По статистике ЦБ, больше 70% покупателей расплачиваются безналичным способом с помощью банковских карт или гаджетов с бесконтактной оплатой. В 2019 году Центробанк ввел Систему быстрых платежей для переводов между людьми, а сейчас она добралась и до бизнеса. Разбираемся, что такое СБП, зачем она бизнесу и почему она может конкурировать с эквайрингом.
Что такое СБП
СБП — Система быстрых платежей. Это сервис Банка России для моментальных платежей между людьми по номеру телефона. Если вы переводили деньги человеку в другой банк по номеру телефона и с вас не взяли комиссию, скорее всего, это был перевод через СБП. Еще СБП используют для оплаты товаров и услуг в розничных магазинах с помощью QR-кода.
С помощью СБП можно переводить деньги напрямую с банковского счета в одном банке на счет в другом банке, главное — чтобы банк отправителя и получателя платежа были подключены к этой системе. Перевод происходит моментально в любое время, даже в выходные и праздники.
Как работает оплата по QR-коду
Для клиента оплата по QR-коду проходит очень быстро, ему нужен только смартфон и приложение банка, подключенного к СБП:
- Клиент сканирует QR-код телефоном. На старых телефонах QR-код нужно сканировать из приложения банка.
- Попадает в приложение банка для перевода денег.
- Нажимает «Оплатить».
- Деньги уходят на расчетный счет магазина.
Для бизнеса это работает так: заключаете договор с банком, банк предоставляет QR-код, по которому можно переводить деньги.
Динамический QR-код. Это уникальный код, который создают под конкретную покупку каждого клиента: он генерируется после внесения заказа и в нем уже указаны сумма и наименование товара. Клиенту достаточно отсканировать QR-код и сразу оплатить товар. Такой QR-код можно показать клиенту на экране кассы, компьютера или смартфона либо напечатанным на бумажном чеке.
Постоянный QR-код. Такой QR-код можно сгенерировать один раз, распечатать и повесить в магазине. Когда клиент захочет оплатить покупку через СБП, он отсканирует QR-код и сам введет сумму товара, который хочет оплатить. Это самый простой и быстрый способ принимать оплату через СБП: не нужно отдельно настраивать кассу или программу учета на вывод и формирование QR-кода.В этом случае кассиру надо отдельно пробить фискальный чек на онлайн-кассе, указать там безналичный способ оплаты и отдать его клиенту.
Кому подойдет оплата по QR-коду
Оплата по QR-коду подходит большинству бизнесов, которые работают с клиентами в офлайне. Это новый способ оплаты и для клиентов, и для бизнеса, поэтому к нему еще не все привыкли. Но на практике это проще подключить, чем полноценный торговый эквайринг.
Для клиента это тоже удобно: для оплаты нужен только смартфон, подключенный к интернету, при этом не обязательно, чтобы телефон поддерживал бесконтактную оплату.
Вот несколько ситуаций, когда оплата по QR-коду может быть удобна бизнесу.
Кафе, бары и рестораны. В таких заведениях обычно стоят 1—2 терминала для приема карт, при этом бывают ситуации, когда сразу много людей хотят оплатить свой заказ и им приходится ждать, пока освободится терминал для оплаты картой.
С помощью QR-кодов можно сократить время ожидания в очереди. На пречеке вместе с подсчитанным заказом можно распечатать уникальный QR-код, тогда клиент просто отсканирует его и быстро оплатит заказ в приложении: не надо ждать, пока терминал обработает платеж и выпустит чек.
Маленькие магазины, мастерские по бытовому ремонту и другой микробизнес. Устанавливать торговый эквайринг может быть дорого для небольшого бизнеса: комиссия в 2—4 раза больше, чем в СБП. К тому же многие банки берут минимальную плату около 2000 ₽ в месяц.
Простым решением для приема безналичной оплаты кажется перевод на карту, но это незаконно: предприниматель не может принимать оплату на личный счет. СБП позволяет сделать прием оплаты без терминала законным: можно повесить наклейку с QR-кодом на оплату и принимать деньги переводом сразу на расчетный счет.
Что выгоднее: оплата по QR-коду или эквайринг
Эквайринг — привычный и понятный способ оплаты, а оплата по QR-коду через СБП только начинает появляться на рынке, но постепенно начинает конкурировать с терминалами.
Сейчас принимать оплату через терминал эквайринга дороже, чем по QR-коду.
С точки зрения сервиса для бизнеса лучше подключить и эквайринг, и оплату по QR-коду. Так у вас будет максимальный охват клиентов: те, у кого есть телефон с интернетом, смогут оплатить по QR-коду, а те, кто пришел с обычной картой или хочет оплатить кредиткой, — через терминал.
Подключить оплату по QR-коду
Оставить заявку. Чтобы подключить оплату по QR-коду, нужно обратиться в свой банк, специалисты банка все настроят и подключат.
Например, в Т-Банк, если вы хотите повесить QR-код в офлайн-магазине, проще всего будет создать магазин с оплатой по ссылке. Процесс подключения обычно занимает два рабочих дня.
Для подключения нужно оставить заявку на интернет-эквайринг и заполнить две небольшие анкеты — на компанию и магазин. В анкете на компанию нужно указать основные сведения о бизнесе и реквизиты счета, на который будут поступать платежи.
В анкете на магазин укажите название магазина, фактический адрес, сферу деятельности и сайт. Если сайта нет, подойдет страница в сервисе доставки или в соцсетях. Главное, чтобы там были указаны товары, их стоимость, правила возврата, реквизиты и контакты магазина.
Банк рассмотрит заявку в течение одного рабочего дня, и уже через день вы сможете распечатать статический QR-код или сформировать уникальный под конкретную покупку в приложении или в личном кабинете Т-Банк Бизнеса.
Настройка через магазин нужна, чтобы банк смог присылать вам реестры платежей за весь день, а вы могли отследить, за что и когда вам поступил тот или иной платеж. Иначе платежи просто приходили на счет и было бы сложно разобраться, откуда пришли деньги.
Сформировать QR-код. Есть два варианта: статический и динамический QR-код. Использовать статическую наклейку проще, ее можно распечатать или показать прямо на экране смартфона. Клиент сканирует код, сам вводит нужную сумму и оплачивает покупку. В этом случае вы можете не интегрировать эту систему со своей онлайн-кассой, а просто отдельно выбивать на ней фискальный чек на безналичную оплату и отдавать его клиенту.
Для динамического кода требуется интеграция с кассовыми программами — в этом случае на чеке или экране формируется уникальный QR-код с суммой покупки.
Это не так сложно, как кажется: настройку и интеграцию кассы с СБП берет на себя банк. Специалисты помогут настроить кассовую программу так, чтобы она сама выдавала нужный QR-код. Интеграцией занимаются банки и разработчики касс. Например, в Т-Банк уникальный QR-код поддерживают кассы «Контур», r_keeper, «Кристалл» и iiko. Еще простое подключение к кассе «1С:Розница».
Показать покупателю. Готовый QR-код нужно показать покупателю. Он отсканирует его, автоматически попадет в приложение банка и оплатит покупку через Систему быстрых платежей.
Расскажите, какие способы оплаты используете?