Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что делать, если клиент отказывается подписывать договор?


Читатель Николай спрашивает: «Клиент не хочет подписывать нашу версию договора, а нам не нравится его форма. Не хочется затягивать и разрабатывать новый договор с нуля. Как можно поступить в этом случае, чтобы не тратить деньги и время на юриста?»

Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Т-Банка разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.

Есть три варианта, как согласовать договор

Нельзя заставить другую сторону заключить договор. Так что у вас три варианта:

  1. В результате переговоров поставщик все-таки соглашается подписать вашу форму договора.
  2. Вы согласовываете с поставщиком договор по новой форме.
  3. Вы с поставщиком заключаете договор по вашей форме, но с протоколом разногласий.

В первых двух случаях советуем договариваться с помощью юристов. В первом варианте специалист нужен, чтобы обсудить спорные моменты. Во втором — чтобы составить новый договор с учетом интересов обеих сторон.

В этой статье разберем третий вариант — как заключить договор с протоколом разногласий. Здесь можно обойтись без юриста.

Что такое протокол разногласий

Протокол разногласий — документ, который позволяет сторонам согласовать договор, когда есть спорные моменты. Допустим, из пяти пунктов договора клиент не согласен с одним. Вместо того чтобы переписывать весь договор, стороны могут составить протокол, в котором фиксируют все разногласия и предложения по изменению условий.

По проекту договора со строительной компанией подрядчик должен заплатить штраф за бракованные материалы — 10 000 ₽. Но директор компании понимает, что отсутствие материалов задерживает стройку, поэтому хочет добавить проценты за каждый день просрочки новой поставки. Новый договор согласовывать долго, поэтому строительная компания и поставщик изменяют условия в протоколе разногласий.

Протокол позволяет не менять принятую в компании форму договора, но пойти на уступки клиенту.

Как заключить протокол разногласий

Согласовать протокол разногласий с клиентом помогут пять шагов:

  1. Изучите договор вместе с клиентом и обсудите каждый пункт.
  2. Зафиксируйте пункты договора, с которыми клиент не согласен. Запишите варианты, которые предлагает клиент.
  3. Составьте протокол разногласий. В нем перечислите все пункты договора, с которыми клиент не согласен, и предложенные им изменения.
  4. Обсудите с клиентом каждый пункт протокола разногласий — возможно, в части из них получится найти компромисс.
  5. Заключите основной договор и протокол разногласий. Протокол становится частью договора и имеет ту же юридическую силу.

Если по каким-то пунктам из договора найти компромисс так и не вышло, их нужно вынести в протокол без решения, и действовать они не будут. Например, если не согласовали размер неустойки, даже в случае нарушения условий договора ее не выплатят. Ведь этот пункт стороны вынесли в протокол, который прикладывается к общему пакету документов.

Обычно протокол разногласий составляют в виде таблицы. В разных столбцах указывают формулировку из договора, вариант второй стороны и обоснование предложений. Например, протокол разногласий может выглядеть так.

Важно, чтобы протокол разногласий был подписан двумя сторонами. При этом лучше, если протокол подписан одной датой с договором

Если поставщик не готов подписать протокол или новый договор, начать работу не получится. А если удалось договориться о каких-то пунктах позже, можно заключить дополнительное соглашение к договору. В нем нужно прописать положения, которые начнут действовать.

Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.

Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Расскажите, как вы решали спорные ситуации при заключении договоров?


Больше по теме

Новости