Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как планировать прибыль в сезонном бизнесе?


Читать Александр пишет: «Планирую открыть небольшой хостел на Алтае. Но это сезонный бизнес: много денег летом и в Новый год, а в остальное время — простой. Однако нужно весь год платить зарплату сотрудникам, кредит и еще вкладываться в развитие бизнеса. Как планировать прибыль в сезонном бизнесе? На что обратить внимание, чтобы денег хватало на обязательные расходы?»

Финансовая модель поможет спрогнозировать прибыль на весь год

Сезонный бизнес приносит прибыль только в определенное время года. Например, прокат лыжного оборудования — зимой, а продажа надувных бассейнов — летом. Чтобы не прогореть, предпринимателю важно знать, какой доход приносит его бизнес каждый месяц. Для этого нужно построить финансовую модель. Тогда станет понятно, как сезонность влияет на чистую прибыль.

Финансовая модель — это таблица с данными и аналитическая записка к ней с выводами. Финмодель показывает, за счет чего бизнес зарабатывает и что влияет на чистую прибыль. С помощью финансовой модели можно спрогнозировать выручку, прибыль, убыток и другие финансовые показатели.

Пример финансовой модели, в которую заложены колебания сезонности. В финмодели показаны выручка и чистая прибыль за год и по месяцам

В сезонном бизнесе финмодель помогает оценить:

  • на какую чистую прибыль можно рассчитывать в сезон;
  • какой убыток ожидать в несезон;
  • получается ли бизнесу выйти в плюс за год или нет.

Для этого нужно заложить в финмодель колебания спроса по месяцам и исходя из них спрогнозировать чистую прибыль. А после предприниматель может решить, как минимизировать влияние сезонных колебаний. Например:

  • оптимизировать расходы и экономить в месяцы низкого спроса на товары или услуги. Допустим, нанимать сотрудников на работу только на сезон. Такой вариант подойдет для бизнеса, связанного со сбором урожая или с курортной сферой;
  • открыть другое направление с обратной сезонностью. Например, в несезон продавать обогреватели и кондиционеры.

Чтобы выжить в несезон, собственник должен запастись деньгами. Для этого нужно четко понимать, сколько отложить на месяцы простоя или низкого спроса.

Бизнес переживет несезон, если будет на него откладывать

В сезонном бизнесе предприниматели хорошо зарабатывают лишь несколько месяцев в году, из-за этого легко переоценить свои финансовые возможности. Например, вывести деньги из бизнеса на покупку автомобиля, не задумываясь, что выручка скоро резко упадет. А это грозит кассовым разрывом.

Чтобы такого не произошло, важно разобраться, сколько денег нужно бизнесу, чтобы пережить несезон и обеспечить операционную деятельность. В этом поможет отчет о движении денежных средств — ДДС.

В отчете ДДС отображают все поступления и платежи бизнеса по месяцам. С его помощью предприниматель видит, сколько денег бизнес тратит каждый месяц и сколько нужно отложить, чтобы плавно пережить месяцы несезона.

У Дарьи магазин свитеров. Отчет ДДС показал, что ей нужно в несезон 100 000 ₽ на каждый месяц лета — на оплату аренды и зарплату продавцу. Получается, всего ей надо накопить 300 000 ₽.

В сезон чистая прибыль магазина в месяц — 400 000 ₽. Дарья решила распределить 200 000 ₽ на личные нужды и остальное по разным фондам-копилкам: 100 000 ₽ на развитие и 100 000 ₽ на безопасность, в том числе на несезон. Так она смогла накопить на расходы магазина летом и избежать кассового разрыва.

Совет от эксперта: лучше открыть отдельную копилку для фонда на несезон. Если создавать единый счет для всех фондов — фонда безопасности, фонда развития и других, — может возникнуть иллюзия, что денег много, и предприниматель перестанет копить. А потом обнаружит, что ему не хватает денег. С помощью отдельного фонда-копилки будет ясно, достаточно ли денег на месяцы простоя.

Пример отчета о движении денежных средств. Это итоговый результат операций за отчетный период. На скриншоте отображена операционная, инвестиционная и финансовая деятельность компании за год по месяцам

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Инга Писковатская
Инга Писковатская

Как вы планируете прибыль в сезонном бизнесе?


Больше по теме

Новости