Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

ЦФА — голубой океан для бизнеса


Инновации открывают новые перспективы для развития как крупных, так и микрокомпаний. Сегодня все больший интерес предпринимателей вызывают ЦФА, которые помогают им просто и быстро привлекать финансовые средства, необходимые для развития бизнеса. Согласно информации Банка России, в 2023 году таких активов было выпущено на 64 млрд рублей, а с начала 2024-го — уже на 310 млрд. Рынок ЦФА пока небольшой, но темпы его роста впечатляют. Давайте вместе разберемся в особенностях этого финансового инструмента.

Права в «цифре»

ЦФА становятся подтверждением цифровых прав их обладателей. Эти активы выпускают, учитывают и передают инвесторам на базе блокчейна — «продвинутой» базы данных, главное преимущество которой заключается в повышенной надежности. Цифровые финансовые активы выпускают в таких информационных системах, где нельзя изменить или удалить какие-либо данные.

Единицей ЦФА является токен — специальный цифровой код, в котором находится информация о его собственнике, дате и времени создания, а также другие важные сведения. Обязательства и права участников сделки фиксируются в блокчейне и контролируются посредством смарт-контрактов. Они представляют собой компьютерные алгоритмы. С их помощью оформляются и выполняются условия соглашений. Стороны подписывают их электронной подписью.

Существуют два вида цифровых прав — обычные и гибридные.

Обычные права — это права на финансовые средства, акции, облигации и другие бумаги, либо долю в капитале компании. Когда происходит эксприация — окончательный расчет по сделкам с ЦФА между их эмитентом и инвестором — последний должен получить определенную заранее сумму денег.

К примеру, людям, которые приобрели ЦФА на недвижимость, золото или бриллианты по результатам сделок эмитенты выплачивают суммы, равные стоимости реальных активов, на базе которых выпускались цифровые.

Гибридные права объединяют в себе свойства обычных и утилитарных цифровых прав (УЦП) — электронных эквивалентов сертификатов, ваучеров и иных подобных документов. Их владельцы могут требовать от эмитентов передачи каких-либо вещей, интеллектуальной собственности или результатов, полученных от ее использования, а также выполнения работ и оказания услуг.

Цифровые права обоих видов позволяют привлекать финансирование бизнесам из разных сфер — от девелопмента и строительства до разработки программного обеспечения.

Законодательная база ЦФА

Для того чтобы разобраться в особенностях функционирования цифровых финансовых активов и грамотно с ними работать, нужно знать основные нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу.

Основу правовой базы ЦФА составляют три документа:

  1. Закон «О цифровых финансовых активах» № 259-ФЗ — служит «фундаментом» всей деятельности по выпуску и обращению ЦФА.
  2. Закон № 331-ФЗ от 14.07.2022 г. внес изменения в другой нормативно-правовой акт — ФЗ «О банковской деятельности». Согласно его положениям, в России ЦФА не могут быть средством купли-продажи товаров и услуг.
  3. Закон № 45-ФЗ от 11.03.2024 г. разрешил использовать ЦФА в расчетах с контрагентами из других стран и изменил шесть нормативно-правовых актов.

Ключевые «правила игры» на новом рынке цифровых финансовых активов и роли его участников определяет закон № 331-ФЗ.

Участники рынка ЦФА
НазваниеРоль
Банк России
Обеспечивает стабильную работу рынка, формирует единый реестр операторов информационных систем (ИС) и контролирует их работу
Операторы ИС
Организации, которые входят в реестр Центробанка и осуществляют выпуск ЦФА. Предоставляют участникам доступ к ИС, где выпускаются и находятся цифровые активы.

Сейчас таких операторов 13. Самые известные — «Атомайз», «Мастерчейн», «Лайтхаус», Сбербанк и «Токеон»
Операторы обмена ЦФА
Организации из реестра ЦБ, обеспечивающие покупку и продажу ЦФА, а также расчеты по этим сделкам из разных ИС. Они создают вторичный рынок этих активов.

Сейчас оператором обмена выступает Московская биржа
Эмитенты
Компании и индивидуальные предприниматели, которые выпускают ЦФА на выбранной ими платформе
Инвесторы
Организации и люди, у которых есть статус квалифицированного и неквалифицированного инвестора

Бизнес может вкладывать средства в цифровые активы без каких-либо ограничений, а для физических лиц существует лимит — до 600 тыс. рублей. Однако из этого правила есть исключение. Частные инвесторы могут вкладывать большие суммы, если приобретают ЦФА на золото или облигации федерального займа.

