Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Разбираемся, как получить банковскую гарантию для госзакупок и на что обратить внимание
Эксперт по банковским гарантиям Тинькофф Бизнеса
Разбираемся, как получить банковскую гарантию для госзакупок и на что обратить внимание
Эксперт по банковским гарантиям Тинькофф Бизнеса
Есть несколько видов гарантий: договорные, налоговые, таможенные. В этой статье разбираем только банковскую гарантию для госзакупок, остальные виды затрагивать не будем. Статья будет полезна тем, кто участвует или планирует участвовать в госзакупках.
На всех этапах закупки заказчик может потребовать денежное обеспечение: страховку, что поставщик выполнит свои обязательства. Если исполнитель подведет, заказчик получит денежную компенсацию.
Нужно ли обеспечение и в каком размере — обычно прописано на странице закупки или в тендерной документации.
Существует два способа предоставить обеспечение: деньги предпринимателя или банковская гарантия. Поставщик сам выбирает, что использовать.
Деньги как обеспечение. В этом случае поставщик переводит нужную сумму на расчетный счет заказчика, тем самым замораживая деньги своего бизнеса на определенный срок — часто до конца исполнения контракта. Это не всегда удобно: поставщик может исполнять несколько госконтрактов одновременно, а сумма обеспечения может исчисляться сотнями тысяч рублей.
Банковская гарантия — это обязательство банка выплатить заказчику денежную компенсацию, если поставщик не выполнит условия договора. Если поставщик использует банковскую гарантию, ему не нужно замораживать крупную сумму на несколько месяцев.
В банковской гарантии прописывают сумму обеспечения. Если исполнитель сорвет контракт, банк выплатит эти деньги организатору закупки, а затем взыщет их с исполнителя.
Университет закупает столы, заключил договор с компанией «Березка» на 2 000 000 ₽. Для заключения договора «Березка» предоставила банковскую гарантию в размере 20% от стоимости контракта — 400 000 ₽.
Срок по договору истек, а исполнитель так и не привез мебель. Университет не переводил «Березке» никаких денег, но он остался без мебели к началу учебного года. Исполнитель не выполнил условия контракта, поэтому банк платит университету компенсацию, указанную в банковской гарантии, — 400 000 ₽. Позже банк сам взыщет эти деньги с «Березки».
Чаще всего гарантия нужна для участия в государственных закупках
На разных этапах закупки могут понадобиться разные виды банковских гарантий, собрали их в таблицу:
Этап закупки | Какая гарантия может понадобиться | Кто предоставляет |
---|---|---|
Подача заявки | Гарантия на обеспечение заявки | Все, кто подает заявку на участие |
После торгов, перед началом исполнения контракта | 1. Гарантия исполнения контракта. 2. Гарантия на возврат аванса | Исполнитель, который выиграл торги |
После выполнения заказа, перед подписанием акта приемки | Гарантия качественного исполнения гарантийных обязательств | Исполнитель, который выиграл торги |
Заказчик может запросить обеспечение на всех этапах закупки или только на одном из них. Вся информация есть в описании конкретной закупки. Если такой информации нет — обеспечение заявки не нужно.
В тексте банковской гарантии всегда указаны три стороны:
Допустим, детский сад закупает посуду и столовые приборы. Чтобы компания «Ложки-вилки» могла заключить контракт, ей нужно предоставить денежное обеспечение. Компания не хочет замораживать свои деньги как обеспечение, поэтому она покупает гарантию у банка.
В этом примере такие роли:
Обычно в речи эти термины не используются, все говорят проще — «заказчик», «поставщик». Но эти понятия прописаны в тексте банковской гарантии, поэтому их нужно знать.
Краткий порядок действий — на схеме ниже:
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Выбрать банк. Исполнитель выбирает банк исходя из требований заказчика или условий закупки. Если таких требований нет — по своему усмотрению. Главное, чтобы банк был в реестре Минфина.
При выборе банка стоит обратить внимание на размер комиссии, срок оформления гарантии и на то, нужно ли предоставлять залог.
Подготовить документы. У каждого банка свой перечень необходимых документов для подачи заявки. Стоит уточнить список в том банке, который вы выбрали.
Если ИП пользуется бухгалтерией Тинькофф Бизнеса, для подачи заявки на банковскую гарантию нужен только скан паспорта. Для компаний минимальный список шире: скан паспорта генерального директора, протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о назначении ЕИО и скан устава компании.
Оставить заявку и дождаться решения. Когда все документы на руках, можно оставить заявку на получение гарантии на сайта банка. В большинстве случаев это можно сделать онлайн.
Все документы нужно подписать квалифицированной электронной подписью — КЭП. Получить КЭП можно в любом удостоверяющем центре из списка на сайте Минцифры РФ.
У каждого банка свой срок рассмотрения заявки, в среднем от нескольких часов до суток. Если заявку одобрят — вам предложат подписать договор. Если не одобрят — придет уведомление об отказе.
Согласовать проект банковской гарантии с заказчиком. Перед подписанием договора банк присылает проект банковской гарантии. Его нужно согласовать с организатором закупки: если заказчику не подойдет ваша гарантия, изменить ее на самом последнем этапе будет сложно.
Как только заказчик одобрит гарантию, договор можно подписывать. Исключение — банковская гарантия на участие в закупке. Ее согласовывать заранее не нужно, так как заказчик не может заранее общаться с поставщиками.
Подписать договор с банком. В нем прописывают все условия конкретной сделки: срок гарантии, сумму обеспечения, ответственность сторон.
Оплатить и получить гарантию. Банк пришлет счет на оплату. Банковскую гарантию выпустят только после того, как деньги поступят на счет банка.
Если участвуете в закупке по 44-ФЗ, банк должен в течение суток разместить гарантию в Реестре банковских гарантий и прислать исполнителю ее номер. Этот номер исполнитель может отправить заказчику, чтобы он проверил наличие гарантии в Реестре банковских гарантий. Если гарантии в реестре нет, это повод насторожиться и запросить у банка уточнения.
Если нужен бумажный вариант гарантии, ее можно заказать дополнительно. Иногда перед оплатой банки сами уточняют, нужна ли доставка бумажной гарантии, например по почте или курьерской службой.
Загрузить банковскую гарантию на торговую площадку. Для участия достаточно загрузить электронный вариант банковской гарантии на электронную площадку, чтобы ее смог увидеть заказчик.
Гарантия начинает действовать со дня ее выдачи. Вернуть банковскую гарантию для госзакупок нельзя, даже если передумали участвовать или госзакупка отменилась по любой причине.
Самые частые причины для отказа исполнителю в предоставлении банковской гарантии:
У разных банков может быть свой ряд дополнительных критериев, которые влияют на решение о выдаче гарантии.
Банковская гарантия — платная услуга, за которую исполнитель должен заплатить комиссию. Стоимость зависит от срока действия гарантии и суммы, а также от финансового состояния компании или ИП, например имущества в собственности или оборотов по счету.
В среднем комиссия на обеспечение заявки — до 5%, на обеспечение исполнения контракта — 0,5—30%, на обеспечение гарантийных обязательств — до 10%.
Что влияет на стоимость гарантии:
Также для одной и той же закупки стоимость гарантии может быть разной в зависимости от банка. В некоторых банках есть онлайн-калькуляторы. В них можно рассчитать примерную стоимость гарантии, но точная комиссия будет известна только после подачи заявки. Например, в Тинькофф достаточно выбрать тип гарантии и контракта, указать срок и номер закупки.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности