Lamoda — маркетплейс одежды и обуви, который работает в России и некоторых странах СНГ, например в Казахстане и Беларуси. По данным Lamoda, на площадке торгуют более 5000 брендов, количество покупателей — 13 млн человек, а в день заходят более 2 млн посетителей.
За 2023 год оборот площадки вырос на 30% по сравнению с 2022 годом — до 132,5 млрд рублей. По сравнению с крупными маркетплейсами, например Ozon или Wildberries, Lamoda растет не так быстро — это связано с тем, что политика площадки отличается от других маркетплейсов и выйти сюда сможет не каждый.
Мы поговорили с предпринимателями, которые торгуют одеждой на Lamoda, и узнали, что ждет продавца на старте, как устроена логистика площадки и кто может продавать здесь товары.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Преимущества Lamoda
Lamoda — не типичный маркетплейс, как Wildberries или Ozon. Например, комиссии здесь намного выше, чем на других площадках, а продавать можно только определенные категории товаров. Самые распространенные — женская, мужская и детская одежда и обувь, аксессуары, косметика.
Вот какие преимущества есть у маркетплейса.
Можно продавать вещи по полной стоимости. Lamoda не заставляет продавцов демпинговать или держать цены на том же уровне, что и на других маркетплейсах. Бренд на Lamoda может поставить на вещь такую же стоимость, как и в своем интернет-магазине.
Нет принудительных акций. Продавца не заставляют участвовать в акциях и распродажах — это можно делать по желанию. Если бренд откажется от участия, штрафных санкций не будет, а карточка не упадет в выдаче, как, например, на Wildberries.
Маркетплейс положительно влияет на имя бренда. Lamoda — площадка, с которой сотрудничают популярные и крупные бренды. Такое соседство помогает небольшим магазинам повышать имидж в глазах покупателей. Маркетплейс тщательно следит за качеством товаров и доставкой. Например, клиент никогда не получит посылку в разорванной упаковке или вещь не того размера.
Lamoda берет на себя всю операционную работу. При этом неважно, по какой схеме продаж торгует бренд. Площадка решает вопросы с хранением, обработкой заказов, доставкой, возвратами. Все, что нужно сделать продавцу, — вовремя отправить товары на склад Lamoda.
Недостатки Lamoda
Но в работе с площадкой есть сложности.
Высокие комиссии. Они могут быть от 30 до 70% — точный размер партнер узнает при заключении договора. Комиссия зависит от многих факторов, например популярности бренда, стоимости, по которой продают вещи. Чем выше и статуснее бренд, тем ниже будет комиссия. Поэтому на площадку лучше выходить с товарами, у которых маржинальность высокая или выше среднего.
Если продавец хочет воспользоваться дополнительными услугами маркетплейса, увеличивается и общая сумма комиссии. К таким услугам относятся профессиональные фотосъемки товара, доставка продукции от склада поставщика до склада Lamoda, маркировка и упаковка товара по стандартам компании, рекламное продвижение.
Один склад на всю страну. У Lamoda маленькие складские мощности, из-за чего площадка не может вовремя принять товары у продавцов. Чтобы отгрузить продукцию, нужно заранее подавать заявку. При этом свободное окно может быть далеко — приходится ждать месяц или даже больше.
Несмотря на существенные минусы, эксперты все же советуют попробовать сотрудничество с Lamoda — при условии, что компания работает над продуктом, развивает бренд и планирует масштабироваться. Хотя не всегда может быть выгодно работать с площадкой.
По мнению продавцов, Lamoda все же отстает по развитию от других крупных площадок. Эксперты говорят, что пока Ozon и Wildberries растут почти на 100% от года к году, Lamoda растет только на 20—30%.
Какие есть требования к поставщикам на Lamoda
Площадка сотрудничает с крупными сетевыми брендами или небольшими производствами. Теоретически стать партнером площадки может любой бренд одежды и обуви, но начинающих предпринимателей с тремя джинсами в ассортименте сюда не пустят. Из-за этого на площадку сложно зайти — некоторым компаниям отказывают на этапе подачи заявки. Если поставщик все же получает приглашение, Lamoda досконально проверяет компанию — благодаря этому на площадке нет подделок или фейков.