Инвестиции без барьеров

Привлекать инвестирование, выпустив цифровые активы, могут разные компании — от холдингов до микропредприятий. В 2022 году первым эмитентом ЦФА стала компания «Норникель», а первыми покупателями — компания «Вектор Икс» и Росбанк.

В дальнейшем цифровые финансовые активы начали выпускать другие крупные бизнесы и кредитно-финансовые организации. Им удобно работать с таким инструментом, поскольку выход на биржу — сложная, длительная и дорогая процедура. Обычно она длится от нескольких месяцев до 1 года. В то же время на выпуск и размещение цифровых финансовых активов требуется всего несколько дней и стоит в несколько раз дешевле.

Разница в цене связана с тем, что выпуск и обращение ЦФА происходят без посредников — на платформе оператора ИС, поэтому какие-либо комиссии отсутствуют.

Более того, финансирование можно получить в довольно сжатые сроки и при этом выйти на широкий круг инвесторов, а не только на те компании, которые традиционно работают на рынке корпоративного долга.

У ЦФА есть еще одно важное преимущество. Бизнес может гибко формировать такие активы согласно своим потребностям. Например, при инвестировании в высокобюджетную недвижимость можно диверсифицировать риски за счет приобретения части в общедолевой собственности. Тогда инвестор владеет определенным набором прав.

Сейчас реализуется пилотный проект, в рамках которого малые и средние компании используют ЦФА для привлечения инвестиций. В дальнейшем эта практика расширится. Цифровые финансовые активы также будут востребованы инновационными бизнесами, которым сложно привлечь необходимое финансирование.

Пионеры ЦФА: опыт группы Denum

Полгода назад Группа Denum, в состав которой входят финтех-компании, финансовые сервисы и микрофинансовая организация, первой из игроков финтех-рынка провела эмиссию цифровых финансовых активов. Они были размещены среди розничных инвесторов под 20% годовых. В качестве оператора руководство холдинга выбрало платформу «Токеон». В результате удалось привлечь 11 млн рублей.

«Для того чтобы дебют стал успешным, мы провели большую подготовительную работу в первую очередь в области повышения финансовой грамотности. Главная сложность в работе с ЦФА состоит в том, что этот инструмент пока не совсем понятен как эмитентам, так и инвесторам.

У нас возникало много вопросов, касающихся механизма инвестирования, сохранности вложенных средств, их возвратности, налогообложения и даже регистрации на «Токеоне».

Средства, полученные от выпуска ЦФА, Группа Denum вложит в дальнейшее развитие своего BNPL-сервиса Денум Плати частями. Наш первый опыт показал, что ЦФА можно рассматривать как способ диверсификации фондирования, причем наиболее дешевого для бизнеса и абсолютно безопасного для инвесторов.

С помощью цифровых активов можно гибко управлять капиталом. К примеру, нет законодательного порога входа в МФО и не требуется статус квалифицированного инвестора, который обязателен при выпуске корпоративных облигаций».

Игорь Петров

Игорь Петров

Директор по коммуникациям Группы Denum

Предусмотреть все нюансы

Предпринимателям, которые хотят стать эмитентами ЦФА, нужно учесть несколько важных моментов. Тогда шансы на успех значительно возрастут.

Перед тем, как выпустить цифровые финансовые активы, будущему эмитенту следует выполнить следующие действия.

Определить виды и объемы прав, которые будут включены в актив.

Подготовить необходимую документацию, в том числе финансовую модель нового проекта и решение о выпуске, где будут описаны основные параметры ЦФА (их объем, стоимость, характеристики и другие). К основным документам относятся:

  • уведомление о рисках, связанных с приобретением цифровых активов;
  • копия решения/протокола о выпуске организацией;
  • список аффилированных лиц, которые ей управляют;
  • годовая бухгалтерская/финансовая отчетность по ФСБУ/МСФО.

Выбрать платформу-оператора ИС и разместить решение о выпуске на ее и своем сайтах.

Собрать заявки от инвесторов и выпустить ЦФА.

При создании финансовой модели проводится оценка цифровых финансовых активов. Она позволяет определить цену имущественных и неимущественных ЦФА для их размещения и первичной продажи.

Оценивая цифровые активы, специалисты подразумевают тот факт, что они являются производными от реальных — жилых комплексов, программных продуктов и сервисов, различных товаров.

