Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как применять искусственный интеллект в онлайн-обучении


С помощью ИИ можно автоматизировать рутину преподавателей и поддерживать интерес к курсам у слушателей


Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Онлайн-образование — популярный тренд последних лет. 72% россиян, которые обучались чему-то в последние годы, делали это онлайн.

При этом организация онлайн-обучения не самая простая задача. Но благодаря современным технологиям часть рутинной и даже творческой работы можно поручить искусственному интеллекту. Процессы, которые раньше делали вручную, можно автоматизировать.

Разбираем, как усовершенствовать процесс онлайн-обучения при помощи нейросетей, чат-ботов и искусственного интеллекта.

Как искусственный интеллект помогает онлайн-школам

Вот как можно применять ИИ:

  • использовать при приеме новых сотрудников;
  • оптимизировать работу команды;
  • автоматизировать проверку домашних заданий;
  • повысить доходимость курсов;
  • повысить возвращаемость студентов.

Разбираем подробно каждую ситуацию.

Как использовать ИИ при приеме на работу лекторов

Чтобы обучение было качественным и эффективным, нужно нанимать опытных специалистов. Но найти кадровика, который сможет собеседовать лекторов по разным темам, очень сложно.

Проблема. Чтобы собеседовать лекторов, которые хорошо ориентируются в теме, HR-специалист тоже должен знать этот предмет. А это часто бывает проблемой. Например, у онлайн-школы в штате нет программиста, который мог бы проверить квалификацию лекторов по машинному обучению.

И чем шире профиль онлайн-школы, тем сложнее найти кадровика, который сможет проверять навыки всех потенциальных кандидатов.

Решение. Тестовое задание, вопросы и критерии оценивания кандидата можно составить при помощи чат-бота. Мы уже рассказывали, как опытные продакт-менеджеры используют ИИ при найме сотрудников.

Еще, например, можно отправить текстовую расшифровку собеседования чат-боту и попросить оценить компетенцию кандидата. ИИ подскажет, правильно ли человек отвечал на вопросы, знал суть или лил воду, отвечал четко или сомневался.

Чат-бот Google Gemini предлагает такие вопросы для проверки квалификации лектора по программированию
Варианты тестового задания и критерии оценки от искусственного интеллекта

Как оптимизировать работу команды в онлайн-школе

Основная идея оптимизации — делегировать часть обязанностей сотрудников искусственному интеллекту.

Проблема. В онлайн-обучении сложно спрогнозировать нагрузку на преподавателей. В какие-то периоды задач мало, а в другие, наоборот, большая загруженность.

Другая проблема — персонализация. Чтобы студентам было интереснее, они не «‎списывали»‎ друг у друга и не искали решения в интернете, нужно делать индивидуальные задания для каждого студента. А это дополнительно усложняет процесс проверки и повышает нагрузку на сотрудников. Вместо найма новых людей можно воспользоваться ресурсами ИИ, это будет гораздо дешевле.

Решение. Нужно найти процессы, в которых ИИ может заменить человека, и начать их автоматизацию. Искусственный интеллект может помочь даже в сложном и на первый взгляд творческом процессе.

Например, преподаватель может составить несколько примеров для понимания материала, а чат-бот их размножит и сделает разнообразными: более легкими или, наоборот, сложными.

«В karpov.courses мы используем связку преподавателя с ИИ для создания контента. Искусственный интеллект помогает авторам делать более интересные и вариативные задания. У каждого студента будет уникальный пример, большинство из которых сгенерирует чат-бот по заданному лектором паттерну».

Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Еще пример — работа службы поддержки. Первое время придется собирать базу знаний и ответов на вопросы вручную, но в дальнейшем по этой базе может работать ИИ.

«В нашей школе ИИ анализирует все ответы службы поддержки. Из них составляется актуальная база знаний, ответ из которой может предложить студенту чат-бот. Сотрудника поддержки зовут только в сложной и нестандартной ситуации. Если таких случаев будет несколько, чат-бот научится работать и с ними».

Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Как автоматизировать проверку домашних заданий с помощью ИИ

Качественная и быстрая обратная связь повышает интерес студентов к курсам. И наоборот, когда задачи проверяются неделями, а преподаватель отвечает шаблонно — энтузиазм учеников падает.

Проблема. Ученики живут в разных часовых поясах и проходят курсы каждый в своем темпе. При этом каждому хочется получать быструю обратную связь, ответы на вопросы и проверку домашних заданий.

Решение. Если подключить к обучающей платформе ИИ, студент сможет задавать ему вопросы по домашнему заданию, отправлять на проверку отдельные части задачи и сразу же получать ответы.

Преподаватель, в свою очередь, выборочно проверяет работу ИИ, оценивает эффективность его ответов и вместе с разработчиками вносит поправки в работу платформы.

«Мы используем ChatGPT для проверки кода и вычислений. Например, ИИ показывает ученикам, где конкретно совершена ошибка, на каком этапе и из-за чего она возникла. Это помогает быстрее „починить“ исходный код.

Проверка заданий делится на ступени. Сначала ИИ просто показывает, есть ли ошибки в задании и сколько их. На следующем этапе чат-бот дает наводящие подсказки. Если после этого студент не может найти ошибку, ИИ подробно разбирает каждый случай, указывает важность ошибки и показывает, как правильно ее устранить.

