Павел Дуров скопировал Вконтакте с Фейсбука — запрещенной ныне соцсети. Сейчас ей пользуются 50 миллионов активных пользователей. За первый квартал 2022 года она выручила 30 миллиардов рублей. Успех Вконтакте вряд ли получится повторить, но вполне возможно, что вы сможете успешно адаптировать под Россию другие зарубежные сервисы.
В статье собрали свободные ниши для бизнеса, который можно открыть в России.
Какие зарубежные сервисы можно скопировать
Мы посмотрели американский Google Play и нашли много приложений. В этой статье расскажем о пяти, которые нас заинтересовали:
- сервис самотерапии Sensera;
- сервис обслуживания жилья Super;
- сервис мытья автомобилей Washé;
- сервис, который показывает происшествия в округе, — Citizen;
- сервис подбора растений The Sill.
Разберем их подробно: как работают, на чем зарабатывают и какие есть перспективы в России.
Это все надо проверять
Мы собрали приложения, которых не нашли в российском ИТ-сегменте. Но есть вероятность, что на самом деле в России уже есть аналоги: кто-то прямо сейчас их разрабатывает, а мы этих ребят не знаем; или уже разработал, а мы не заметили. Только вы сможете узнать, как на самом деле.
Еще мы попробовали по двум-трем исследованиям оценить перспективы подобных сервисов в России. Скорее всего, этого недостаточно для реальной картины. Как на самом деле — можно узнать при более глубоком исследовании, которое мы не можем провести в рамках статьи.
Подборка статей для бизнес-исследования:
А еще вовсе не обязательно копировать сервисы точь-в-точь. Возможно, какие-то идеи натолкнут вас на создание приложения, отдаленно похожего на оригинал, но более востребованного для России.
Сервис самотерапии
В США и Великобритании пользуются Sensera. Это приложение с курсами и упражнениями по психотерапии для тех, кто хочет заниматься без врача. Оно помогает решить ментальные проблемы: избавиться от тревоги, справиться со стрессом или разобраться с выгоранием.
Как работает. Человек выбирает, какие у него проблемы: тревога, проблемы со сном, расставание. Приложение подбирает под них курсы с аудиолекциями, тестами и упражнениями. Каждый блок курса сделан так, чтобы на него можно было потратить 10 минут в день.
Материал курсов основан на когнитивно-поведенческой терапии — КПТ. Пользователь записывает, что его беспокоит в жизни, а приложение с помощью упражнений помогает найти убеждения, которые мешают жить счастливо. В итоге человек их замечает у себя и может заменить на другие.
Когнитивно-поведенческой терапией можно заниматься без наблюдения психотерапевта. Она хорошо помогает справиться с тревогой и депрессией — самыми распространенными расстройствами. Это доказано разными научными исследованиями.
На чем зарабатывает бизнес. На подписке. Есть три варианта: месячная, годовая или вечная. В одну подписку входят все курсы, которые есть на платформе. Основатели говорят, что подписку рассматривают те, кому ходить к терапевту дорого, у кого был неприятный опыт с терапевтом, или те, кто не готов делиться переживаниями с незнакомым человеком.
Перспективы в России. Приложение Sensera можно скачать в России, но интерфейс доступен только на английском языке. Основатель Sensera сказал в марте 2022 года, что пока не будет выходить в Россию:
«В России сложнее привлекать инвестиции и развивать проект. Еще пару лет назад никто не знал, что можно пойти к психотерапевту, и это нормально. Здесь еще не сформирована культура самообразования — особенно в психотерапии. Как только она начнет набирать обороты, тогда придет и Sensera».
Кирилл Струк
Основатель Sensera. Источник
К психотерапии в России действительно относятся скептически. Это видно по тому, сколько человек ходят к психотерапевтам. Посмотрите на соцопросы за последние 16 лет.
При этом с началом пандемии и спецоперации спрос на психологов вырос. Об этом говорится как минимум в трех исследованиях:
- За последние два года в городах-миллионниках на 36% увеличилось число компаний, которые оказывают психологические услуги, — 2ГИС и YouTalk.
- Весной 2022 года спрос на услуги психологов вырос на 81% — Авито.
- За 2021 год спрос на услуги семейного психотерапевта вырос на 133% — Profi.ru.
- За 2022 год потребность в психологах выросла почти на 63% — Forbes.
Что все это значит: можно попробовать скопировать Sensera, приложение будет пользоваться спросом, но не таким высоким, как в США и Великобритании.
Подпишитесь на рассылки
Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.
Раз в неделю
Как вести бизнес в России
Самые важные бизнес-новости, разборы законов и пошаговые инструкции для развития вашего дела
Раз в две недели
Мероприятия для бизнеса
Анонсы вебинаров, конференций и других событий для предпринимателей
Раз в две недели
Как зарабатывать на маркетплейсах
Новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Раз в две недели
Рассылка для бухгалтеров
Новости и советы, которые помогут упростить работу и больше зарабатывать
Сервис обслуживания жилья
В США пользуются Super. Это подписка на ремонт дома, которая работает через приложение. Ей пользуются, чтобы тратить меньше времени, денег и нервов на самостоятельный ремонт или поиск и контроль мастеров.
