РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Можно ли принимать оплату только по QR-коду?


Читатель Иван спрашивает: «Выбираю формы приема оплаты для своего бизнеса. Могу ли я принимать оплату только через QR-код и не использовать другие способы? Ведь так я смогу сэкономить на эквайринге».

QR-код не может быть единственным способом приема оплаты

По закону у покупателя должен быть выбор: оплатить товары, работы или услуги наличным или безналичным способом. Безналичный способ включает в себя:

  • оплату по QR-коду через СБП;
  • карты «Мир» — другие платежные системы бизнес поддерживать не обязан.

Вы можете просить покупателя оплатить по QR-коду. Но если тот откажется, нужно принять оплату наличными или картой.

Отдельно скажем про две ситуации, когда бизнес вправе принимать только наличные:

  • в местности, где находится компания или ИП, нет доступа к интернету;
  • выручка конкретной точки за предыдущий год меньше 5 млн рублей.

Если у бизнеса выручка за предыдущий год была больше 5 млн, но меньше 20 млн рублей, он не обязан принимать карты «Мир». Но должен обеспечить оплату по QR-коду через СБП.

Как бизнес должен принимать оплату
УсловияОбязательные способы
В месте работы бизнеса нет интернета
Наличные
Выручка точки за предыдущий год — до 5 млн рублей
Наличные
Выручка точки за предыдущий год — от 5 млн до 20 млн рублей
Наличные + QR-код
Выручка точки больше 20 млн рублей
Наличные + карта

Можно дать скидку за оплату по QR-коду

Закон запрещает устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты. Проще говоря, нельзя продавать планшеты за 30 000 ₽ при оплате по QR-коду, а при оплате другими способами — за 40 000 ₽.

Зато можно давать скидки или бонусы при оплате картой или QR-кодом. Главное, чтобы скидками могли воспользоваться все потребители, а не отдельные группы. Например, планшет стоит 30 000 ₽, но при оплате по QR-коду — скидка 5%.

Что будет, если принимать оплату только по QR-коду

Если компания или ИП принимает оплату только по QR-коду, это может привести к нескольким неприятным последствиям.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора. Если покупатель столкнулся с требованием платить только по QR-коду, он может пожаловаться. Порядок такой: сначала он должен прислать претензию продавцу, и если тот не исправит ситуацию, может уже обратиться в Роспотребнадзор. Когда ведомство рассмотрит жалобу, к продавцу могут прийти с проверкой и найти другие нарушения.

Штраф от Роспотребнадзора. Сумма зависит от статуса продавца — ИП или компания — и от того, относится ли он к субъектам МСП:

  • для ИП — от 15 000 до 30 000 ₽;
  • для малого предприятия — от 15 000 до 25 000 ₽;
  • для средней или крупной организации — от 30 000 до 50 000 ₽.

Снижение продаж. Если у покупателя нет технической возможности оплатить по QR-коду, у бизнеса сорвется продажа. Такое может быть, если в магазине слабый интернет и покупатель не может открыть приложение банка. Или у него нет приложения, а в веб-версии по QR-коду нельзя рассчитаться. Если такая ситуация повторяется часто, это уже может сказаться на доходе бизнеса.

Негативные отзывы. Обычно люди не хотят платить по QR-коду, так как не получат кэшбэк за покупку или им неудобно сканировать код. Если не оставить покупателю выбор способа оплаты, он может оставить негативный отзыв. Другие потенциальные клиенты могут увидеть недовольный комментарий и пойти за товаром или услугой в другое место.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Кристина Рудич
Кристина Рудич

Какой способ оплаты предпочитают ваши клиенты?


Больше по теме

Новости