Мы в Бизнес-секретах запускаем новую рубрику — «Конфликтные кейсы». В ней будем рассказывать об актуальных корпоративных и регуляторных спорах по «вечным» темам, например о недостоверной рекламе, копировании товарных знаков или подлинности товаров.
Первый кейс — спор налоговой инспекции с сетью доставки суши «Ёбидоёби». Налоговая в суде добилась того, чтобы сеть сменила название компании, потому что посчитала его неприличным.
Что случилось
Ёбидоёби — это служба доставки суши и роллов, которая открылась в Красноярске в 2016 году. Она развивается в основном по франшизе и в 2023 году работает в 119 городах России.
Сеть считает свое название ключевой фишкой и на сайте объясняет, что оно значит — это транслитерация с японского фразы «День недели — суббота».
В апреле 2016 года управление архитектуры Красноярска уже жаловалось в антимонопольную службу на название сети. Но тогда УФАС не нашло в нем нарушений закона о рекламе: у чиновников были претензии к вывеске сети, а вывеска не попадает в поле действия закона.
В октябре 2022 года межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю письмами уведомила ООО «Ёбидоёби», что его название не соответствует нормам закона, потому что созвучно со словами ненормативной лексики. Налоговая потребовала до 21 ноября 2022 года изменить название. А когда компания этого не сделала, инспекция обратилась в Арбитражный суд Красноярского края.
Аргументы сторон
По закону в фирменное наименование юрлица нельзя включать слова и обозначения, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали. Поэтому суд выяснял, противоречит ли этим интересам и принципам название «Ёбидоёби».
По мнению налоговой, слово «ёбидоёби» созвучно со словами ненормативной лексики, имеющими непристойное содержание. А значит, большая часть потребителей может воспринять название сети как образованное от нецензурного слова.
В Ёбидоёби отмечали, что название не является бранным и не созвучно мату — оно просто передает русскими буквами японский текст.
Что решил суд
Ёбидоёби просило провести по делу лингвистическую экспертизу, но суд отказал, посчитав, что для оценки нейминга специальные познания не нужны.
Вот к чему пришел суд: слово «ёбидоёби» не является одним из общеизвестных матерных слов, но состоит из употребления подряд двух слов, образованных от общеизвестного матерного слова на букву «е». Следовательно, значительная часть потребителей может воспринять его как бранное.
По мнению суда, у большинства российских потребителей нет знаний японского языка, поэтому они могут воспринимать слово «ёбидоёби» как относящееся к нецензурным. А использование ассоциаций с сексуальными действиями и публичное использование ассоциаций с матерным словом, очевидно, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
7 апреля 2023 года суд обязал ООО «Ёбидоёби» изменить фирменное наименование юрлица, скорректировав учредительные документы. Решение пока не вступило в силу, сеть может обжаловать его в течение месяца.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik о том, почему не получал прибыль четыре года
- С какими сложностями сталкиваются предприниматели: шесть историй
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Как остановить текучку кадров и справиться с внутренним кризисом в компании. Опыт Фикуса
- «Переключение контекста — одна из самых дорогих операций в голове». Герман Гаврилов об основах управления
Мнение независимого адвоката
Адвокат бюро «Бельянский и партнеры» Ольга Ардушевская нашла странным отказ суда от лингвистической экспертизы по делу.
Вслед за требованием изменить название юрлица компании могут попробовать запретить использовать слово «ёбидоёби» и в названии ресторанов, и в рекламе, считает адвокат.
При этом споры по средствам индивидуализации — коммерческим обозначениям, товарным знакам — проходят под контролем ФАС. Если здесь налоговая выступила истцом, поскольку является регистрирующим органом ООО, то в случае с коммерческим обозначением истцом в суде может быть только антимонопольная служба.
Любопытно, что у Ёбидоёби не зарегистрирован товарный знак в России. В 2019 году Роспатент отказал компании в регистрации ТЗ из-за того, что он содержит элементы, «противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали». Компания обжаловала это решение, но проиграла.
Что дальше
В Ёбидоёби Бизнес-секретам заявили, что будут обжаловать решение суда и не изменят название юрлица, пока не будет вступившего в законную силу решения по делу.
В 2019 году у компании был аналогичный судебный спор, где истцом выступало физическое лицо.
Тогда по делу проводилась независимая экспертиза, и она признала, что название сети не имеет сходства с бранной ненормативной лексикой. Этого же Ёбидоёби ждет и сейчас.
На фоне скандала сеть объявила, что до 18:00 14 апреля 2023 года любой желающий может купить франшизу «Ёбидоёби» за 1 ₽. На вопрос об итогах акции в компании не ответили.
Вы когда-нибудь участвовали в судебных спорах из-за товарных знаков? Расскажите в комментариях.