
Всё начинается с рекрутёра. Он работает с кандидатом, подключает по мере необходимости непосредственного руководителя, директора по персоналу, исполнительного или генерального директора — всё зависит от вакантной позиции и крутизны потенциального сотрудника. Одно дело нанять джуна-тестировщика, другое — схантить у конкурентов ПМа или финдиректора.
Рекрутёр ведёт новичка до его первого визита в офис или включения в процессы на удалёнке. В частности, предварительно и рамочно знакомит с правилами трудового распорядка или доступности для коммуникации с коллегами, даёт список документов для оформления на работу, образец заявления о приёме. На этапе выставления оффера обговаривает длительность испытательного срока, объём и форму обучения.
Финал. Рекрутёр сообщает, куда прийти, в какое время и что принести с собой — документы, кружку, вторую обувь. Либо включает удалённого сотрудника в чат с эйчаром, ответственным за онбординг.
На самом деле чаще всего рекрутёр и ответственный — одно лицо, так что у сотрудника нет ещё одного повода для «стресса первого дня», когда приходится встречаться с совсем незнакомыми людьми.
Онбординг. У нас действует правило «пяти первых» — так мы называем пять этапов, пять временных отрезков онбординга, пять степеней сопровождения сотрудника. Вот они.
Онбординг. Первый день
Закреплённый HR буквально водит сотрудника за ручку по офису. Целей несколько:
- Показать расположение важных вещей: рабочее место, переговорка, туалет, кухня, кабинет непосредственного руководителя и самого эйчара.
- Познакомить новичка с коллегами — он их, конечно, не запомнит, зато у сотрудников не будет вопросов о том, что за незнакомец бродит по офису.
- Познакомить с непосредственным руководителем и наставником из числа опытных сотрудников, коммуникабельных и дружелюбных.
- Разрешить бытовые вопросы от второй обуви до получения канцелярии и замены батарейки в мышке.
- Познакомить с недокументированной сложившейся практикой. Проще говоря, рассказать об обычаях: как принято обращаться к коллегам, кого нужно спрашивать, если что-то непонятно, как народ проводит перерывы/перекуры, куда ходит обедать.
Кроме всего этого Наставник организует кофебрейк с командой, на котором инициирует более плотное и неформальное знакомство: новичок рассказывает о себе, его коллеги тоже представляются и говорят пару слов.
Курсы на платформе TEAMLY. Их показываем в конце первого дня. Это наборы уроков, проходя которые новичок знакомится с компанией, своей работой, осваивает новые области и получает необходимые знания и навыки.
«Онбординг». Это первый курс, с которого начинается знакомство с компанией. «Онбординг» состоит из 18 уроков. Миссия и ценности компании, корпоративные правила, порядок использования рабочего пространства отдела и так далее — вот темы уроков. Есть и конкретная техническая информация — настройка корпоративного почтового аккаунта, получение доступов к информационным ресурсам и т.д. Нажимая кнопку «Завершить урок», сотрудник подтверждает, что усвоил материал и готов переходить к следующему.
Кратко расскажем о начальных уроках в курсе «Онбординг».
Корпоративные правила. В других компаниях может быть название «Брендбук», «Корпоративная политика» — название не важно, главное — суть. Этот документ описывает миссию и ценности компании, стандарты дресс-кода, поведения в офисе и коммуникации с внешним миром от лица бизнеса. Часто в него включают легенду — официальную историю компании от основания до настоящего времени. У нас это так.
Организационная структура. Сотрудник должен понимать, с кем ему предстоит взаимодействовать.
Карта офиса. Сотрудник может познакомиться с расположением помещений и подразделений в них.
Средства корпоративной коммуникации. В этом разделе — о корпоративных мессенджерах, почте, телефоне, порядке получения служебной SIM-карты и служебного мобильного устройства, если должность это всё предполагает.