Вот основные условия Lamoda для продавцов:
- компания или ИП должна быть на рынке не менее одного года. То есть нельзя вчера зарегистрировать бизнес, а завтра выйти на Lamoda — площадка не пропустит такой бренд;
- в ассортименте должно быть не менее 50 артикулов на одну единицу товара для категорий «Одежда», «Обувь», «Ювелирные украшения», «Книги», 40 артикулов для аксессуаров и товаров для дома, 20 — для спортивных товаров и косметики;
- этикетки нужно оформлять в соответствии с законодательством РФ. Например, на них должен быть штрихкод EAN для каждого артикула, а также его наименование;
- от продавца требуются документы — сертификаты соответствия, документы о регистрации бренда или справка о том, что регистрация в процессе.
Подробнее про документы для маркетплейсов и о том, как их получить, рассказываем в наших статьях:
После проверки продавца Lamoda дает согласие на сотрудничество или отказ. Проверить могут не только документы, этикетки и артикулы, но и актуальность ассортимента. Например, вещи, которые были популярны в 2010 году, не пропустят на площадку.
Как устроена логистика на Lamoda
Площадка предлагает брендам три варианта сотрудничества:
- Маркетплейс Lamoda.
- Фулфилмент и доставка.
- Единый сток.
Разбираемся, как работает каждая модель.
Маркетплейс Lamoda. Площадка берет на себя все процессы: хранит и собирает товары на складе, фотографирует позиции для каталога, обрабатывает заказы, доставляет покупки в пункты выдачи или домой к покупателю, оформляет возвраты.
Чтобы работать по такой схеме, продавцу нужно соблюдать правила:
- у товара должно быть 50 и более артикулов;
- этикетки нужно оформить в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- есть возможность обмениваться документами через электронный документооборот.
В этой модели сотрудничества комиссия может доходить до 70% от стоимости товара, так как площадка занимается всем циклом продаж. В эту комиссию также включены маркетинговые расходы — реклама и продвижение бренда в рассылках и упоминания в социальных сетях.
Фулфилмент и доставка. В этой схеме продавец торгует не на Lamoda, а в своем интернет-магазине или на других маркетплейсах, например на Ozon, Яндекс Маркете или Wildberries. Lamoda выступает посредником между продавцом и его каналами сбыта: берет на себя хранение, сборку и доставку товаров.
Если продавец хочет, он может заниматься хранением и сборкой заказов самостоятельно, а Lamoda передать только доставку.
Чтобы работать по модели «Фулфилмент и доставка», в интернет-магазине продавца должно проходить не менее 500 заказов в месяц.
Единый сток. В этой модели бренд может продавать товары одновременно через собственный интернет-магазин и маркетплейс Lamoda.
В комиссию по схеме «Единый сток» входит реклама и продвижение — рассылки по базе покупателей на e-mail, пуш-уведомления, посты в социальных сетях и возможность попасть в маркетинговые акции от Lamoda.
В этой схеме продаж есть обязательные требования к продавцу:
- не менее 100 заказов ежемесячно через личный интернет-магазин;
- у товара должно быть 50 и более артикулов.
Для удобства собрали информацию по моделям сотрудничества в таблицу.
Как стать продавцом на Lamoda
Чтобы выйти на площадку, нужно:
- Иметь бизнес, который зарегистрирован больше года.
- Выбрать модель сотрудничества.
- Оставить заявку на сайте и дождаться ее одобрения.
- Подготовить карточки товаров.
Зарегистрированный бизнес. Площадка работает только с компаниями и ИП, которые зарегистрированы больше года. Новичкам и самозанятым выйти на площадку не получится.
Определиться с моделью сотрудничества. Это нужно сделать до заполнения заявки. Выбрать схему продаж можно на сайте для поставщиков. Каждую модель мы подробно разобрали в предыдущем разделе статьи.
Оставить заявку на сайте. Когда продавец выбрал модель продаж, Lamoda предложит заполнить заявку — они будут разные в зависимости от схемы сотрудничества.
Например, если бренд планирует торговать по моделям «Маркетплейс Lamoda» или «Единый сток», в анкете нужно рассказать о компании, дать ссылки на сайт и социальные сети, загрузить прайс-лист с товарами и розничными ценами.
А если продавец выбирает «Фулфилмент и доставку», нужно дать ссылку на интернет-магазин, указать прогнозируемое количество заказов в месяц на год вперед, процент отказов при доставке и процент возвратов выкупленного товара.
После проверки заявки площадка даст ответ. Если Lamoda заинтересовалась брендом, продавец получит коммерческое предложение: его нужно принять, а после — подписать договор. Обычно на подписание договора уходит неделя. Но продавцы говорят, что может затянуться и на месяц.
Подготовить карточки товаров. После подписания договора о сотрудничестве поставщикам направляют подробную инструкцию, как создавать фотоконтент и правильно заполнять описания к товарам.