Студент получает не только обратную связь в формате „правильно — неправильно“, но и подсказки, какие темы нужно дополнительно повторить, чтобы поправить свое решение».

Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Встроенный опрос помогает понять, были ли подсказки полезны или нужно их доработать
Показатель важности помогает ученику расставить приоритеты, а теги — понять, в какой из пройденных тем можно найти подсказки

Как повысить доходимость курсов

Студенты не только присылают домашние задания на проверку, но и задают вопросы по теме или по процессу обучения. Чем быстрее они получат ответ, тем меньше вероятность, что они забросят обучение. А это один из факторов, который влияет на доходимость курсов.

Проблема. Студенты пишут в чат самые разнообразные вопросы: по теме обучения, по образовательному процессу или по смежным темам. Содержать профильных сотрудников, которые могли бы отвечать 24/7, дорого, а раздел «Вопрос-ответ» на сайте почти никто не читает.

Решение. Чат-боты со встроенной базой ответов решают эту задачу. Они отвечают в любое время суток и дают пользователю точечный ответ на его запрос.

Это важно с педагогической точки зрения. Если выдать пользователю большую базу знаний, скорее всего, он в ней потеряется. А если направить на конкретную главу или раздел, повышается шанс, что он разберется.

«В прошлом году мы внедрили несколько ИИ в тестовом формате. В результате нам уже удалось значительно снизить нагрузку на команду сопровождения, а студенты получили круглосуточного ИИ-помощника.

Сейчас мы продолжаем внедрять ИИ-решения, чтобы студенты учились более эффективно, а компания оптимизировала расходы на поддержку и организацию учебного процесса. Мы используем большие языковые модели в связке с нашими доработками».

Михаил Серегин

Михаил Серегин

Операционный директор и co-founder karpov.courses

Обычно два-три распространенных способа решения проблемы помогают большинству пользователей. Объемная инструкция со всей информацией может напугать студентов, а когда советы выдаются порционно от простого к сложному, это вовлекает в процесс поиска решения

Как повысить возвращаемость студентов

В погоне за новыми пользователями многие забывают о том, что нужно продолжать взаимодействовать с теми студентами, которые уже проходили обучение. Чтобы ученики возвращались за новой покупкой и рекомендовали онлайн-школу друзьям, нужно постоянно анализировать обратную связь.

Проблема. Студенты проходят один курс и бросают обучение. Они или не видят полезность знаний или не умеют применять их на практике. Такие клиенты не будут покупать другие курсы и вряд ли будут рекомендовать кому-нибудь онлайн-школу. Организации сложно вручную отследить, почему так происходит, так как нужно обрабатывать большие массивы данных.

Решение. Нужно наладить сбор и аналитику статистики. Для начала это поможет создать профиль каждого студента и систему персональных рекомендаций. Например, студент долго проходит часть курса по программированию, где нужно искать ошибки в коде. Система замечает это и предлагает ему рекомендацию — мини-курс или вебинар по тестированию ПО.

Еще сбор статистики поможет определить слабые места в образовательном процессе и улучшить его. Например, если наблюдается большой отток студентов после какого-то сложного урока, возможно, стоит разложить его на несколько более простых, добавить поясняющий материал или попросить объяснить тему другого лектора.

Чтобы еще больше повысить ценность курсов для студентов, можно настроить чат-бот, который ищет небольшие проекты и подработки на биржах фриланса и предлагает их ученикам после окончания соответствующего раздела в обучении. Так студенты увидят, что полученные знания востребованы, и смогут сразу опробовать их на практике.

Данных со статистикой может быть настолько много, что бизнесу будет сложно обработать их и получить какие-то результаты. В таких ситуациях можно отдать аналитику на аутсорс. В статье про центры обработки данных мы рассказывали, как передавать статистику подрядчику и получать на выходе прогноз развития бизнеса с точностью выше 70%.

Главное

  1. ИИ может упростить работу онлайн-школы и снизить ее затраты.
  2. Чат-боты помогают проводить собеседование, предлагают вопросы для соискателей и оценивают их компетенцию.
  3. ИИ может генерировать разнообразные задания для студентов по шаблону преподавателя.
  4. При проверке домашних заданий чат-боты могут находить ошибки и постепенно подводить студентов к правильному решению.
  5. Чтобы студенты проходили курсы до конца, их нужно постоянно поддерживать и мотивировать. ИИ может отвечать пользователям в любое время, искать для них работу, а также собирать статистику для собственника бизнеса.
Tinkoff API: автоматизируйте процессы, чтобы сотрудники занимались важной работой, а не рутиной

Предложение от Т-Банка

Tinkoff API: автоматизируйте процессы, чтобы сотрудники занимались важной работой, а не рутиной

  • Получение выписок и баланса счетов по своей компании и клиентам Т-Банка
  • Выставление счетов в личном кабинете, информация об оплате в вашей CRM
  • Управляйте платежными поручениями прямо из своей CRM или бухгалтерии
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Артем Суровцев
Артем Суровцев

Поделитесь, какие удачные примеры использования ИИ в обучении вы встречали?


Больше по теме

Новости