На фоне ухода из страны большого количества западных сервисов российский бизнес все активнее переходит на отечественные инструменты для совместной работы. Один из таких продуктов — это «Доски» от МТС Линк. Его создатели — братья Александр и Иван Богатовы — рассказали, как придумали и реализовали проект, который привлек внимание крупной технологической компании, и поделились советами с основателями цифровых продуктов.
Как все начиналось: поиск идеи, формирование УТП, организация работы
У нас всегда было желание попробовать себя в технологическом предпринимательстве — вопрос был только в том, какой сервис мы бы хотели создать. Чтобы определиться, мы проанализировали рыночные тренды и поняли, что довольно перспективным выглядит направление онлайн-досок: они интерактивны, виральны, полезны и удобны, к тому же на российском рынке на тот момент было совсем немного конкурентов.
Что такое онлайн-доска
Онлайн-доска представляет собой виртуальную платформу, где можно делать то же самое, что и на обычной физической доске, только в онлайне. Для многих задач использовать онлайн-доски даже удобнее. На них можно строить схемы, диаграммы, таблицы и планы, визуализировать любые идеи и проекты. С онлайн-доской можно работать как всей командой (синхронно или асинхронно), так и индивидуально.
Подобные сервисы используются для решения самых разных задач в бизнесе и обучении — от стандартного таск-трекинга и геймификации образовательного процесса до мозгового штурма или сессии по дизайн-мышлению.
В итоге в начале 2022 года мы начали работу над созданием собственной онлайн-доски Jespo. Чтобы разработать свое уникальное торговое предложение, мы провели анализ двух наиболее крупных и популярных игроков на рынке онлайн-досок — FigJam и Miro. Это помогло нам конкретизировать свое видение продукта. Мы поняли, что хотим создать доску, которая будет:
- решать внутренние задачи бизнеса, например, увеличивать эффективность agile-мероприятий, планирования, обучения;
- иметь неглубокие и интуитивно понятные интерфейсы, чтобы пользователи не терялись в функционале;
- ощущаться приятнее аналогов за счет своего удобства и реализации мелких механик.
Мы поделили между собой обязанности следующим образом: Александр отвечал, в основном, за WEB-редактор, протокол мультиплеера и UX- и UI-дизайн, а Иван — за бэкенд, инфраструктуру, данные и надежность. Нетворкингом и продвижением мы занимались вместе.
Так как мы работали вдвоем, у нас была возможность моментально обмениваться информацией и обсуждать различные вопросы и затруднения, возникавшие по ходу дела, что было весьма удобно.
Запуск Jespo
В октябре 2022 года мы запустили первую версию Jespo. Чтобы о сервисе узнала широкая аудитория, а также в целях получения фидбека от пользователей и бизнеса, мы опубликовали большую обзорную статью про сервис и начали периодически писать о нем в своем блоге на VC.ru.
Несмотря на отдельные эпизоды откровенной критики, когда нас сравнивали с FigJam и Miro, по большей части пользователи положительно реагировали на наши статьи, а их конструктивные замечания помогали нам совершенствовать продукт.
Помимо этого, мы писали крупным компаниям и предлагали им бесплатный доступ к сервису на определенный период взамен на обратную связь.
Знакомство с МТС Линк: переговоры, продажа, новый бренд
Первый контакт с МТС Линк состоялся довольно рано. В компании заметили одну из публикаций в нашем блоге на VC.ru, и в конце 2022 года нам написал представитель платформы. Мы начали общаться, обсуждать планы дальнейшего развития онлайн-доски и ее возможную интеграцию в экосистему сервисов для бизнес-коммуникаций и совместной работы МТС Линк.
Мы легко нашли общий язык с коллегами, и нам понравилось то, что они делают. Также мы быстро поняли, что наш сервис комплементарен как стратегии развития платформы, так и элементам, входившим в нее на тот момент.
В августе 2023 мы начали сотрудничать с МТС Линк, а в октябре того же года сделка по продаже Jespo компании была завершена. Сервис получил новое название «Доски» и стал частью экосистемы МТС Линк, а мы возглавили отдел, который занимается его развитием.
С самого начала сотрудничества с МТС Линк мы поняли, что солидарны по всем вопросам относительно направления развития продукта, поэтому нам не пришлось идти на какие-либо компромиссы. Наш главный приоритет — безоговорочное качество сервиса для клиентов — также остался прежним. Однако теперь наша задача — масштабировать решение и охватить значительную долю рынка с помощью каналов МТС Линк и партнеров.
Доски в составе экосистемы МТС Линк: изменения, планы, влияние трендов
После начала работы с МТС Линк мы стали частью крупной и быстро развивающейся экосистемы. Благодаря ресурсам компании мы смогли быстро настроить процессы, направленные на внедрение продукта и обеспечение его роста.
Присоединившись к МТС Линк, мы несколько изменили подход к работе: теперь разбиваем ее на двухнедельные спринты, пользуясь методологией Agile. Учитывая численность нашего отдела, такой подход наиболее эффективен.
Если говорить об изменениях продукта, последовавших после присоединения к МТС Линк, то мы:
- обновили личный кабинет и сделали его намного более user friendly;
- расширили настройки доступа: теперь его можно предоставлять как всей команде, так и участникам отдельного проекта или конкретному человеку;
- добавили возможность делиться доской, используя ссылку с паролем;
- дали пользователям Miro возможность переноса проектов в «Доски» за пару кликов;
- продолжаем добавлять виджеты и инструменты (например, таймер, новые майнд-карты, стикеры, карточки и таблицы), которые делают совместную работу более комфортной.
В ближайшее время мы хотим расширить функционал администрирования, увеличить число доступных виджетов и добавить новые инструменты для принятия решений, например, голосования — все для того, чтобы «Доски» стали удобнее и функциональнее.
Еще одно важное направление нашей работы — это интеграция «Досок» с остальными элементами экосистемы МТС Линк, которая расширяет спектр применения сервиса и поддерживает ведущую глобальную тенденцию в области бизнес-коммуникаций — тренд на UCaaS. Например, теперь нашими интерактивными досками можно пользоваться прямо во время вебинаров, а также гибридных и онлайн-совещаний. В планах — интеграция с корпоративным мессенджером МТС Линк Чаты.
Unified Communications as a Service (UCaaS)
Модель, которая предполагает слияние разнообразных инструментов совместной работы — от мессенджеров и онлайн-досок до сервисов аудио- и видеоконференцсвязи — в единые платформы унифицированных коммуникаций.
Также хочется отметить, что в процессе развития нашего продукта мы уделяем большое внимание информационной безопасности — это становится особенно актуальным по мере того, как инструменты совместной работы все глубже интегрируются в IT-контур компаний.
Как попасть со своим продуктом в крупную технологическую компанию
Предлагаем воспользоваться шестью советами, которые мы опробовали сами.
Отнеситесь внимательно к выбору ниши. Чем меньше на рынке известных и коммерчески успешных аналогов, тем выше ваши шансы привлечь к себе внимание.
Тщательно проработайте свое уникальное торговое предложение. В этом вам поможет анализ потребностей целевой аудитории и продуктов конкурентов. Помните, что ваше предложение должно быть не просто качественным, но также удобным и по-настоящему востребованным.
Подумайте, как ваш продукт сможет стратегически улучшить рыночные позиции компании, в которую вы хотите с ним попасть, так как у крупного бизнеса принято долгосрочное планирование.
Составьте подробный план работы. На этом этапе важно уделить особое внимание формированию концепции базового функционала продукта и выбору стека технологий. Также стоит заранее подумать о масштабировании проекта: архитектуру продукта нужно разрабатывать таким образом, чтобы в дальнейшем можно было с легкостью добавлять новые элементы, расширяющие его функционал.
Работайте с аудиторией. Для повышения узнаваемости продукта пишите статьи на профильных ресурсах и популярных платформах, где обитают ваши потенциальные пользователи и клиенты. Собирайте фидбек и анализируйте его, чтобы сделать продукт еще лучше. Общайтесь с пользователями и грамотно отрабатывайте критику.
Пишите сами крупным компаниям. Предлагайте им попробовать ваш продукт бесплатно в течение какого-то времени в обмен на обратную связь.
Поддерживайте связь с людьми, заинтересовавшимися вашим продуктом.
И главное, верьте в себя и выкладывайтесь на 100%!
1. Вывод результата в хорошем качестве.
2. Слежение за участников.
3. Привязка элементов к структуре. Изменение области (дорожки в бассейне) происходит совместно с элементами, размещёнными в ней.