Статьи курса не пишутся специально, их можно найти в рабочих пространствах, предназначенных для сотрудников. Например, у нас есть постоянно обновляемый рейтинг заведений общепита в шаговой доступности от офиса. Сотрудники не только читают его, но и активно участвуют в формировании, добавляя новые оценки и новые заведения.
Прохождение стартового курса занимает примерно час. После него предлагается пройти небольшой тест. Тест забавный, но нужны знания, полученные из уроков. Не прошёл — есть возможность вернуться к уроку, выловить нужную информацию и пройти тест до конца.
Эйчары и непосредственный руководитель видят прогресс сотрудника на всех курсах, которые он проходит — маркер отображается на уроке, который он начал, но не завершил. Больше всего маркеров обычно собирается на финальном тесте. HR торопит новичка с завершением курса, если тот необоснованно затягивает прохождение.
Забегая вперёд: аналогичные курсы есть и в отделах. Дизайнеров знакомят с Figma, службу поддержки — с сервис-деском и управлением задачами в нём, у тестировщиков несколько курсов по разным системам автоматизации работы.
Это здорово экономит рабочее время руководителей подразделений и наставников — гораздо продуктивнее не повторять одно и то же по нескольку раз, а ответить на конкретные вопросы уже подготовленного человека.
Мы считаем, что обучающий курс гораздо эффективнее разного рода «велкамбуков» — наборов документации. На курсе сотрудник: а) подтверждает ознакомление с тем или иным аспектом жизни офиса, которому посвящён урок и б) показывает полученные знания прохождением теста.
Инструктажи. В первый день сотрудник проходит инструктаж по пожарной безопасности, безопасности труда, расписывается в журналах.
Рефлексия. День завершается беседой с HR: сначала сотрудник задаёт вопросы, потом HR интересуется, как прошёл первый день, какие впечатления, нет ли активного неприятия целей и ценностей компании, корпоративных правил. Если есть — нужно расставаться, работы не получится.
Что должно быть готово к первому дню. Во-первых — пропуск / карта доступа. Во-вторых — рабочее место: стол, кресло / стул, канцелярия, компьютер / ноутбук. В третьих — рабочие аккаунты: доступ к компьютеру и в локальную сеть, корпоративная почта. В-четвёртых — доступ в корпоративную базу знаний для онбординга, логин и пароль для неё. В-пятых — наставник, готовый некоторое время «понянчиться» с новичком.
Добавление в рабочие чаты, подключение к внутренним информационным системам и сервисам происходит по мере необходимости через непосредственного руководителя.
Ошибки первого дня. Главная ошибка — бросить сотрудника на произвол коллег, которым некогда заниматься новичком. Это не только нерационально. Это — демонстрация пренебрежения, которое однозначно будет истолковано негативно. Если HR не отпускает сотрудника надолго, проявляет внимание и помогает адаптироваться в новом пространстве — новичок это обязательно оценит. Особенно, если у него был отрицательный опыт при онбординге.
Онбординг. Первая неделя
Тайминг второго дня может быть разным в зависимости от подразделения и графика его руководителя. Но во второй день обязательно случается составление первичного ИПР.
Задачи на испытательный срок. Определяют:
- сроки и объём обучения сотрудника, в том числе самостоятельной подготовки;
- форму и критерии оценки подготовки;
- дату первой аттестации специалиста.
Обычно задачи ставят на три месяца, после которых сотрудник либо проходит аттестацию, подтверждает свои хард скиллы и считается полноправным участником команды, либо возвращается к обучению. Либо уходит — здесь учитываются мнения непосредственного руководителя и наставника. После аттестации составляют ИПР. Сюда вносят вехи развития специалиста: выход на более высокие категории должности (если таковые есть), на более высокие позиции в подразделении и компании.
В остальном дни первой недели похожи: обучение с преподавателями, ментором, курсы и зачёты на платформе TEAMLY. Но каждый день происходит:
- контакт с HR в течение дня по необходимости;
- рефлексия с HR и наставником в конце дня — не такая объёмная, как в первый день, просто впечатления и вопросы.
Что должно быть готово к первой неделе. Во-первых, задачи на испытательный срок с датами, проставленными непосредственным руководителем. Во-вторых, набор курсов и тестов на платформе TEAMLY. В-третьих, график очного обучения, согласованный с преподавателем (преподавателями). В-четвёртых, учебные задачи от руководителя — новичок не должен слоняться по офису без дела.
Ошибки первой недели. Те же, что и в первый день. Демонстрация невнимания и пренебрежения — лучший способ демотивации новичка. Плюс незагруженность, невовлечённость. Это недоработка руководителя, недостаток его мотивации и, возможно, KPI. В его интересах как можно скорее включить сотрудника в рабочий процесс, чтобы он начал приносить пользу.
Онбординг. Первый месяц
В течение первого месяца сотрудник работает по задачам на испытательный срок. Еженедельно собирается небольшая группа: новичок, его наставник, HR и непосредственный руководитель. Инициирует и модерирует встречу HR, он и задаёт основные вопросы:
- как новичок справляется с задачами;
- согласны ли наставник и руководитель с этой оценкой;
- как руководитель оценивает результаты сотрудника;
- не пора ли давать новичку реальные задачи;
- не нужно ли скорректировать ИПР — уменьшить или увеличить сроки освоения навыков, выполнения учебных задач;
- нет ли проблем с коллективом — напряжённости или конфликтов, и, если есть, то что с этим делать.
После или даже во время разговора HR фиксирует ответы в опросе. В некоторых случаях HR даёт ссылку на опрос участникам для самостоятельного заполнения.
Встречи — это не деловые совещания, атмосфера на них более расслаблена, у новичка такое же право голоса, как и у других. Цель: отслеживать трек новичка, корректировать курс, если вдруг есть отклонение от ИПР.
В конце месяца собирается более формальное совещание. HR фасилитирует встречу: просит сотрудника отметить выполненные или невыполненные задачи, назвать трудности и т.д. Реализовать можно как опрос на корпоративном портале, где фиксируют достижение целей по ИПР, оценки наставника и руководителя. Далее делается вывод о целесообразности продолжения испытательного срока. Новичок тоже высказывается — иногда мы корректируем процессы после таких бесед, потому что нам подсказывают правильные вещи, на которые раньше не обращали внимания.
Что должно быть готово к первому месяцу. Учебные задачи для сотрудника в достаточном объёме. Это могут быть, например, уже реализованные другими разделы кода, технической документации, отработанные тикеты поддержки.
Ошибки первого месяца. Главное — не пустить дело на самотёк. Сотрудник, отпущенный на «свободный график», пойдёт одним из трёх путей:
- засыплет вопросами и просьбами всех вокруг, включая руководство непосредственного руководителя, чем «подставит» его;
- научится имитировать бурную деятельность ещё на испытательном сроке, но скиснет, как только выйдет на «взрослую» зарплату по KPI;
- уволится, не дожидаясь окончания испытательного срока.
Первый вариант развития событий — не самый плохой. А два других тащат за собой потенциальный ущерб HR-бренду компании.
HRы TEAMLY (компании) управляют онбордингом сотрудников в TEAMLY.
Онбординг. Первый квартал
Квартал — максимальный срок, за который сотрудник должен пройти аттестацию и начать работу в ранге полноценного специалиста — пусть джуна, но уже на зарплате и с KPI, предусмотренными на позиции.
Логично, что в первом квартале есть три вехи, приуроченные к концам месяцев. Но не календарных, а отсчитанных от даты приёма сотрудника на работу.
О первом месяце написано выше. В конце второго месяца сотрудник должен пройти аттестацию либо получить новые пункты обучения, освоения технологий, инструментария в ИПР, крайнюю дату аттестации.
