Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что такое ретроспектива, и как ее провести для усиления команды


Ретроспектива — встреча, на которой команда анализирует результаты своей работы за прошедший этап времени. Ее главная цель — выявить и обсудить, что было сделано хорошо, какие возникли проблемы, и, главное, как их можно решить. Расскажу о том, как проводить такие встречи.

Ретроспектива — ключевой момент популярной методологии гибкой разработки программного обеспечения Scrum. В ее основе лежат короткие циклы работы по две-три недели, называемые спринтами. Внутри каждого цикла собрана серия задач: анализ, проектирование, сама работа и тестирование. После каждого спринта команде необходимо проанализировать результаты и, при необходимости, поменять приоритеты для следующего цикла. Именно это и происходит на ретроспективе.

Основная идея Scrum — самоорганизация команды, которая определяет, как лучше достичь целей, и ретроспективы играют важную роль в этом процессе. Они помогают выявлять ошибки и недостатки не на финише проекта, а по ходу выполнения задач, позволяя оперативно корректировать направление развития.

Также важно понимать, что ретроспективы не только улучшают рабочие процессы, но и повышают командную сплоченность. Они позволяют перевести выявленные трудности в цели и разработать пути их преодоления. Однако, как и любое командное мероприятие, ретроспективы должны быть правильно организованы, чтобы не превращаться в формальную встречу, а приносить реальную пользу.

Что нужно для запуска

Для того чтобы ретроспективы были эффективными, важно подготовиться к их проведению. Один из ключевых компонентов — наличие фасилитатора, человека, который будет управлять ходом встречи, помогать команде структурировать мысли и направлять дискуссию. В Scrum эта роль обычно принадлежит Scrum-мастеру, но ее может выполнять и тимлид, освоив необходимые навыки.

Без ущерба для эффективности ретроспективы ее можно перенести в виртуальное пространство. В случае географической распределенности команды это становится единственной возможностью. В сети существует много удобных инструментов для проведения ретроспектив, один из самых популярных — это виртуальные доски (Pruffme, Unidraw, FigJam), где участники могут одновременно вносить свои мысли и обсуждать их.

Есть множество готовых шаблонов для проведения ретроспектив, которые можно найти в открытых источниках и адаптировать под свои нужды. Кроме того, на визуальной платформе можно создать собственную ретроспективу с нуля, используя многочисленные функции редактирования.

Крайне важно проводить ретроспективы регулярно — после каждого завершенного спринта или этапа работы. Это позволяет команде не только решать текущие проблемы, но и отслеживать динамику изменений и улучшений.

Шаблон для ретроспективы розы, шипы, бутоны
Шаблон для ретроспективы розы, шипы, бутоны

Виртуальные доски помогают провести ретроспективу в удобном и структурированном формате

Виртуальные доски помогают провести ретроспективу в удобном и структурированном формате

Структура мероприятия

Ретроспектива имеет несколько ключевых этапов, которые помогают сделать ее организованной и эффективной.

Разминка. В начале — разминка, которая длится 5-10 минут и помогает участникам выйти из рабочего режима, погрузиться в тему и настроится на обсуждение. Это может быть небольшая игра, обсуждение темы встречи или даже креативная визуализация. Например, можно предложить участникам представить, что их проект — это корабль, который плывет по морю. Якоря мешают ему двигаться, а ветер — помогает.

Сбор данных. Второй этап — сбор данных. Команда обсуждает, что прошло хорошо в прошедшем спринте, а что — не очень. Каждый участник выдвигает свои идеи на этот счет. Данные можно визуализировать на доске, например, используя аналогии с якорями и ветром. Этот этап помогает структурировать обратную связь и длится около 15-20 минут.

Шаблон для ретроспективы корабль
Шаблон для ретроспективы корабль

Подобные шаблоны помогают понять, что тормозит “корабль”, а что помогает “плыть” вперед

Подобные шаблоны помогают понять, что тормозит “корабль”, а что помогает “плыть” вперед

Голосование. После сбора данных необходимо выделить основные проблемы, которые требуют проработки. Это делается путем голосования — участники выбирают самые важные, на их взгляд, трудности. За ретроспективу все проблемы отработать невозможно. Обычно команда выбирает от одной до трех проблем, набравших большее количество голосов. Этот этап занимает около 20 минут.

Генерация идей. Следующий этап — это генерация идей для решения выявленных проблем. Во время мозгового штурма участники обсуждают возможные варианты решений. Обычно этот процесс занимает около 20 минут. Важно, чтобы каждый поделился своими идеями, из которых затем выбираются наиболее практичные.

Помимо мозгового штурма, можно использовать и другие техники. Например, метод «рыбий скелет» помогает разобрать корневые причины проблем. Эта техника позволяет структурировать трудности, выявленные в ходе обсуждения: что огорчило, разозлило или, напротив, порадовало команду. Проблемы группируются по категориям — люди, процессы, технологии — и раскладываются на составляющие «косточки».