Каталог товаров на Lamoda сделан в едином стиле — светлый однотонный фон, товары только на моделях и детальное изображение вещей. Поэтому площадка предъявляет строгие требования к контенту:
- нельзя добавлять на фотографии инфографику и другие посторонние надписи или элементы, нельзя загрузить видео;
- в карточке товара должно быть минимум четыре фотографии. Одна из них — крупным планом, чтобы показать материал или текстуру;
- для каждого снимка есть технические характеристики. Например, размер 762 × 1000 пикселей, формат JPEG, а разрешение от 72 до 300 точек на дюйм;
- в описании товара нужно указать все размеры одежды, состав ткани, цвет, страну происхождения и параметры модели — рост, обхват талии, бедер, груди;
- каждый бренд должен загрузить индивидуальную размерную таблицу.
Фотографировать вещи для карточек товаров продавец может самостоятельно, а может заказать фотосессию у Lamoda. Для поставщика эта услуга платная — стоимость зависит от категории. Например, съемка женской одежды стоит 800 ₽ за одну вещь, а съемка обуви — 495 ₽ за одну пару. В стоимость входит съемка, услуги стилиста и визажиста, поиск модели, обработка фотографии.
«У Lamoda более строгие требования к контенту, чем на других площадках. Если продавца приняли на площадку, а его контент не до конца подходит под требования, Lamoda делает фотографии товаров сама.
Мы попробовали так работать, но есть большой нюанс. Фотосессия Lamoda больше похожа на конвейер: там нет фотографа, просто стоит фотоаппарат на штативе, модель крутится, а оператор нажимает на кнопки. Когда наши товары загружали с их фотографиями, мы понимали, что это урежет продажи, и сделали отдельную фотосессию для продаж на Lamoda».
Алексей Устин
CEO Mollis
Чек-лист «Как создать продающее описание товара для маркетплейса»
Сделали чек-лист, который можно скачать и распечатать. Принцип чек-листа простой: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали перед созданием карточек товара на маркетплейсах.
Как бренду платно и бесплатно продвигаться на площадке
На площадке продавцы могут по желанию продвигать свои товары и участвовать в акциях. Есть бесплатные и платные инструменты.
К бесплатным относятся:
- Участие в акциях.
- Работа со встроенной аналитикой в личном кабинете.
Платные инструменты продвижения самостоятельно настроить нельзя. Заявки на маркетинговые услуги нужно присылать на почту. Lamoda рассматривает их в индивидуальном порядке, разрабатывает стратегию для продвижения бренда, рассчитывает рекламный бюджет и подбирает даты для трансляции рекламы.
Для платного продвижения площадка предлагает единый пакет «Дополнительные маркетинговые услуги». Минимальный рекламный бюджет для продвижения бренда на площадке — 300 000 ₽. В этот пакет входят следующие инструменты:
- Рассылки.
- Продвижение в соцсетях и журнале Lamoda.
- Баннерная реклама.
- Реклама карточки товара в рекомендациях.
- Бренд-зона.
- Реклама товаров на странице с категориями.
- Офлайн-реклама.
Разберем каждый инструмент подробно.
Участие в акциях. Чтобы увеличить количество продаж, продавец может устанавливать скидки на товары. Так больше шансов, что покупатели заметят их в общем каталоге. Например, пользователи могут искать продукцию по фильтру «Со скидкой». Кроме того, если поставщик устанавливает скидку, товар попадает в специальные разделы сайта — «Акция» и «Распродажа».
Lamoda устанавливает ограничения для скидки на товар — она должна быть от 5 до 80% с шагом в 5%. Например, 25%, 30% или 75%. Применить скидку только к одной конкретной вещи нельзя — она автоматически распространяется на весь артикул и размерный ряд товара.
Участие в акциях — условно бесплатный инструмент продвижения. Lamoda не берет за услугу дополнительную комиссию с продавца.
Работа с аналитикой в личном кабинете. Один раз в неделю специалисты Lamoda готовят аналитический отчет для каждого бренда. В нем есть информация о количестве поставок, общий объем продаж в штуках и рублях, оборот и так далее.
С помощью еженедельного отчета продавец может отследить сильные и слабые товары по количествам продаж, увидеть, какие категории пользуются большим спросом прямо сейчас и поставить на склад новую партию продукции.