В конце третьего месяца сотрудник должен либо прочно сесть в кресло, либо уйти. Бывают исключения, если человека взяли на конкретную позицию, где срок подготовки больше квартала — но такое сразу предусматривается в ИПР. Исключения делаются, если сотрудник выходил на больничный — тогда сдвигаются и сроки.
Что должно быть готово к первому кварталу, а вернее ко второму месяцу. Всё то же, что и к первому — учебные задания, но более сложные, а также реальные «боевые» задачи, которые сотрудник начинает решать сначала вместе с наставником, потом под наблюдением наставника, позже — самостоятельно.
Ошибки первого квартала. Их может быть две: чрезмерная опека и чрезмерная свобода. Всего должно быть в меру, причём эта мера индивидуальна для каждого сотрудника. Кого-то нужно опекать плотно и долго, а кого-то такое взбесит вплоть до конфликтов и увольнений. Поэтому HR следит за ситуацией, регулярно справляясь у непосредственного руководителя и наставника, но не беспокоя понапрасну новичка. А в общем, универсальной таблетки здесь нет, просто кто-то проходит сепарацию от наставника легко и быстро, а кто-то трудно и медленно.
Онбординг. Первое полугодие
Если сотрудник закрепился в компании — важно не потерять его в первые полгода, чтобы он успел отработать хотя бы прямые затраты, связанные с его трудоустройством. О том, чтобы «отбить» затраты на онбординг, включая обучение и наставничество, даже речи не идёт.
Средство реализации — то же самое. К концу первого квартала у HR, помимо шаблонных ответов на шаблонные вопросы, должен быть готов профиль сотрудника. В него входят, как минимум:
- интересы;
- основная мотивация;
- настроения.
HR понимает, «наш» это сотрудник или нет. И, если он остался на второй квартал — он уже наш и за него нужно бороться.
Во втором квартале ему дают отдохнуть — нет никаких обязательных формальных встреч, HR общается с ним не дольше, чем с его коллегами, наставник включается только по запросу, сам не лезет. Если на второй квартал по общему графику подразделения сотрудник попадает на беседу к непосредственному руководителю — хорошо, нет — и не надо. У нас такие «one-on-one» с сотрудниками практикуются давно.
Но за новичком всё равно пристально наблюдают, мониторят производственные показатели, настроение, реакцию коллектива на него и его реакцию на коллектив. Влился, чувствует себя своим — цель достигнута. HR делает очередные отметки в личном деле каждый месяц второго квартала.
Что должно быть готово к первому полугодию. В первую очередь, коллектив должен быть открыт к новым сотрудникам. Это забота непосредственного руководителя и HR-службы. Работа с командой ведётся постоянно и в целом не зависит от появления новичков. Даже если в подразделении подобрались сплошные интроверты, их всегда можно сплотить: если не лично, то, например, на катке. Или хакатоне. Или, как ни странно, на сплаве или турпоходе, пусть «комнатном».
Ошибки первого полугодия. Худшее, что может быть — это когда новичок становится изгоем. Например, яркий экстраверт врывается в логово интровертов и натыкается на «стену непонимания». Или наоборот. На самом деле, это неважно. Главное, что руководитель не должен делать каких-то исключений, предпринимать героические усилия. Процессы, взаимоотношения в коллективе должны быть нормальными — тогда и онбординг нормальных людей будет успешным.
Финал
Можно подумать, что с появлением в команде новичка весь мир компании начинает крутиться вокруг него. Это не так. В статье про онбординг мы говорим о процессах, которые поставлены давно и не создают никакого дискомфорта для команды. Никто не замирает в молчаливом почтении, не ловит каждое слово новичка — все живут нормальной жизнью, просто впускают в неё нового человека. Вот и всё.
Сотрудник плотно сидит в своём кресле, не имеет явных конфликтов, не тусуется на хэдхантере и не бегает на собеседования к конкурентам? У него есть план развития минимум на год — а лучше года на три — вперёд? Значит, его онбординг прошёл успешно. Миссия завершена.
Расскажите, как у вас встречают новых сотрудников?