Сначала оценивается стоимость базового актива. Он становится обеспечением прав и обязанностей эмитента. После этого проводится оценка ЦФА.

В зависимости от типов цифровых финансовых активов могут использоваться разные подходы.

Затратный подход — принимает в расчет реальные затраты на создание неденежных активов, которые выступают обеспечением ЦФА.

Доходный подход — учитывает будущие финансовые потоки, которые получит эмитент и приводит их к текущей стоимости.

Подход сравнительного анализа — базируется на сравнении актуальной стоимости активов на вторичном рынке и ценах последних сделок, в рамках сопоставления ценообразующих факторов, присущих оцениваемому активу и сопоставимым аналогам.

Оценку активов можно учесть следующим образом.

Для токенов (цифровых расписок) ценных бумаг используется сравнительный подход, который базируется на сделках (служит в качестве фиксированной рыночной цены — индикатива). При этом основным становится доходный подход. Он базируется на модели DCF — дисконтированных денежных потоках.

Для утилитарных токенов (цифровых прав) могут применяться все три подхода в зависимости от их пользы для собственника. Аналогично ПИФам инвесторы могут приобрести инвестиционные паи, то есть диверсифицировать риски за счет приобретения долей в общедолевой собственности на разные активы.

Для security-токенов — производных от реально существующих активов, таких, как движимое и недвижимое имущество, золото и другие, используются любые из трех подходов в соответствии с типом оцениваемого актива.

Перед тем, как разместить ЦФА на одной из площадок, эмитенту лучше получить рейтинг. Оценивая риски, связанные с покупкой цифровых активов, потенциальные инвесторы учитывают этот показатель.

Высокий рейтинг компании свидетельствует о ее стабильном финансовом положении. Он обеспечивает доверие инвесторов и позволяет быстрее и проще привлечь необходимые средства.

Рейтингованием ЦФА занимаются два профильных агентства — «АКРА» и «Эксперт РА». Каждое из них использует свою методологию. Они устанавливают рейтинги в виде буквенных оценок, которые показывают вероятность невыполнения эмитентом его финансовых обязательств или дефолта.

Перед размещением цифровых финансовых активов оценку компании-эмитента также проводят платформы-операторы, которые руководствуются своими критериями.

В результате риски инвесторов сводятся к минимуму. В их распоряжении — удобный инструмент, который гарантирует доходность, превышающую банковские депозиты и вложения в облигации.

Новые горизонты ЦФА

В перспективе цифровые финансовые активы могут предоставить широкие возможности компаниям, которые работают с зарубежными партнерами. Известно, что сегодня проблемы с трансграничными расчетами — одна из главных болей российского бизнеса. Из-за угрозы попасть под вторичные санкции США, банки многих стран, в том числе дружественных, считают работу с российскими контрагентами высокорискованной.

В марте текущего года президент Владимир Путин подписал закон № 45-ФЗ, позволяющий проводить международные расчеты с использованием ЦФА. Документ разрешает осуществлять их в рамках торговли между странами, продажи объектов интеллектуальной собственности, выполнения работ и оказания услуг.

Однако для того чтобы этот механизм функционировал, необходимо преодолеть ряд сложностей. Для осуществления трансграничных расчетов оба контрагента должны быть зарегистрированы на российских платформах-операторах ИС. Зарубежным компаниям необходимо выпустить свои ЦФА в соответствии с российским законодательством.

Поэтому новая возможность будет реализована лишь со временем. Вероятно, появится международный аналог оператора обмена или российские операторы информационных систем проведут интеграцию с зарубежными.

В перспективе на основе ЦФА может быть создана международная платежная система BRICS PAY. Она позволит России осуществлять платежи с дружественными странами.

Однако уже сегодня цифровые финансовые активы — голубой океан для российского бизнеса. Наибольшую выгоду получат те компании, которые первыми начнут использовать этот финансовый инструмент. Пора осваивать пространство новых возможностей.

Кредит на открытие и развитие бизнеса

Предложение от Т-Банка

Кредит на открытие и развитие бизнеса

  • Для пополнения оборотных средств или инвестиций
  • Предварительное решение без открытия расчетного счета
  • Все онлайн, не нужно ездить в банк
Узнать сумму

АО «ТБанк», лицензия №2673

Борис Богоутдинов
Борис Богоутдинов

Планируете ли вы выпустить ЦФА? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации