Читатель Артем спрашивает: «Я индивидуальный предприниматель. У меня магазин одежды. Производство не свое, заказываю у поставщика. Скажите, в каких случаях я могу вернуть ему товар и как оформить возврат поставщику?»
Есть четыре ситуации, в которых можно вернуть товар поставщику
Если в договоре нет условий о возможности возврата товара, к которому у покупателя нет претензий, вернуть его можно только в следующих ситуациях:
- Качество не соответствует тому, о чем договаривались стороны.
- Поставщик привез не тот товар.
- Поставщик поставил неверное количество товара.
- Нет упаковки, или она повреждена.
Обычно условия о качестве, ассортименте, количестве товара и упаковке есть в договоре с поставщиком. Например, можно указать, что поставщик должен привезти платья трех размеров: 42-го, 44-го и 46-го. Если привезут вещи 48-го и 50-го размеров, их получится вернуть.
Вместе с товаром при возврате надо передать поставщику документы
Требование о возврате денег, обмене или возврате бракованного либо некачественного товара поставщику нужно подавать в письменном виде — в претензии. Ее составляют в свободной форме. В претензии надо описать причины возврата.
После того, как поставщик одобрит возврат, покупателю надо оформить накладную по форме ТОРГ-12 с отметкой: «Возврат товаров». Накладную надо выписать в двух экземплярах: один оставить себе, другой — отправить поставщику.
Если поставщик работает на ОСН и принимает бракованный товар, он должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру. В нем уменьшают стоимость отгруженных ранее товаров на цену бракованных.
Срок возврата товара определяется сроком годности или гарантийным сроком
Товар, для которого установлен гарантийный срок или срок годности, можно вернуть только до его окончания.
Если у товара нет гарантийного срока или срока годности, оформление возврата товара поставщику надо сделать в течение двух лет после того, как его привезли. Но стороны могут договориться о другом сроке.
Иногда можно вернуть поставщику нереализованный товар
Бывает, что платья размеров S, M и L раскупили, а на XXS нет спроса. В договоре можно предусмотреть возврат поставщику нереализованного товара — то есть такого, который не удалось продать в течение определенного срока. Это еще называют обратной реализацией: в этой ситуации поставщик становится покупателем.
Условия возврата непроданного товара стороны оговаривают в договоре поставки.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Вам приходилось возвращать товар поставщику? Расскажите о своем опыте.