Постановка целей. Далее следует важный этап, на котором проблемы должны быть преобразованы в конкретные цели на следующий спринт. Здесь можно использовать технику SMART: цели должны быть конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени. А затем нужно прописать, что нужно делать, чтобы достичь этих целей.

Обратная связь. На заключительном этапе команды дают обратную связь по самой ретроспективе: насколько она была полезной, что можно улучшить в будущем. Это также можно организовать в виде опроса или голосования.

При соблюдении структуры у фасилитатора есть широкий простор для творчества в проведении ретроспективы. Можно выбирать различные темы, а также развивать у команды полезные навыки, знакомить с новыми подходами.

Визуализация ретроспективы

Использование визуальных метафор и креативных подходов может значительно повысить интерес участников к ретроспективе. Существуют готовые тематические шаблоны ретроспектив: новогодний, пасхальный, по теме «Гарри Поттера», «Властелина колец» и другие.

Классический пример — воздушный шар. В этой технике мешки представляют проблемы, а ветер — то, что дает силы команде. На этапах генерации идей и преобразования проблем в цели участники придумывают как можно избавиться от «мешков» и усилить «попутный ветер». Это помогает команде визуально увидеть, что удерживает ее на месте и что помогает двигаться вперед.

Популярна также тема «Гарри Поттера». В этом подходе команда может выбирать своих «волшебных питомцев» и обсуждать, что их порадовало или разочаровало в спринте через аналоги персонажей. Метафоры помогают оживить обсуждение и сделать его более неформальным. В этой же тематике можно использовать метод «Маховик времени». Он хорошо подходит для анализа ошибок. Команда возвращается в прошлое и обсуждает, что можно было бы сделать иначе, если бы они вернулись на начало спринта. Это помогает находить корневые причины проблем и учиться на ошибках.

Шаблон для ретроспективы воздушный шар
Шаблон для ретроспективы воздушный шар

Визуализация “Воздушный шар” помогает оценить драйверы и барьеры

Визуализация “Воздушный шар” помогает оценить драйверы и барьеры
Шаблон для ретроспективы Гарри Поттер
Шаблон для ретроспективы Гарри Поттер

Тематика Гарри Поттера популярна у “айтишников”

Тематика Гарри Поттера популярна у “айтишников”

Помочь легко определить положительные стороны проекта, проблемы и будущие возможности можно с помощью простого, но эффективного шаблона ретроспективы «Роза, бутон, шип». Эта техника основана на методологии дизайн-мышления и разделена на три основные области «роза» (успех), «шип» (проблемы), «бутон» (потенциал).

Методология дизайн-мышления основана на проверке предположений и прототипов, а ретроспектива «Роза, бутон, шип» помогает участникам быстрее, чем обычно, понять, что работает, а что следует пересмотреть. Она полезна, когда нужно выявить не только слабые, но и сильные стороны проекта, чтобы участники могли выйти из этой ретроспективы вдохновленными и с пониманием.

Эффективность

Для того чтобы понять, насколько ретроспектива была полезной, можно проводить так называемые «ретро-ретроспективы». Они помогают определить, какие из тем понравились команде, какие изученные методы пригодились команде в работе и т.д., и их проводят редко, например раз в полгода-год. Если участники видят реальные улучшения, это укрепляет их уверенность в ценности таких встреч.

Хотя ретроспективы обычно ассоциируются с разработкой ПО, их можно успешно применять и в других сферах. Команды маркетинга, HR, менеджмента и других областей могут использовать ретроспективы для анализа завершенных проектов, крупных этапов работы или даже для регулярного подведения итогов.

Резюме

Ретроспектива — это мощный инструмент для выявления и решения проблем внутри команды. Без ее проведения сложности накапливаются, особенно в новых коллективах, и зачастую остаются не озвученными, что негативно влияет на результат.

Ретроспективы позволяют команде обсуждать проблемы и находить пути для их решения, что улучшает рабочие процессы, коммуникацию и сплоченность. Даже если участники не склонны к открытому обсуждению, ретроспектива создает условия для получения обратной связи и помогает наладить командную работу.

Стоит помнить, что эффективность ретроспективы зависит от ее правильной организации и проведения. Если встреча превращается в рутину, команда будет воспринимать ее как трату времени.

Важно следовать структурированным этапам, проводить ретроспективы регулярно и использовать креативные подходы для визуализации обсуждений. Так ретроспективы будут действительно полезными и помогут команде постоянно развиваться.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Светлана Звягина
Светлана Звягина

А как проходят ретроспективы у вас? Используете ли вы шаблоны для их проведения?

Геннадий

Да, и мы используем ПростоРетро, удобнее чем в Миро


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации