Читатель Алексей задает вопрос: «Узнал, что убыточный Uber был продан за баснословные деньги. Как вообще проводят оценку ИТ-компании?»
Стоимость ИТ-компании зависит от нескольких факторов
При оценке ИТ-бизнеса стоит обратить внимание на три момента:
- Показатель EBITDA. Именно на него смотрят в первую очередь при оценке компании.
- Метод оценки. Существует три подхода к оцениванию. Каждый из них используется при определенных условиях, и для них также важно знать показатель EBITDA.
- Роль основателя компании — насколько известен этот человек и будет ли он участвовать в решении важных задач в компании после ее продажи.
Рассмотрим дальше каждый из этих факторов по порядку. Разобраться в теме нам помогли несколько предпринимателей:
- Игорь Петровец, основатель и партнер инвестиционной компании Rogfor Capital;
- Владислав Мокроусов, сооснователь сервисной ИТ-компании StecPoint;
- Михаил Кириченко, сооснователь продуктовой ИТ-компании Jump.Finance.
Знать стоимость ИТ-компании нужно не только в случае ее продажи. Периодическая оценка поможет увидеть проблемы в процессах и понять, как развиваться и куда расти.
Что такое EBITDA
EBITDA — финансовый показатель, который показывает доход бизнеса до вычета налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации.
Когда происходит предварительная оценка компании, много времени уделяется пониманию того, насколько бизнес устойчивый и насколько он хорошо растет. Поэтому для оценки бизнеса чаще всего берется EBITDA за последние 12 месяцев. Она поможет инвестору выстроить прогнозы и понять, что примерно будет происходить с прибылью EBITDA в будущем.
Какие есть методы оценки
Существует три подхода оценивания стоимости компаний. Они универсальны для бизнеса из любой отрасли.
При инвестировании обычно используют два первых метода: DCF-оценки и сравнительный. Затратный метод используют аудиторы или ликвидаторы, когда нужно оценить и продать проблемный бизнес.
Метод DCF-оценки, или метод дисконтированного денежного потока, — самый популярный. Его основа — прогноз, что будет происходить с прибылью EBITDA компании в будущем. Чаще всего делается прогноз на три-пять лет вперед, и предполагают, какой будет EBITDA в каждом следующем году.
Чтобы спрогнозировать будущую EBITDA, обычно строят финансовую модель в нескольких десятках сценариев. Как минимум всегда есть три: оптимистичный, пессимистичный, консенсусный. То есть считают, какая будет EBITDA компании за каждый следующий год в лучшем случае, в худшем и среднее между этими показателями.
Например, нужно спрогнозировать выручку ИТ-компании «Забава», которая разработала игру с платными услугами и разместила ее в Google Store и Apple Store. За прошлый год у «Забавы» в среднем был 1 миллион пользователей в месяц, из них 10 000 человек делали покупки в игре, средний чек — 250 ₽. То есть в месяц компания зарабатывала 2,5 млн рублей, это 30 млн рублей в год.
В оптимистичном сценарии количество платежеспособных пользователей увеличится и вырастет средний чек. Допустим, станет 2 млн пользователей в месяц, из них платить будут 20 000 человек, средняя оплата будет 450 ₽. Значит, за следующий год компания заработает 108 млн рублей.
В пессимистичном сценарии число платежеспособных пользователей уменьшится. Например, их станет 500 000 человек, а платить будут только 5000. Средний чек — 350 ₽. Значит, в пессимистичном прогнозе компания заработает 21 млн рублей за следующий год.
Исходя из двух сценариев, консенсусный вариант — 25,5 млн рублей.
Потенциальный покупатель будет смотреть на эти цифры и оценивать свои риски и готовность вложиться в компанию «Забава».
Когда строят финансовую модель, показатель EBITDA дисконтируют. Дисконтирование — оценка стоимости денежных потоков на определенный момент времени. Это нужно, потому что деньги постоянно обесцениваются, и особенно важно учитывать этот фактор в долгосрочных прогнозах. Самый простой пример дисконтирования денег — учет инфляции.
Это значит, что в примере с «Забавой» будущую прибыль нужно еще дисконтировать, итоговая цифра окажется меньше. Расчет дисконтированной стоимости довольно сложный, и в рамках этой статьи мы не будем его рассматривать.
С помощью дисконтирования оценщики понимают, сколько денег компания принесет в будущем и как лучше поступить: инвестировать эти деньги в компанию или положить условно на депозит.
Сравнительный метод. Позволяет быстро определить, стоит ли дальше тратить время и ресурсы на то, чтобы вести переговоры по сделке. В этом методе используется сравнение мультипликаторов EBITDA.
Мультипликатор — это коэффициент, который показывает взаимосвязь между вложением инвестиций и изменениями дохода. По сути, это средний показатель, который можно вычислить, взглянув на несколько сделок внутри рынка.
С помощью мультипликаторов можно максимально быстро и приближенно посмотреть на компанию, сравнить ее стоимость с аналогичными компаниями на рынке и понять, могут ли две стороны договориться о продаже-покупке компании.
Артем хочет купить компанию «Степь» за 3 EBITDA, поскольку знает, что похожая компания «Рожь» была продана за 3,5 EBITDA. Но владельцы «Степи» согласны только на 100 EBITDA. Вряд ли они сойдутся посередине и смогут заключить договор, потому что разброс между оценками очень большой и предложение основателей не в рынке.
Владелец продуктовой компании «Невод» Дмитрий оценивает ее в 5,5 EBITDA, а покупатель Антон готов купить ее за 5 EBITDA. На рынке подобные компании продаются за 4—6 EBITDA. Скорее всего, участники сделки между собой договорятся, поскольку их предложения в рынке.
Расходный, или затратный, метод. Его суть в том, чтобы посчитать, сколько денег нужно было бы потратить, чтобы с нуля создать такую же компанию такого же размера. В этом случае EBITDA не нужна, поскольку считается стоимость оборудования, найма сотрудников и привлеченных клиентов.
ИТ-компания «Рожок» уже полгода терпит убытки. Ей нужно оценить себя, чтобы присоединиться в качестве филиала к крупной компании «Рог». Для справедливой оценки владельцы «Рожка» должны понять, сколько «Рог» должен потратить на покупку столов, компьютеров, наем людей, привлечение клиентов, чтобы сделать компанию такого же размера с такими же финансовыми потоками.
Этот метод используют аудиторы или ликвидаторы, когда есть проблемная компания и проще всего бизнес распродать по частям или кому-то продать. В реальных сделках такой метод почти не используется.
Какую роль в оценке ИТ-компании играют основатели
ИТ-компании — это в первую очередь люди. При продаже доли или полном выкупе компании новый собственник будет хотеть, чтобы основатели остались в бизнесе еще какое-то время. Как минимум на период передачи дел новым управляющим.
Это также влияет на стоимость компании. Каждый продавец по-разному будет оценивать свое время и опыт, которые он потратит в переходном периоде. Тут нет каких-то стандартов, каждая сделка индивидуальна.
Так, если собственники продают ИТ-компанию, они почти всегда обсуждают обязательный период, в течение которого они будут еще какое-то время помогать в бизнесе. И чем больше своих ресурсов затратит бывший владелец, тем выше может быть итоговая стоимость компании.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Что самое сложное в оценке компании, на ваш взгляд?