Как работает. Как в страховой компании: вы выбираете, что будете страховать, а вам это чинят, если оно сломается. Представьте, что у вас есть дом с кондиционером, холодильником, телевизором, водонагревателем и микроволновкой. Вы подключаете подписку, которая позволяет застраховать эту технику. Если спустя 15 дней после подключения подписки что-то из этого сломается, вы можете вызвать мастера через приложение. Через час он приедет и все починит. Деньги у вас не спишутся — вы уже заплатили, когда подключали подписку.
На чем зарабатывает. На ежемесячных и годовых подписках. Цена подписки зависит от региона, площади дома, списка услуг и от того, кто покупает подписку: владелец недвижимости, покупатель или риелтор. Приведем несколько примеров, как тот или иной фактор влияет на стоимость.
В Вашингтоне есть три варианта подписок: базовая, средняя и люксовая. Чем проще подписка, тем она меньше стоит и меньше включает в себя предметов, которые будут чинить мастера. Например, починка водонагревателя не входит в базовую подписку, но входит в среднюю и люксовую.
Если вы только покупаете дом или квартиру в Вашингтоне, вам дают скидку на подключение к сервису. Если вы уже давно владеете домом, скидку не дают. А вот риелторам стоимость нужно уточнять по телефону — скорее всего, она выше всего.
У каждого предмета или системы есть лимит на починку. Например, в средней подписке — лимит 3000 $ на стиральную машинку. Если человек выйдет за пределы лимита, ему нужно будет доплачивать. Если нужен лимит побольше, можно расширить подписку — тоже за доплату.
Каждая подписка делится на два раздела:
- Список предметов и систем, которые можно застраховать: телевизор, компьютер, микроволновка.
- Дополнительные товары и услуги, за которые нужно платить отдельно: например, за новый насос для бассейна или холодильник.
Перспективы в России. Super недоступен в России и в некоторых городах США. Вряд ли в ближайшие годы он появится в России. Можно скопировать приложение, но, скорее всего, спроса на него будет не так много, как в Америке. Сейчас объясним.
Американский рынок бытовых услуг намного больше российского. Под бытовыми услугами имеется в виду ремонт ноутбуков, канализации, благоустройство двора на даче. В 2020 году американский рынок оценивали в 506 миллиардов долларов. А в 2021 году российский рынок оценивали в 40,9 миллиарда долларов.
Сервис мытья автомобилей
В США пользуются Washé. Это приложение, через которое можно заказать мойку автомобиля где угодно. Им пользуются, чтобы сэкономить время и деньги на дорогу до автомойки или когда нужно быстро помыть машину.
Как работает. Все, как в Яндекс Такси, только услуга другая:
- Автомобилист устанавливает свое местоположение.
- Выбирает из четырех тарифов: самый дешевый стоит 30 $, а самый дорогой — 120 $.
- Кликает на «Помой меня сейчас».
- Кто-то из ближайших автомойщиков соглашается и приезжает к автомобилисту.
Пока мойщик приводит автомобиль в порядок, можно оставить ему чаевые или написать отзыв. Когда все готово, мойщик показывает чистый автомобиль лично или отправляет фотографии. Если автомобилисту все нравится, он расплачивается картой или наличкой.
Среди мойщиков есть самозанятые и сотрудники местных автомоек. Самозанятых компания снабжает нужным оборудованием: средствами для мытья, пылесосами, синими фургонами с названием приложения. Мойщики покупают оборудование или берут его в аренду, если у них нет своего. А сотрудники американских моек приходят со своим оборудованием. Владельцы моек заключают договор с представителями приложения и используют его, чтобы привлекать клиентов.
На чем зарабатывает. Есть два источника дохода:
- Комиссия от сделок мойщиков с автомобилистами: от 20 до 30%.
- Выплаты от разных компаний за использование платформы: от службы парковки автомобилей, отелей и туроператоров — всех, кто тоже моет машины и хочет контролировать процесс.
Перспективы в России. Washé не работает в России. Его можно скопировать, но, как и с другими сервисами, можно предсказать, что в России у приложения будет меньше пользователей — в США люди чаще перемещаются на автомобилях.
Например, в 2014 году на 1000 американцев приходилось 797 автомобилей, а на 1000 россиян — 293. За шесть лет в России машин не сильно прибавилось: в 2020 году на 1000 человек приходилась 321 машина.
Рынок автомоек в США тоже сильно больше, чем в России. В 2017 году рынок США достиг оборота в 10 миллиардов долларов. В 2018 году рынок России оценивали в 3 миллиарда долларов. А всемирный — в 25 миллиардов долларов.
Это не значит, что идея приложения для мойки машин никому не зайдет. Можно ее доработать под российскую реальность: например, расширить пакет услуг под потребности нашей аудитории. Спросите у потенциальных клиентов — они расскажут, что им нужно.
Сервис, который показывает происшествия в округе
В США пользуются Citizen. Это приложение помогает чувствовать себя в безопасности. Оно отправляет уведомление о происшествии или неблагополучном районе, когда пользователь подходит к нему слишком близко: например, сообщает о перестрелке, пожаре или предупреждает, что на близлежащей улице часто пропадают люди.
Как работает. Информация о происшествиях поступает от операторов и пользователей.
Операторы подключаются к радиочастоте, по которой общаются полицейские через рацию. Когда что-то случается, оператор заносит на карту информацию о происшествии: что случилось, как выглядел преступник, на какой это было улице и так далее.
Если пользователь стал очевидцем, он тоже может занести на карту информацию и еще снять видео. Операторы проверят, действительно ли что-то случилось: посмотрят видео и спросят у полиции. Если факт происшествия подтвердится, оно появится в приложении.
На чем зарабатывает. Citizen продает премиальную месячную подписку Protect за 19 $. За эту сумму пользователь получает ассистента по безопасности. Приведем примеры, как им пользуются.
Девушка на свидании чувствует, что хочет уйти, а парень ей не дает. Звонить 911 — опасно, потому что он услышит. В этой ситуации можно написать в чат ассистенту по безопасности, чтобы он вызвал полицию. Достоинство в том, что ассистент на связи 24/7.
Человек оказался ночью в районе, где чаще всего бывают грабежи и нападения. Он может заранее подключиться к ассистенту, чтобы тот слушал пользователя и в случае чего мог сразу связаться с полицией. Другой вариант — включить «Защищенный режим». Он позволяет подключиться к ассистенту с помощью встряхивания телефона или громких звуков: выстрелов, криков, взрывов.
Перспективы в России. Citizen недоступен в России и работает только в США. Там это актуальнее, потому что в Америке уровень преступности сильно выше, чем в России. На это указывают и государственные, и независимые источники.
Сначала сравним государственные источники, показатель — сколько преступлений было в 2020 году на миллион человек. Даже учитывая вероятность, что в России реже сообщают о преступлениях, в США их гораздо больше.
Теперь посмотрим независимые источники. В Сербии существует база данных о качестве жизни во всем мире — Numbeo. Есть там и рейтинг преступности. Он формируется на основе отзывов жителей разных стран и туристов. Подсчет ведется с помощью алгоритма.
В рейтинге Numbeo за 2022 год Россия занимает 94‑е место по уровню преступности, а США — 56‑е место. Получается, по независимым данным, в России также безопаснее, чем в США.
Что все это значит: скорее всего, в России будет не такой большой спрос на аналог приложения Citizen, как в США. По крайней мере, на это указывают данные, которые мы собрали. Чтобы охватить больше людей, можно адаптировать идею приложения под потребности россиян — например, посмотреть, по какому принципу люди создают групповые чаты и что в них обсуждают.
Сервис по подбору растений
В США пользуются The Sill. Это сервис, который помогает подобрать комнатные растения под свои потребности и научиться за ними ухаживать. Он помогает сэкономить время на поиске нужных растений: например, безвредных для котов или приспособленных к слабому освещению.
Как работает. Есть два варианта подбора растений:
- Пройти тест и получить подборку растений под его результаты. В тесте спрашивают, что вы хотите получить от покупки растения, насколько вы умело обращаетесь с цветами и так далее.
- Включить нужные фильтры на сайте и самому найти то, что нужно. Фильтры разные: можно подобрать безопасные для животных, очищающие воздух или те, за которыми легко ухаживать.
Обучение по уходу можно пройти с помощью текстовых курсов, глоссария или уроков на ютуб-канале, которые выпускает команда сервиса.
На чем зарабатывает. The Sill работает как интернет-магазин: продает и доставляет растения и сопутствующие товары. Сервис подбора и обучающие материалы им нужны, чтобы клиентам было проще подобрать растения и ухаживать за ними. Это позволяет снизить порог входа и повысить спрос на растения, горшки и аксессуары.
The Sill стали снижать порог входа в мир комнатных растений не просто так. Судя по опросу информагентства SWNS, люди не покупают растения, когда не знают, как за ними ухаживать, и боятся их убить. А когда их все-таки берут, становится понятно, что это не так просто, как они рассчитывали.
Перспективы в России. The Sill работает только в США. В России сервис доступен на английском, но купить там растения нельзя. Можно скопировать сервис и подключить к нему цветочные магазины, как к маркетплейсу. Сейчас для этого подходящее время, на это косвенно указывают такие данные:
- Агентство по исследованию рынков BusinesStat подсчитало, что продажи садовых и комнатных растений с 2016 по 2020 год выросли на 50% — источник.
- В Яндексе все чаще вбивают «купить растения»: в 2021 максимальное значение — 222 тысячи, а в 2022 — 279 тысяч.
Как вы считаете, какие из этих идей могут сработать в России? Почему?