Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как применять искусственный интеллект в онлайн-обучении


Онлайн-образование — популярный тренд последних лет. 72% россиян, которые обучались чему-то в последние годы, делали это онлайн.

При этом организация онлайн-обучения не самая простая задача. Но благодаря современным технологиям часть рутинной и даже творческой работы можно поручить искусственному интеллекту. Процессы, которые раньше делали вручную, можно автоматизировать.

Разбираем, как усовершенствовать процесс онлайн-обучения при помощи нейросетей, чат-ботов и искусственного интеллекта.

Как искусственный интеллект помогает онлайн-школам

Вот как можно применять ИИ:

  • использовать при приеме новых сотрудников;
  • оптимизировать работу команды;
  • автоматизировать проверку домашних заданий;
  • повысить доходимость курсов;
  • повысить возвращаемость студентов.

Разбираем подробно каждую ситуацию.

Как использовать ИИ при приеме на работу лекторов

Чтобы обучение было качественным и эффективным, нужно нанимать опытных специалистов. Но найти кадровика, который сможет собеседовать лекторов по разным темам, очень сложно.

Проблема. Чтобы собеседовать лекторов, которые хорошо ориентируются в теме, HR-специалист тоже должен знать этот предмет. А это часто бывает проблемой. Например, у онлайн-школы в штате нет программиста, который мог бы проверить квалификацию лекторов по машинному обучению.

И чем шире профиль онлайн-школы, тем сложнее найти кадровика, который сможет проверять навыки всех потенциальных кандидатов.

Решение. Тестовое задание, вопросы и критерии оценивания кандидата можно составить при помощи чат-бота. Мы уже рассказывали, как опытные продакт-менеджеры используют ИИ при найме сотрудников.

Еще, например, можно отправить текстовую расшифровку собеседования чат-боту и попросить оценить компетенцию кандидата. ИИ подскажет, правильно ли человек отвечал на вопросы, знал суть или лил воду, отвечал четко или сомневался.

Пример вопросов для проверки квалификации лектора по программированию от чат-бота Google Gemini
Пример вопросов для проверки квалификации лектора по программированию от чат-бота Google Gemini

Чат-бот Google Gemini предлагает такие вопросы для проверки квалификации лектора по программированию

Чат-бот Google Gemini предлагает такие вопросы для проверки квалификации лектора по программированию
Примеры тестовых заданий и критериев оценки от ИИ
Примеры тестовых заданий и критериев оценки от ИИ

Варианты тестового задания и критерии оценки от искусственного интеллекта

Варианты тестового задания и критерии оценки от искусственного интеллекта

Как оптимизировать работу команды в онлайн-школе

Основная идея оптимизации — делегировать часть обязанностей сотрудников искусственному интеллекту.

Проблема. В онлайн-обучении сложно спрогнозировать нагрузку на преподавателей. В какие-то периоды задач мало, а в другие, наоборот, большая загруженность.

Другая проблема — персонализация. Чтобы студентам было интереснее, они не «‎списывали»‎ друг у друга и не искали решения в интернете, нужно делать индивидуальные задания для каждого студента. А это дополнительно усложняет процесс проверки и повышает нагрузку на сотрудников. Вместо найма новых людей можно воспользоваться ресурсами ИИ, это будет гораздо дешевле.

Решение. Нужно найти процессы, в которых ИИ может заменить человека, и начать их автоматизацию. Искусственный интеллект может помочь даже в сложном и на первый взгляд творческом процессе.

Например, преподаватель может составить несколько примеров для понимания материала, а чат-бот их размножит и сделает разнообразными: более легкими или, наоборот, сложными.

«В karpov.courses мы используем связку преподавателя с ИИ для создания контента. Искусственный интеллект помогает авторам делать более интересные и вариативные задания. У каждого студента будет уникальный пример, большинство из которых сгенерирует чат-бот по заданному лектором паттерну».

Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Еще пример — работа службы поддержки. Первое время придется собирать базу знаний и ответов на вопросы вручную, но в дальнейшем по этой базе может работать ИИ.

«В нашей школе ИИ анализирует все ответы службы поддержки. Из них составляется актуальная база знаний, ответ из которой может предложить студенту чат-бот. Сотрудника поддержки зовут только в сложной и нестандартной ситуации. Если таких случаев будет несколько, чат-бот научится работать и с ними».

Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Как автоматизировать проверку домашних заданий с помощью ИИ

Качественная и быстрая обратная связь повышает интерес студентов к курсам. И наоборот, когда задачи проверяются неделями, а преподаватель отвечает шаблонно — энтузиазм учеников падает.

Проблема. Ученики живут в разных часовых поясах и проходят курсы каждый в своем темпе. При этом каждому хочется получать быструю обратную связь, ответы на вопросы и проверку домашних заданий.

Решение. Если подключить к обучающей платформе ИИ, студент сможет задавать ему вопросы по домашнему заданию, отправлять на проверку отдельные части задачи и сразу же получать ответы.

Преподаватель, в свою очередь, выборочно проверяет работу ИИ, оценивает эффективность его ответов и вместе с разработчиками вносит поправки в работу платформы.

«Мы используем ChatGPT для проверки кода и вычислений. Например, ИИ показывает ученикам, где конкретно совершена ошибка, на каком этапе и из-за чего она возникла. Это помогает быстрее „починить“ исходный код.

Проверка заданий делится на ступени. Сначала ИИ просто показывает, есть ли ошибки в задании и сколько их. На следующем этапе чат-бот дает наводящие подсказки. Если после этого студент не может найти ошибку, ИИ подробно разбирает каждый случай, указывает важность ошибки и показывает, как правильно ее устранить.

Студент получает не только обратную связь в формате „правильно — неправильно“, но и подсказки, какие темы нужно дополнительно повторить, чтобы поправить свое решение».

Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Встроенный опрос о полезности подсказок от ИИ
Встроенный опрос о полезности подсказок от ИИ

Встроенный опрос помогает понять, были ли подсказки полезны или нужно их доработать

Встроенный опрос помогает понять, были ли подсказки полезны или нужно их доработать
Показатель важности при оценке ответов ИИ
Показатель важности при оценке ответов ИИ

Показатель важности помогает ученику расставить приоритеты, а теги — понять, в какой из пройденных тем можно найти подсказки

Показатель важности помогает ученику расставить приоритеты, а теги — понять, в какой из пройденных тем можно найти подсказки

Как повысить доходимость курсов

Студенты не только присылают домашние задания на проверку, но и задают вопросы по теме или по процессу обучения. Чем быстрее они получат ответ, тем меньше вероятность, что они забросят обучение. А это один из факторов, который влияет на доходимость курсов.

Проблема. Студенты пишут в чат самые разнообразные вопросы: по теме обучения, по образовательному процессу или по смежным темам. Содержать профильных сотрудников, которые могли бы отвечать 24/7, дорого, а раздел «Вопрос-ответ» на сайте почти никто не читает.

Решение. Чат-боты со встроенной базой ответов решают эту задачу. Они отвечают в любое время суток и дают пользователю точечный ответ на его запрос.

Это важно с педагогической точки зрения. Если выдать пользователю большую базу знаний, скорее всего, он в ней потеряется. А если направить на конкретную главу или раздел, повышается шанс, что он разберется.

«В прошлом году мы внедрили несколько ИИ в тестовом формате. В результате нам уже удалось значительно снизить нагрузку на команду сопровождения, а студенты получили круглосуточного ИИ-помощника.

Сейчас мы продолжаем внедрять ИИ-решения, чтобы студенты учились более эффективно, а компания оптимизировала расходы на поддержку и организацию учебного процесса. Мы используем большие языковые модели в связке с нашими доработками».

Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Пример кратких развернутых ответов от ИИ с порционной подачей информации
Пример кратких развернутых ответов от ИИ с порционной подачей информации

Обычно два-три распространенных способа решения проблемы помогают большинству пользователей. Объемная инструкция со всей информацией может напугать студентов, а когда советы выдаются порционно от простого к сложному, это вовлекает в процесс поиска решения

Обычно два-три распространенных способа решения проблемы помогают большинству пользователей. Объемная инструкция со всей информацией может напугать студентов, а когда советы выдаются порционно от простого к сложному, это вовлекает в процесс поиска решения

Как повысить возвращаемость студентов

В погоне за новыми пользователями многие забывают о том, что нужно продолжать взаимодействовать с теми студентами, которые уже проходили обучение. Чтобы ученики возвращались за новой покупкой и рекомендовали онлайн-школу друзьям, нужно постоянно анализировать обратную связь.

Проблема. Студенты проходят один курс и бросают обучение. Они или не видят полезность знаний или не умеют применять их на практике. Такие клиенты не будут покупать другие курсы и вряд ли будут рекомендовать кому-нибудь онлайн-школу. Организации сложно вручную отследить, почему так происходит, так как нужно обрабатывать большие массивы данных.

Решение. Нужно наладить сбор и аналитику статистики. Для начала это поможет создать профиль каждого студента и систему персональных рекомендаций. Например, студент долго проходит часть курса по программированию, где нужно искать ошибки в коде. Система замечает это и предлагает ему рекомендацию — мини-курс или вебинар по тестированию ПО.

Еще сбор статистики поможет определить слабые места в образовательном процессе и улучшить его. Например, если наблюдается большой отток студентов после какого-то сложного урока, возможно, стоит разложить его на несколько более простых, добавить поясняющий материал или попросить объяснить тему другого лектора.

Чтобы еще больше повысить ценность курсов для студентов, можно настроить чат-бот, который ищет небольшие проекты и подработки на биржах фриланса и предлагает их ученикам после окончания соответствующего раздела в обучении. Так студенты увидят, что полученные знания востребованы, и смогут сразу опробовать их на практике.

Данных со статистикой может быть настолько много, что бизнесу будет сложно обработать их и получить какие-то результаты. В таких ситуациях можно отдать аналитику на аутсорс. В статье про центры обработки данных мы рассказывали, как передавать статистику подрядчику и получать на выходе прогноз развития бизнеса с точностью выше 70%.

Главное

  1. ИИ может упростить работу онлайн-школы и снизить ее затраты.
  2. Чат-боты помогают проводить собеседование, предлагают вопросы для соискателей и оценивают их компетенцию.
  3. ИИ может генерировать разнообразные задания для студентов по шаблону преподавателя.
  4. При проверке домашних заданий чат-боты могут находить ошибки и постепенно подводить студентов к правильному решению.
  5. Чтобы студенты проходили курсы до конца, их нужно постоянно поддерживать и мотивировать. ИИ может отвечать пользователям в любое время, искать для них работу, а также собирать статистику для собственника бизнеса.
T-API: автоматизируйте процессы, чтобы сотрудники занимались важной работой, а не рутиной

Предложение от Т-Банка

T-API: автоматизируйте процессы, чтобы сотрудники занимались важной работой, а не рутиной

  • Получение выписок и баланса счетов по своей компании и клиентам Т-Банка
  • Выставление счетов в личном кабинете, информация об оплате в вашей CRM
  • Управляйте платежными поручениями прямо из своей CRM или бухгалтерии
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Артем Суровцев
Артем Суровцев

Поделитесь, какие удачные примеры использования ИИ в обучении вы встречали?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации