Читатель Сергей спрашивает: «Собираюсь торговать на маркетплейсах посудой. Хочу делегировать фулфилмент-компании упаковку товаров, доставку и прием возвратов от покупателя, но не знаю — стоит ли? Если стоит, как выбрать подходящую компанию для этого? На что обратить внимание?»
Посчитайте, выгодно ли вам сотрудничать с фулфилмент-компанией
Не всем начинающим продавцам выгодно работать с фулфилментом. Это зависит от товара, который собираетесь продавать. Если он недорогой, на услуги фулфилмент-оператора может уходить бо́льшая часть прибыли, и продавец будет торговать себе в убыток. Поэтому расходы на услуги сторонней компании нужно закладывать еще на этапе выбора товаров.
Люда выходит на маркетплейс с бюджетом 100 000 ₽, на них она покупает у поставщика 1000 тарелок. Люда считает: упаковать товары на фулфилменте стоит 22 000 ₽, это 20% всего бюджета. Она решает упаковывать товары самостоятельно у себя дома, а фулфилменту делегировать доставку и прием возвратов от покупателей.
Вот три причины, когда стоит делегировать логистику сторонней компании:
- нет возможности хранить и упаковывать товары самому. Например, начинающий продавец хранит и упаковывает товары у себя дома, в какой-то момент их становится очень много, а на свой склад с сотрудниками пока нет бюджета;
- продавец живет в отдаленных регионах, и перемещение товаров от поставщика до своего склада, а потом до склада маркетплейса или покупателей займет много времени;
- продавец посчитал и понял, что с его категорией товаров он будет достаточно зарабатывать даже с учетом затрат на фулфилмент.
Если все-таки решили обратиться к фулфилмент-оператору, в следующих разделах рассказываем, на что обратить внимание в первую очередь.
Узнайте, как служба доставки работает с упаковкой заказов
Уточните, фиксируют ли процесс упаковки товара на видео. Это поможет в решении спорных ситуаций. Например, во время перевозки товар разбился, и покупатель его вернул. Непонятно, кто именно повредил товар и на каком этапе.
С помощью видео можно проверить, надежно ли сотрудники курьерской службы упаковали товар. Если окажется, что нет, служба доставки должна компенсировать продавцу убытки.
Изучите, как происходит работа с возвратами
Выясните, кто и в какие сроки должен забирать возвраты от покупателей — фулфилмент-оператор или продавец. Если склад компании находится далеко от вас, может быть невыгодно каждый раз ездить за возвратами на другой конец города.
Уточните, как быстро компания отгружает товар на маркетплейс
Обычно у продавцов есть 24, 48 и 72 часа, чтобы отгрузить товары на склад площадки. Но некоторые маркетплейсы снижают комиссию за продажу, если селлер привозит продукцию в течение нескольких часов после заказа от покупателя. Например, у Мегамаркета есть опция «Отгрузка день в день». Если отгрузить поставку в тот же день, в который пришел заказ, продавец заплатит комиссию за продажу 10% вместо 15%.
Уточните у фулфилмент-компании следующее:
- в течение какого времени после появления заказа отгрузят товар на склад маркетплейса;
- как далеко склады фулфилмент-оператора находятся от складов и распределительных центров маркетплейса;
- на какие склады и распределительные центры служба фулфилмента готова отгружать товары и в течение какого времени.
Некоторые фулфилмент-компании работают по всей России, а другие — только в Москве и Подмосковье.
Если торгуете по FBS, изучите требования маркетплейсов к габаритам автомобилей
На складах маркетплейсов есть ограничения по высоте и ширине автомобилей. Например, на складе Wildberries примут машину с шириной кузова не менее 185 см и высотой от земли до борта загруженной машины от 110 см. В нее может заехать тележка, выгрузить и поднять палету. А вот автомобили с меньшими габаритами продавец должен разгружать своими силами.
Если торгуете по DBS или realFBS, выбирайте интегрированные службы или перевозчиков-партнеров
Интегрированные службы и перевозчики-партнеры — это компании, которые напрямую сотрудничают с площадками. Например, у Ozon это СДЭК, Деловые линии, 5post.
При работе с перевозчиками-партнерами продавцу не нужно заключать с ними отдельный договор, достаточно оферты площадки. Маркетплейсы самостоятельно формируют трек-номер на доставку товаров до фулфилмент-компании и автоматически добавляют его в личный кабинет.
Если продавец сотрудничает с интегрированными перевозчиками, ему нужно заключить с ними отдельный договор, а потом самостоятельно зарегистрировать заказы в фулфилмент-компании и вручную добавить трек-номер в свой личный кабинет на маркетплейсе.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Я пользуюсь маленьким уютным фулфилментом. Прям возле метро. Могу там повозиться со своим товаром, попить чай, кофе, пообщаться с хозяевами и т.д. И я понимаю, что ангары с мигрантами будут дешевле, но вот честно, лучше переплачу немного.