Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как оценить стоимость ИТ-компании?


Читатель Алексей задает вопрос: «Узнал, что убыточный Uber был продан за баснословные деньги. Как вообще проводят оценку ИТ-компании?»

Стоимость ИТ-компании зависит от нескольких факторов

При оценке ИТ-бизнеса стоит обратить внимание на три момента:

  1. Показатель EBITDA. Именно на него смотрят в первую очередь при оценке компании.
  2. Метод оценки. Существует три подхода к оцениванию. Каждый из них используется при определенных условиях, и для них также важно знать показатель EBITDA.
  3. Роль основателя компании — насколько известен этот человек и будет ли он участвовать в решении важных задач в компании после ее продажи.

Рассмотрим дальше каждый из этих факторов по порядку. Разобраться в теме нам помогли несколько предпринимателей:

Знать стоимость ИТ-компании нужно не только в случае ее продажи. Периодическая оценка поможет увидеть проблемы в процессах и понять, как развиваться и куда расти.

Что такое EBITDA

EBITDA — финансовый показатель, который показывает доход бизнеса до вычета налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации.

«Чаще всего, когда рассчитывают стоимость компании, обращают внимание на показатель EBITDA. Именно от нее отталкиваются при оценке бизнеса. Чистую прибыль, в отличие от EBITDA, использовать нерелевантно — есть большое количество легальных способов оптимизации занижения чистой прибыли, чтобы не платить лишние налоги.

EBITDA прошлых периодов интересует инвестора справочно, аналитически. Ему интереснее EBITDA будущих периодов, когда инвестор уже будет владеть долей в бизнесе. Именно этот момент во многом объясняет высокие оценки стартапов, в своем большинстве убыточных, — инвесторы ждут, что в будущем компания выйдет в прибыль и будет зарабатывать большую EBITDA».

Игорь Петровец

Игорь Петровец

Основатель и партнер Rogfor Capital

Когда происходит предварительная оценка компании, много времени уделяется пониманию того, насколько бизнес устойчивый и насколько он хорошо растет. Поэтому для оценки бизнеса чаще всего берется EBITDA за последние 12 месяцев. Она поможет инвестору выстроить прогнозы и понять, что примерно будет происходить с прибылью EBITDA в будущем.

Какие есть методы оценки

Существует три подхода оценивания стоимости компаний. Они универсальны для бизнеса из любой отрасли.

Когда используется
Метод DCF-оценки
Если нужно спрогнозировать рост дохода компании в будущем
Сравнительный
Если есть похожие компании, можно узнать их стоимость и сравнить с ними свой бизнес
Расходный, или затратный
Если у компании много имущества, которое можно распродать

При инвестировании обычно используют два первых метода: DCF-оценки и сравнительный. Затратный метод используют аудиторы или ликвидаторы, когда нужно оценить и продать проблемный бизнес.

Метод DCF-оценки, или метод дисконтированного денежного потока, — самый популярный. Его основа — прогноз, что будет происходить с прибылью EBITDA компании в будущем. Чаще всего делается прогноз на три-пять лет вперед, и предполагают, какой будет EBITDA в каждом следующем году.

«При покупке компании ей могут предложить сумму с прогнозируемостью на следующий год или даже несколько лет вперед. Например, компанию хотят купить в конце 2021 года, за который она заработала 100 млн рублей.

Оценке хорошо бы иметь мультипликатор, учитывающий динамику, ведь у компании есть перспектива роста в следующие годы. Например, в конце 2022 года выручка компании запросто достигнет 140 млн рублей. Ее владельцы вправе настоять и сказать, что вот давайте вы нас оцените с учетом этого прогноза. Это стандартное правило игры».

Владислав Мокроусов

Владислав Мокроусов

Сооснователь StecPoint

Чтобы спрогнозировать будущую EBITDA, обычно строят финансовую модель в нескольких десятках сценариев. Как минимум всегда есть три: оптимистичный, пессимистичный, консенсусный. То есть считают, какая будет EBITDA компании за каждый следующий год в лучшем случае, в худшем и среднее между этими показателями.

Например, нужно спрогнозировать выручку ИТ-компании «Забава», которая разработала игру с платными услугами и разместила ее в Google Store и Apple Store. За прошлый год у «Забавы» в среднем был 1 миллион пользователей в месяц, из них 10 000 человек делали покупки в игре, средний чек — 250 ₽. То есть в месяц компания зарабатывала 2,5 млн рублей, это 30 млн рублей в год.

В оптимистичном сценарии количество платежеспособных пользователей увеличится и вырастет средний чек. Допустим, станет 2 млн пользователей в месяц, из них платить будут 20 000 человек, средняя оплата будет 450 ₽. Значит, за следующий год компания заработает 108 млн рублей.

В пессимистичном сценарии число платежеспособных пользователей уменьшится. Например, их станет 500 000 человек, а платить будут только 5000. Средний чек — 350 ₽. Значит, в пессимистичном прогнозе компания заработает 21 млн рублей за следующий год.

Исходя из двух сценариев, консенсусный вариант — 25,5 млн рублей.

Потенциальный покупатель будет смотреть на эти цифры и оценивать свои риски и готовность вложиться в компанию «Забава».

Когда строят финансовую модель, показатель EBITDA дисконтируют. Дисконтирование — оценка стоимости денежных потоков на определенный момент времени. Это нужно, потому что деньги постоянно обесцениваются, и особенно важно учитывать этот фактор в долгосрочных прогнозах. Самый простой пример дисконтирования денег — учет инфляции.

Это значит, что в примере с «Забавой» будущую прибыль нужно еще дисконтировать, итоговая цифра окажется меньше. Расчет дисконтированной стоимости довольно сложный, и в рамках этой статьи мы не будем его рассматривать.

С помощью дисконтирования оценщики понимают, сколько денег компания принесет в будущем и как лучше поступить: инвестировать эти деньги в компанию или положить условно на депозит.

Сравнительный метод. Позволяет быстро определить, стоит ли дальше тратить время и ресурсы на то, чтобы вести переговоры по сделке. В этом методе используется сравнение мультипликаторов EBITDA.

Мультипликатор — это коэффициент, который показывает взаимосвязь между вложением инвестиций и изменениями дохода. По сути, это средний показатель, который можно вычислить, взглянув на несколько сделок внутри рынка.

«Исходя из размера компании, сектора, сегмента, макроэкономической и геополитической ситуации, есть некие среднерыночные мультипликаторы, по которым происходит превалирующее количество сделок. Можно оценивать стоимость компании, отталкиваясь от них.

Например, если говорить о периоде до февраля 2022 года, для аутсорсинг-компании до 80—100 человек хорошим мультипликатором был 4—5 EBITDA. Во время ковида для геймдев-компаний мультипликатор достигал 8—15 EBITDA из-за того, что все сидели дома и играли в игры. То есть разница между мультипликаторами аутсорса и геймдева — два-три раза».

Игорь Петровец

Игорь Петровец

Основатель и партнер Rogfor Capital

С помощью мультипликаторов можно максимально быстро и приближенно посмотреть на компанию, сравнить ее стоимость с аналогичными компаниями на рынке и понять, могут ли две стороны договориться о продаже-покупке компании.

Артем хочет купить компанию «Степь» за 3 EBITDA, поскольку знает, что похожая компания «Рожь» была продана за 3,5 EBITDA. Но владельцы «Степи» согласны только на 100 EBITDA. Вряд ли они сойдутся посередине и смогут заключить договор, потому что разброс между оценками очень большой и предложение основателей не в рынке.

Владелец продуктовой компании «Невод» Дмитрий оценивает ее в 5,5 EBITDA, а покупатель Антон готов купить ее за 5 EBITDA. На рынке подобные компании продаются за 4—6 EBITDA. Скорее всего, участники сделки между собой договорятся, поскольку их предложения в рынке.

Расходный, или затратный, метод. Его суть в том, чтобы посчитать, сколько денег нужно было бы потратить, чтобы с нуля создать такую же компанию такого же размера. В этом случае EBITDA не нужна, поскольку считается стоимость оборудования, найма сотрудников и привлеченных клиентов.

ИТ-компания «Рожок» уже полгода терпит убытки. Ей нужно оценить себя, чтобы присоединиться в качестве филиала к крупной компании «Рог». Для справедливой оценки владельцы «Рожка» должны понять, сколько «Рог» должен потратить на покупку столов, компьютеров, наем людей, привлечение клиентов, чтобы сделать компанию такого же размера с такими же финансовыми потоками.

Этот метод используют аудиторы или ликвидаторы, когда есть проблемная компания и проще всего бизнес распродать по частям или кому-то продать. В реальных сделках такой метод почти не используется.

Какую роль в оценке ИТ-компании играют основатели

ИТ-компании — это в первую очередь люди. При продаже доли или полном выкупе компании новый собственник будет хотеть, чтобы основатели остались в бизнесе еще какое-то время. Как минимум на период передачи дел новым управляющим.

Это также влияет на стоимость компании. Каждый продавец по-разному будет оценивать свое время и опыт, которые он потратит в переходном периоде. Тут нет каких-то стандартов, каждая сделка индивидуальна.

«Оценка при покупке привязана не только к выручке компании, ее клиентам или команде. Она связана и с самими основателями, которых часто покупают вместе с компанией — с их характерами, потенциалом. В процессе сделки с ними общаются, смотрят, на что они способны, как мыслят. А потом с ними работают и выстраивают дальнейшее развитие».

Владислав Мокроусов

Владислав Мокроусов

Сооснователь StecPoint

«Почти год назад мы с партнером продали 51% своей компании Тинькофф Банку. По условиям договора, со временем банк может выкупить у нас всю компанию. Этот механизм рассматривается скорее как защитный. Например, если у нас возникнут конфликты и если мы, как фаундеры, потеряем фокус, начнем заниматься чем-то своим, не связанным с бизнесом, или окажемся неэффективными и ненужными.

Стратегически мы с ребятами из руководства Т-Банк Бизнеса мыслим одинаково. Наша совместная позиция состоит в том, что они не будут выкупать последние доли у фаундеров. Основатели должны иметь свои доли в компании, чтобы ее растить, ею управлять и делать это на годы вперед. То есть заниматься делом, которое они любят и которое у них отлично получается».

Михаил Кириченко

Михаил Кириченко

Сооснователь Jump.Finance

Так, если собственники продают ИТ-компанию, они почти всегда обсуждают обязательный период, в течение которого они будут еще какое-то время помогать в бизнесе. И чем больше своих ресурсов затратит бывший владелец, тем выше может быть итоговая стоимость компании.

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Ксения Лурье
Ксения Лурье

Что самое сложное в оценке компании, на ваш взгляд?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации