Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как суд обязал сеть доставки суши «Ёбидоёби» изменить название


Компания утверждает, что это японская фраза, но налоговая и суд посчитали слово неприличным


Компания утверждает, что это японская фраза, но налоговая и суд посчитали слово неприличным


Мы в Бизнес-секретах запускаем новую рубрику — «Конфликтные кейсы». В ней будем рассказывать об актуальных корпоративных и регуляторных спорах по «вечным» темам, например о недостоверной рекламе, копировании товарных знаков или подлинности товаров.

Первый кейс — спор налоговой инспекции с сетью доставки суши «Ёбидоёби». Налоговая в суде добилась того, чтобы сеть сменила название компании, потому что посчитала его неприличным.

Что случилось

Ёбидоёби — это служба доставки суши и роллов, которая открылась в Красноярске в 2016 году. Она развивается в основном по франшизе и в 2023 году работает в 119 городах России.

Сеть считает свое название ключевой фишкой и на сайте объясняет, что оно значит — это транслитерация с японского фразы «День недели — суббота».

В Ёбидоёби считают, что название сети никак не нарушает российское законодательство

В апреле 2016 года управление архитектуры Красноярска уже жаловалось в антимонопольную службу на название сети. Но тогда УФАС не нашло в нем нарушений закона о рекламе: у чиновников были претензии к вывеске сети, а вывеска не попадает в поле действия закона.

В октябре 2022 года межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю письмами уведомила ООО «Ёбидоёби», что его название не соответствует нормам закона, потому что созвучно со словами ненормативной лексики. Налоговая потребовала до 21 ноября 2022 года изменить название. А когда компания этого не сделала, инспекция обратилась в Арбитражный суд Красноярского края.

Аргументы сторон

По закону в фирменное наименование юрлица нельзя включать слова и обозначения, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали. Поэтому суд выяснял, противоречит ли этим интересам и принципам название «Ёбидоёби».

По мнению налоговой, слово «ёбидоёби» созвучно со словами ненормативной лексики, имеющими непристойное содержание. А значит, большая часть потребителей может воспринять название сети как образованное от нецензурного слова.

В Ёбидоёби отмечали, что название не является бранным и не созвучно мату — оно просто передает русскими буквами японский текст.

Что решил суд

Ёбидоёби просило провести по делу лингвистическую экспертизу, но суд отказал, посчитав, что для оценки нейминга специальные познания не нужны.

Вот к чему пришел суд: слово «ёбидоёби» не является одним из общеизвестных матерных слов, но состоит из употребления подряд двух слов, образованных от общеизвестного матерного слова на букву «е». Следовательно, значительная часть потребителей может воспринять его как бранное.

По мнению суда, у большинства российских потребителей нет знаний японского языка, поэтому они могут воспринимать слово «ёбидоёби» как относящееся к нецензурным. А использование ассоциаций с сексуальными действиями и публичное использование ассоциаций с матерным словом, очевидно, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.

7 апреля 2023 года суд обязал ООО «Ёбидоёби» изменить фирменное наименование юрлица, скорректировав учредительные документы. Решение пока не вступило в силу, сеть может обжаловать его в течение месяца.

Мнение независимого адвоката

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры» Ольга Ардушевская нашла странным отказ суда от лингвистической экспертизы по делу.

«Основной вывод суда: „С существенной долей вероятности слово вызовет ассоциации с бранной ненормативной лексикой“, при этом в проведении судебной лингвистической экспертизы было отказано, так как суд посчитал, что для разрешения этого вопроса не требуется специальных лингвистических познаний. В доказательство наличия у граждан негативной ассоциации суд указал наличие иных аналогичных судебных споров, а также обращения граждан с просьбой проверить наименование. Однако, на мой взгляд, наличие обращений не свидетельствует о том, что имеется „существенная вероятность“ негативных ассоциаций. Как раз в случае, если для некоторых граждан наименование вызывает негативные ассоциации, требуются специальные знания в области лингвистики.

В моей практике неоднократно вопросы о формировании ассоциаций, мнений относительно слов и предложений отдавались судами на рассмотрение экспертам-лингвистам, и это объективно».

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

Вслед за требованием изменить название юрлица компании могут попробовать запретить использовать слово «ёбидоёби» и в названии ресторанов, и в рекламе, считает адвокат.

«Судом разрешен вопрос только относительно фирменного наименования — то есть ООО „Ёбидоёби“, а в вывесках и рекламе используется коммерческое обозначение, в отношении которого требования не заявлялись.

Но в случае, если решение суда будет оставлено без изменений, требование об изменении коммерческого наименования — вопрос времени с учетом негативной для сети преюдиции».

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

При этом споры по средствам индивидуализации — коммерческим обозначениям, товарным знакам — проходят под контролем ФАС. Если здесь налоговая выступила истцом, поскольку является регистрирующим органом ООО, то в случае с коммерческим обозначением истцом в суде может быть только антимонопольная служба.

Любопытно, что у Ёбидоёби не зарегистрирован товарный знак в России. В 2019 году Роспатент отказал компании в регистрации ТЗ из-за того, что он содержит элементы, «противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали». Компания обжаловала это решение, но проиграла.

«Если бы был товарный знак, то это было бы доказательство в пользу компании — значит, этот вопрос уже был предметом рассмотрения органом государственной власти, и было принято решение, что товарный знак не противоречит общественным интересам».

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

Что дальше

В Ёбидоёби Бизнес-секретам заявили, что будут обжаловать решение суда и не изменят название юрлица, пока не будет вступившего в законную силу решения по делу.

В 2019 году у компании был аналогичный судебный спор, где истцом выступало физическое лицо.

Тогда по делу проводилась независимая экспертиза, и она признала, что название сети не имеет сходства с бранной ненормативной лексикой. Этого же Ёбидоёби ждет и сейчас.

«Решение Арбитражного суда Красноярского края касается только фирменного наименования „Ёбидоёби“ — то есть названия юрлица, а не названия сети суши и роллов. ФНС ссылается на то, что у потребителя складываются неоднозначные ассоциации, однако название юрлица никак не взаимодействует с потребителями».

Константин Зимен

Константин Зимен

Основатель сети «Ёбидоёби»

На фоне скандала сеть объявила, что до 18:00 14 апреля 2023 года любой желающий может купить франшизу «Ёбидоёби» за 1 ₽. На вопрос об итогах акции в компании не ответили.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 654 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

Вы когда-нибудь участвовали в судебных спорах из-за товарных знаков? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости