Люди — это одна из главных составляющих бизнеса. Но чем больше сотрудников в вашей компании, тем сложнее ими управлять. У всех разный характер, разное отношение к работе, разная степень ответственности.
Александр Радионов, основатель сервиса доставки еды Broniboy, рассказал, как он добивается дисциплины в своей команде, и дал несколько советов предпринимателям.
Как поддерживать дисциплину в команде
В моем бизнесе дисциплина очень важна. Любое промедление или ошибки в доставке — это минус лояльный клиент. Поэтому команда должна работать четко, как часы. Дисциплина не появляется по щелчку пальцев. Все сотрудники обладают разной степенью ответственности — у кого-то всегда все по полочкам, а кому-то сложно вписываться в жесткие рамки и соблюдать правила.
Давайте сначала разберемся, на чем может основываться дисциплина в организации.
В основном она поддерживается двумя способами:
- За счет страха выговора, штрафа, увольнения.
- За счет понимания приоритетов компании и своего развития в ней.
Страх, хотя и является мощным инструментом, ни к чему хорошему не приводит. Постоянный контроль, наушничество, боязнь начальства приводят к нездоровой атмосфере в коллективе. Работники больше думают не о своей эффективности, а о том, как бы сделать все так, чтобы не выйти за рамки дисциплины. А если они совершают ошибки, то делают все, чтобы их скрыть. Из-за этого бизнес-процессы в компании могут страдать, а вы даже не будете понимать, почему так происходит.
Из коллектива, связанного страхом, не получится организовать сплоченную команду. У сотрудников не будет иной мотивации, кроме боязни начальства. Их легко переманить на другую работу, пообещав более высокий оклад и мягкие условия труда. И если это ценные сотрудники с хорошими знаниями, то будет очень печально увидеть их у конкурента.
Поэтому я уверен, что залог высокой дисциплины — это общие приоритеты и видение ценностей компании. Команда должна сама быть заинтересована в поддержании четких бизнес-процессов и рабочего ритма. И вот как этого добиться.
Объясните, зачем необходима дисциплина
Некоторые сотрудники недоумевают, почему нужно с 9 утра быть на связи или соблюдать дресс-код в офисе. Это вы можете понимать, что в рабочих процессах задействованы все сотрудники и важно, чтобы в определенное время они были на местах. Или что ваши клиенты оценивают компанию в том числе и по внешнему виду работников, поэтому нужно, чтобы они соблюдали хотя бы минимальные требования дресс-кода.
Оптимальным решением будет устроить встречу или вебинар для всех сотрудников, где вы пройдетесь по всем дисциплинарным правилам и объясните, зачем они нужны. А также привести цифры, которые подтверждают ваши слова. Постарайтесь прислушаться и к мнению сотрудников — возможно, некоторые правила уже не так актуальны и пора ввести новые.
Ориентируйтесь на вашу команду и решайте сложные вопросы вместе. Например, отделу маркетинга может быть проще работать с гибким началом рабочего дня, но вы опасаетесь, что это подорвет дисциплину в других отделах. Не спешите отказываться от идеи — введите тестовый период и оцените, снизилась ли продуктивность команды.
Не штрафуйте, а поощряйте
Гораздо эффективнее будет не штрафовать сотрудников за нарушения, а поощрять за выполнение правил — так мотивации у них будет больше. Например, вы можете назначить награду за месяц без опозданий. Это не обязательно должна быть денежная премия — в качестве награды подойдет дополнительный выходной, возможность уйти с работы пораньше или скидка на продукцию компании.
Можно внедрить в работу методы геймификации, чтобы сотрудники соревновались между собой в дисциплинированности и зарабатывали баллы, на которые потом смогут купить мерч компании, обучение, полезную литературу или приятный сувенир. Оценивать можно, например, пунктуальность сотрудников, количество и качество предоставленных отчетов, число закрытых задач, рейтинг от клиентов.
Наградить отличившихся работников можно на корпоративе. Например, придумать несколько номинаций и вручить памятные статуэтки — им будет приятно и вдохновит других сотрудников.
Организуйте обучение сотрудников
Существует множество методик по оптимизации своего времени, увеличению продуктивности, эффективному управлению задачами. Зачастую люди опаздывают и не успевают сдать задачи в срок просто потому, что не знают этих методик.
Вы можете организовать комплексное обучение сотрудников, которое позволит им работать более продуктивно. Для этого можно пригласить тренера в компанию или оплатить вебинар. Чтобы проверить усвоение материала, используйте тесты.
Проанализируйте продуктивность сотрудников спустя месяц после обучения. Если дисциплина не стала выше, запросите обратную связь — может, кому-то обучение не было понятно или внедрение новых привычек у кого-то занимает чуть больше времени, чем у остальных.
Используйте современные методы контроля
Контроль должен быть, но не позволяйте ему отвлекать сотрудников от основной работы. Например, вместо того чтобы требовать от каждого оповещать начальство при приходе или уходе с работы, введите электронные пропуска, которые будут фиксировать время входа.
Для контроля за задачами тоже существуют специальные приложения — таск-менеджеры. Там можно ставить задачи, назначать ответственных и дедлайны и следить за ходом исполнения. Общение по задачам происходит в комментариях, и вы всегда сможете проверить, на каком этапе находится та или иная задача.
Также нужно создать единую базу со всеми документами — туда сотрудники смогут подгружать свои отчеты, служебные записки, данные об отпусках и отгулах. Вам не придется дергать каждого сотрудника по отдельности и искать нужные документы в почтовом ящике.
Собирайте обратную связь
Если вы применили все пункты, но дисциплина сотрудников все равно оставляет желать лучшего, попробуйте найти ответы у самих сотрудников. Вы можете запустить опрос или сделать общее собрание, где вы вместе с работниками обсудите причины низкой дисциплины.
Помните, что такое честное обсуждение возможно только в здоровой рабочей атмосфере, где сотрудники не боятся давать обратную связь. Поэтому с самого начала позаботьтесь о доброжелательной обстановке на работе. Донесите до сотрудников, что никто не собирается делать им выговор или лишать премии, что вы больше всех заинтересованы в комфортной рабочей атмосфере, но для этого нужно вместе подумать о том, как повысить продуктивность.
Начальник — лучший пример
Все эти советы не будут работать, если вы сами не соблюдаете дисциплину. Это странно, когда руководитель требует от всех пунктуальности и соблюдения дресс-кода, а сам приходит на работу на пару часов позже подчиненных и одевается в спортивном стиле. Правила должны распространяться на всех.
Руководитель создает и атмосферу в компании. Дайте понять сотрудникам, что вам интересны честные, открытые отношения без подковерных игр и интриг. Будьте всегда готовы к обратной связи от работников и вовремя на нее реагируйте. Но помните, что панибратских отношений с командой лучше избегать: у руководителя должен быть авторитет.
Как закрепить трудовую дисциплину в компании
Чтобы закрепить трудовую дисциплину в компании, можно составить нормативный акт, где указать:
- права и обязанности сотрудников;
- порядок приема на работу и увольнения;
- время работы;
- технику безопасности, если это необходимо;
- дресс-код;
- требования корпоративной этики;
- меры положительной и отрицательной мотивации, отрицательную я не рекомендую использовать, но ситуации бывают разные.
Формулировки должны быть четкими и понятными для всех сотрудников. Например, если написать, что в офисе принят дресс-код «бизнес кэжуал», это будет довольно расплывчатой формулировкой. Вместо этого можно отметить, что разрешена одежда спокойных тонов и классического стиля, закрытая обувь. А спортивный стиль, шорты, открытые платья, яркие цвета и декор не приветствуются.
В целом работа над дисциплиной может занять несколько месяцев, и это нормально. Сотрудникам нужно время, чтобы принять новые правила, внедрить новые привычки и начать пользоваться техническими инструментами для контроля задач. Главное здесь — быть на связи с командой и вместе решать, как делать рабочие процессы продуктивнее.