На Lamoda продавец не сможет продвигаться с помощью качественного контента. Все карточки товара здесь похожи между собой, поэтому ни бренд, ни площадка не влияют на расположение товара в поисковой выдаче. Но есть несколько факторов, от которых зависит позиция товара в каталоге:
- сколько раз пользователи кликнули на товар;
- сколько раз товар положили в корзину;
- общая сумма заказов и выкупов;
- доступность цветов и размеров.
Чем выше эти показатели, тем выше карточка товара в каталоге.
Рассылки. Они могут быть трех видов:
- Ежедневные. Их получают все покупатели, которые подписались на новости площадки.
- Таргетированные монобрендовые. Настраиваются на конкретную целевую аудиторию. Например, покупатели, у которых средний чек выше 15 000 ₽, или только покупатели из Воронежа.
- Тематические. Рассылаются в честь праздника или события, например начала распродажи.
Общая база рассылки Lamoda — 2,6 млн человек.
Продвижение в соцсетях и журнале Lamoda. Площадка упоминает бренд в постах, историях или статьях, например в официальной группе маркетплейса во Вконтакте. У Lamoda также есть база блогеров, которые размещают в соцсетях рекламу бренда. Общее количество подписчиков площадки в разных каналах — более миллиона человек.
Баннерная реклама. Это изображение с краткой подписью или названием бренда. Когда пользователь кликает на него, он попадает на каталог бренда.
Реклама карточки товара в рекомендациях. Нативные баннеры с карточками товаров, которые размещаются под описанием основной карточки в разделах «Похожие» и «С этим товаром покупают».
Бренд-зона. Это полноценная витрина магазина внутри маркетплейса. Она выглядит как страница сайта.
Офлайн-реклама. В нее входит размещение рекламных баннеров на мероприятиях, реклама на ТВ и радио, наружная реклама в торговых центрах или на улице. Стоимость такой рекламы — от 500 000 до 1 000 000 ₽. Поэтому подходит она крупным и популярным брендам с высоким рекламным бюджетом.
«На Lamoda магазин может запустить акции или баннеры, но это больше подходит для крупняков. Даже сама площадка больше заинтересована в рекламе популярного бренда. Мы никак не продвигаемся на Lamoda — подходящих для нашего масштаба инструментов нет.
Здесь нет такого маркетинга, как, например, на Ozon или Wildberries. В личном кабинете нельзя подключить рекламные инструменты. В этом маркетплейс отстает от других площадок».
Максим Димитров
Основатель марки одежды для независимых людей Cave
Продавец может рекламировать бренд и за пределами площадки. Например, можно запустить таргетированную рекламу на конкретную карточку товара или настроить контекстную рекламу в Яндексе. Подробно о внешнем продвижении мы рассказываем в наших статьях:
Узнать, насколько хорошо отработали рекламные инструменты, можно из аналитического отчета, который Lamoda присылает поставщикам каждую неделю.
Главное
- Lamoda — маркетплейс на территории России и СНГ, в котором представлено более полумиллиона товаров от 5000 мировых и локальных брендов.
- Площадка не похожа на типичный маркетплейс, как, например, Wildberries или Ozon. Так, Lamoda берет на себя всю операционную работу, разрешает брендам продавать вещи по полной стоимости и не участвовать в акциях. Но есть и минусы, например высокие комиссии и всего один склад на всю страну — из-за чего продавцы не могут вовремя поставлять товары.
- Стать продавцом площадки сможет не каждый — Lamoda тщательно проверяет каждого поставщика и предъявляет серьезные требования. Например, юрлицо или ИП должны быть на рынке не менее года, в ассортименте нужно иметь не менее 50 артикулов на одну единицу товара, продавец должен представить документы на бренд, сертификаты соответствия или отказное письмо.
- Чтобы стать поставщиком площадки, компании или ИП нужно заполнить заявку на сайте для поставщиков и отправить на рассмотрение. После проверки заявки Lamoda даст ответ — если бренд интересен маркетплейсу, с продавцом подпишут договор.
- Продавцы могут выбрать для торговли модель сотрудничества. Всего у Lamoda их три: «Маркетплейс Lamoda», «Фулфилмент и доставка», «Единый сток». Во всех трех схемах площадка может взять все процессы на себя.
- Бренд может бесплатно и платно продвигаться на площадке. Бесплатных инструментов всего два — участие в акциях и работа с аналитикой товаров. К платному продвижению относятся рассылки, баннеры, офлайн-реклама, бренд-зона. Но такие инструменты стоят дорого и больше подходят для популярных или крупных брендов, которые давно известны на рынке.
А складов уже три, а не один)