Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как получить аккредитацию для ИТ-компании


Для компаний в сфере ИТ есть два реестра, которые курирует Минцифры: аккредитованных ИТ-компаний и разработчиков отечественного ПО. В статье речь пойдет только про первый.

Общая аккредитация дает ИТ-компаниям право на льготы по налогам, страховым взносам и найму иностранных специалистов, а также на льготную ипотеку и отсрочку от армии для сотрудников. Эта программа господдержки относится к широкому списку ИТ-компаний, включая разработчиков ПО.

Чек-лист «Как ИТ-компании получить аккредитацию»

Составили чек-лист, который поможет ничего не забыть. В нем — главное о том, как попасть в реестр, и пошаговая инструкция по прохождению процедуры аккредитации.

Зачем проходить аккредитацию: преимущества

Государственная аккредитация IT-компаний в Минцифры — это обязательное условие, чтобы получить льготы на ведение бизнеса. Аккредитация выдается бессрочно. Но иногда после включения в реестр аккредитацию может аннулировать Минцифры, о чем мы подробно расскажем ниже.

Важно, что программа поддержки ИТ-отрасли доступна только компаниям и не включает индивидуальных предпринимателей. Поэтому, если у вас уже есть бизнес в ИТ-сфере, но работаете как ИП, возможно, есть смысл зарегистрировать ООО. Тогда сможете воспользоваться льготами.

Какие льготы может получить ИТ-компания

ИТ-компании, которые аккредитуются при Минцифры, могут претендовать на господдержку по пяти группам льгот и законодательных послаблений для бизнеса.

Налог на прибыль по льготным ставкам. В 2022—2024 годах — 0% в федеральный бюджет и бюджет региона, где зарегистрирована компания. С 2025 года ставка налога на прибыль повышается до 5%. Эти деньги пойдут в федеральный бюджет.

Для сравнения: обычная ставка налога на прибыль в 2024 году — 20%, а в 2025 — 25%.

Страховые взносы за сотрудников по пониженным тарифам. Единый тариф взносов для ИТ-компаний — 7,6% против стандартных 30%. Если выплаты работнику с начала года достигли предельной базы, с превышения взносы не исчисляют.

В 2024 году предельная база по страховым взносам — 2 225 000 ₽, а в 2025 году — 2 759 000 ₽. Обычный тариф в этом случае — 15,1%.

Чтобы получать льготы по налогу на прибыль и страховым взносам, одной аккредитации недостаточно. Еще нужно, чтобы ИТ-продукты приносили компании не меньше 70% доходов. Работает это так: компания проходит аккредитацию и начинает пользоваться льготами. А в конце квартала проверяет долю профильной выручки в общей сумме заработков. Если это 70% и больше, все в порядке. Если нет, налог на прибыль и взносы придется заплатить по стандартным ставкам.

Упрощенный наем иностранных специалистов — возможность трудоустраивать иностранных сотрудников без разрешения на работу или патента. Кроме того, ИТ-компаниям для найма иностранцев из визовых стран не нужно разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Льготная ипотека для сотрудников — кредит на покупку жилья со ставкой до 6% годовых. По состоянию на ноябрь 2024 года в программе участвуют 52 российских банка, в том числе Т-Банк, Сбер, ВТБ, Альфа-Банк и другие.

Отсрочка от армии и мобилизации для ИТ-специалистов. Тут действуют разные правила для двух видов отсрочек:

  1. Отсрочка от службы по призыву действует для сотрудников младше 30 лет, которые работают в компании минимум 11 месяцев в течение года, предшествующего дате призыва.
  2. На отсрочку от мобилизации могут рассчитывать специалисты с дипломом о высшем образовании по одному из 195 направлений вузовской подготовки. Также сотрудник должен выполнять критически важную работу в компании.

Мораторий на проверки. До конца 2024 года ИТ-компании освобождены от неналоговых проверок. Это значит, что не будут контролировать, как они соблюдают, например, валютное, трудовое и противопожарное законодательства.

Еще действует мораторий на выездные налоговые проверки — до 3 марта 2025 года.

Кто может получить аккредитацию

  1. Общий порядок.
  2. Для правообладателей продуктов из реестра отечественного ПО.
  3. Для стартапов.

Причем для всех вариантов аккредитации есть ряд общих требований. Рассмотрим сначала их, а затем три порядка аккредитации для разных компаний.

Общие условия для получения аккредитации

Если ваша компания соответствует шести общим требованиям, можно выбрать один из трех вариантов аккредитации.

Основной код ОКВЭД из утвержденного перечня. В списке 27 кодов. Но к некоторым нужен дополнительный код.

Так, если основной ОКВЭД — 26.20.4 или 26.30.16, понадобится дополнительный код из профильных групп ИТ-деятельности. Это класс 62 — разработка компьютерного ПО и/или группа 63.1 — деятельность порталов поиска, баз данных, обработка данных.

Например, аккредитацию может получить школа программирования с кодом 85.30, которая параллельно разрабатывает онлайн-сервис и указала для этого дополнительный код ОКВЭД 62.01.

Если регистрируете новую компанию и планируете пользоваться ИТ-льготами, сразу укажите один из этих кодов ОКВЭД. Записи о нем в ЕГРЮЛ достаточно для льготы. Если у компании нет ни одного из перечисленных кодов, нужно обратиться с заявлением в налоговую и внести изменения в ЕГРЮЛ.

Информация об ИТ-деятельности есть на сайте компании. Это требование будут проверять, скорее всего, вручную при подаче заявки на аккредитацию.

Нет налоговых долгов. На момент подачи заявки у компании нет недоимок по налогам, сборам и страховым взносам больше 3000 ₽. А у руководителя ИТ-компании нет неснятой или непогашенной судимости.

Частная компания. Прямая или косвенная доля участия государства в ООО — меньше 50%.

ИТ-компания — не банк, не страховщик и не оператор связи.

Есть согласие на раскрытие налоговой тайны. Это нужно, чтобы Минцифры могло проверить, соответствует ли компания условиям по выручке и уровню зарплат сотрудников — об этом условии ниже.

Три варианта процедуры аккредитации

Есть три порядка аккредитаций: для правообладателей продуктов из реестра отечественного ПО, стартапов и всех остальных.

Общий порядок аккредитации. Тут есть два дополнительных требования к общим условиям аккредитации:

  1. Средняя зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону. Ее считают на основе расчета по страховым взносам за квартал, предшествующий кварталу подачи заявления на аккредитацию. По данным Росстата на август 2024 года, средняя зарплата по стране — 82 218 ₽.
  2. Выручка от ИT-деятельности в общем доходе выше 30%. Однако это правило применяют только для получения аккредитации. Для налоговых льгот лимит ИТ-дохода выше — 70%.

Перечень видов ИТ-деятельности для подсчета дохода отличается от профильных кодов ОКВЭД и утвержден отдельным приказом Минцифры. Например, в него входят создание и использование 2D- и 3D-моделей, создание и обучение нейросетей и услуги в сфере кибербезопасности.

Аккредитация для правообладателей продуктов из реестра российского ПО. Здесь нет требований по минимальной зарплате работников. Но есть другие условия:

  1. Доход за предыдущий год превышает 1 000 000 ₽. Если же компания зарегистрирована в текущем году, в расчет берут доход с момента открытия.
  2. Профильный доход от ИТ-деятельности — выше 30% от общего заработка.
  3. Компания должна быть правообладателем ПО из реестра отечественных программ и получать доход от продажи прав на него.

Аккредитация для IT-стартапов. Условия:

  1. Средняя зарплата сотрудников — не ниже средней по стране или региону.
  2. Компания существует не более трех лет.
  3. Общий доход с момента регистрации — до 1 000 000 ₽.

Если регион ведет реестр стартапов, при подаче документов на аккредитацию стартап должен быть зарегистрирован в нем. На ноябрь 2024 года такие реестры есть в девяти субъектах РФ: Москве, Татарстане, Башкортостане, Приморском крае, Нижегородской, Челябинской, Кемеровской, Амурской и Мурманской областях. Для других регионов это условие не действует.

Этот вариант подходит для молодых ИТ-компаний, у которых пока нет выручки или она небольшая.

Какие компании не получат ИТ-льготы

Не все ИТ-компании могут получить господдержку, даже если соответствуют критериям. Во льготах откажут, например:

  • компаниям с долей участия государства от 50% и больше;
  • государственным или муниципальным учреждениям;
  • акционерным обществам из распоряжения Правительства РФ от 23.01.2003 № 91-р. Сюда входят компании, где государство на правах акционера участвует в голосованиях по выбору руководящих органов. К ним относятся, например, Аэрофлот, Газпром, Внешторгбанк и другие.

Эти категории компаний не смогут претендовать на ИТ-льготы, даже если у них будут нужные коды ОКВЭД и доля выручки от ИТ. Сотрудники компаний также лишатся права на отсрочку от армии и льготную ипотеку.

Кроме того, налоговые льготы недоступны компаниям, созданным после 1 июля 2022 года в результате реорганизации, например при слиянии двух компаний или выделении подразделения в отдельный бизнес. Это значит, что если вы решили разделить или, наоборот, объединить бизнес, чтобы новая компания начала подходить под требования аккредитации, то сэкономить на налоге на прибыль и страховых взносах не получится. Хотя в реестр вас включат.

Как получить аккредитацию ИТ-компании: пошаговая инструкция

Заявление на ИТ-аккредитацию подают на Госуслугах через аккаунт компании. Для аккредитации нужно собрать пакет документов, заполнить электронную форму и получить решение об аккредитации в личном кабинете. Госпошлину платить не нужно.

Шаг 1. Подать согласие на раскрытие налоговой тайны. Его нужно заполнить до подачи заявки на аккредитацию и отправить в налоговую. Это можно сделать через оператора электронного документооборота или личный кабинет компании на сайте налоговой службы. Оба способа подробно описали в отдельной статье.

Шаг 2. Заполняем заявку на аккредитацию IT-компании. Подать заявление можно только через аккаунт компании. Заполнить заявку может ее руководитель или сотрудник с доверенностью. Форму заявления можно найти через поиск или меню личного кабинета.

Если ввести в поисковой строке «Аккредитация ИТ-компании», система предложит нужную услугу.

Как заполнить заявку на аккредитацию ИТ-компании
Как заполнить заявку на аккредитацию ИТ-компании

В появившейся подсказке нужно выбрать пункт «Аккредитация ИТ-компаний»

В появившейся подсказке нужно выбрать пункт «Аккредитация ИТ-компаний»

Второй вариант — на главной странице личного кабинета кликнуть на иконку с надписью «Аккредитация ИТ-компаний». После этого откроется меню, как на иллюстрации.

Подача заявления на аккредитацию ИТ-компании через Госуслуги
Подача заявления на аккредитацию ИТ-компании через Госуслуги

Через Госуслуги можно подать заявление на аккредитацию ИТ-компании, получить выписку из реестра или аннулировать аккредитацию

Через Госуслуги можно подать заявление на аккредитацию ИТ-компании, получить выписку из реестра или аннулировать аккредитацию

На первом этапе подачи заявки нужно проверить и подтвердить сведения о компании, которые автоматически подтягиваются из ее аккаунта на Госуслугах. При заполнении формы нужно подтвердить, что компания соответствует требованиям об уровне зарплат, уровне доходов и доле выручки от ИТ-услуг.

К заявлению нужно приложить:

  • справку об отсутствии судимости у руководителя;
  • справку о доходах компании от ИТ-деятельности — это требование не касается заявлений от компании-стартапа;
  • квитанцию о том, что налоговая служба приняла согласие на раскрытие налоговой тайны.

Шаг 3. Получаем решение. Решение по аккредитации принимают в течение 15 рабочих дней.

Если заявление одобрят, в личный кабинет компании на Госуслугах придет уведомление. После ничего делать не нужно. ИТ-компания может пользоваться льготами бессрочно, пока находится в реестре. Главное — соблюдать условия по доле выручки, средним зарплатам и другие, нужные для аккредитации, и раз в год подтверждать это на Госуслугах. Об этом расскажем ниже.

Если же компании отказали в аккредитации, об этом также придет уведомление в аккаунте на Госуслугах. В некоторых случаях отказ Минцифры можно обжаловать.

Когда в аккредитации могут отказать или аннулировать ее

Минцифры может отказать в аккредитации или аннулировать ее, если компания не будет соответствовать условиям процедуры.

Отказ в аккредитации. Причины, по которым могут отказать в аккредитации:

  • несоответствие обязательным условиям аккредитации, о которых рассказали выше. Например, по средней зарплате;
  • более 50% уставного капитала компании прямо или косвенно принадлежит государству или муниципальному образованию. Исключение — казенные, бюджетные и автономные некоммерческие учреждения;
  • заявку подал госорган, госкорпорация, государственное или муниципальное учреждение;
  • заявку подал банк, кредитная и некредитная финансовая организация, страховая компания, оператор связи или акционерное общество из перечня правительства от 23.01.2003 № 91-р;
  • есть налоговая задолженность более 3 000 ₽;
  • у руководителя неснятая или непогашенная судимость;
  • компания не предоставила согласие на раскрытие налоговой тайны.

Но даже если в аккредитации отказали, решение можно обжаловать или подать заявление повторно, когда устраните причины отказа.

Аннулирование аккредитации. По умолчанию она бессрочная. Но раз в год Минцифры может внепланово проверить аккредитованную компанию, например запросить данные у налоговой. Если выяснится, что бизнес не соответствует требованиям аккредитации, ее могут аннулировать.

Это может произойти, если компания:

  • закроется и запись об этом появится в ЕГРЮЛ;
  • предоставит заведомо ложные сведения;
  • отзовет согласие на раскрытие налоговой тайны либо срок его действия истечет;
  • перестанет соответствовать требованиям для получения аккредитации;
  • сама подаст заявление на аннулирование аккредитации — как на этапе рассмотрения заявки, так и при действующей аккредитации.

Отказаться от аккредитации можно в электронной форме на Госуслугах. Решение об аннулировании примут в течение пяти рабочих дней, и компанию исключат из реестра аккредитованных организаций. После этого можно заново подать заявление на аккредитацию, но минимум через шесть месяцев со дня аннулирования.

Как обжаловать отказ или отзыв аккредитации

Компания может обжаловать действия Минцифры, если в министерстве:

  • нарушили срок регистрации документов, нужных для получения аккредитации;
  • не приняли заявление;
  • нарушили срок рассмотрения заявки;
  • отказали в аккредитации, если по документам компания отвечает всем условиям;
  • требуют дополнительные документы, не предусмотренные заявкой на аккредитацию;
  • требуют деньги за аккредитацию;
  • аннулируют действующую аккредитацию, если компания выполняет все условия участия в реестре.

Оспорить или обжаловать ошибки чиновников при проведении аккредитации можно в досудебном порядке тремя способами:

  • на Госуслугах — в разделе жалоб на госорганы;
  • по электронной почте accred@digital.gov.ru;
  • заказным письмом по адресу: г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, IQ-квартал. Получатель — Департамент развития отрасли информационных технологий Минцифры России.

Подготовку жалобы лучше доверить компетентному юристу, работающему с подобными обращениями.

Как подтвердить действующую аккредитацию

ИТ-компания должна ежегодно подтверждать аккредитацию. Для этого в срок не позднее 1 июня она предоставляет через личный кабинет на Госуслугах два документа:

  • подписанное руководителем заявление о том, что доходы от ИТ-деятельности за предыдущий год составили более 30% от общей выручки;
  • справку о доходах от ИТ-сферы с общей суммой и расшифровкой доходов по каждому виду ИТ-услуг из списка профильных.

Ежегодно до 1 июля Минцифры проводит проверки аккредитованных компаний на основании сведений от налоговой службы и самих организаций. По запросу ведомства нужно в течение пяти рабочих дней представить дополнительные документы и сведения о деятельности в сфере ИТ. Если же компания применяет пониженные тарифы страховых взносов для ИТ, она освобождена от проверок.

Главное в статье

  1. Аккредитация ИТ-компаний дает право на льготы по налогам, страховым взносам, найму иностранных специалистов, льготной ипотеке и отсрочке от армии для сотрудников, освобождение от проверок госорганов.
  2. Есть три варианта аккредитации для разных компаний, но для всех действует ряд общих требований. Например, коды ОКВЭД из определенного списка, обязанность дать согласие на раскрытие налоговой тайны и информация об ИТ-деятельности на сайте компании.
  3. Заявление на ИТ-аккредитацию подают на Госуслугах через аккаунт компании. Госпошлину платить не нужно.
  4. Отказ или отзыв аккредитации можно обжаловать, если в Минцифры нарушили сроки или выдвинули дополнительные требования, которых нет в условиях аккредитации.
Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

Предложение от Т-Банка

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно после регистрации откроем счет для бизнеса
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елена Сосновская
Елена Сосновская

Расскажите, вы уже получили аккредитацию или только планируете? Если получили, то с какими трудностями столкнулись в процессе?

Алексей Горностаев

Спасибо за материал. Есть ли требования к числу сотрудников, обороту и возрасту компании?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
О требованиях рассказали в статье, они актуальные. Условия зависят от выбранного порядка аккредитации.

Артем Рубан

Добрый день. Спасибо за статью. Можете пояснить по количеству сотрудников для стартапов. Нет норм по числу сотрудников, но есть по средней зарплате, значит ли это что минимум 1 человек должен работать в компании для того что бы получить аккредитацию? Иначе ведь средняя зарплата будет ноль.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
В любой компании есть как минимум 1 сотрудник — директор, в связи с этим зарплата не будет нулевой.

Виктор Юхтенко

Для вновь созданной организации, за какой период должен быть исчислен средний заработок?
Обязательно ли быть зарегистрированным стартапом?
Где в Петербурге регистрируют стартапов?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
Уточним детали и позже вернемся с ответом.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Если компанию зарегистрировали в этом году, то расчет среднего заработка нужно вести с момента регистрации.
Регистрация и ведение реестра IT-стартапов сейчас есть только в Москве.
Если хотите зарегистрировать IT-компанию в Санкт-Петербурге, то стоит рассмотреть общий порядок аккредитации. О нем написали
в разделе о требованиях к IT-компаниям.

Кирилл Прокофьев

Добрый день! Есть ли требования к образованию сотрудников? Т.е. если работают люди с непрофильным образованием, можно ли пройти аккредитацию?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации