Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Посмотреть
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Игорь Липсиц: бизнес вынужден повышать цены из-за непреодолимых издержек


Экономист объясняет, почему ЦБ не сможет сдерживать курс рубля и дает прогноз, будет ли экономическая катастрофа


Экономист объясняет, почему ЦБ не сможет сдерживать курс рубля и дает прогноз, будет ли экономическая катастрофа


Игорь Липсиц — российский ученый, один из основателей Высшей школы экономики. В интервью Forbes он рассуждал об инфляции, перспективах сотрудничества с Китаем и дальнейшем падении рубля.

Вот главные тезисы из интервью.

Китай не заменит Европу. В отличие от Европы, у Китая хватает земли и ресурсов, чтобы производить на территории своей страны все, что потребуется. Развивать производства в России и поднимать чужую экономику Китаю не выгодно.

У Китая два интереса — продажа товаров и квалифицированные кадры. Продавать товары китайцы будут до тех пор, пока у России есть деньги. Кончатся деньги — товары ввозить перестанут. Квалифицированные кадры Китаю нужны на территории своей страны, а не чужой. Переманивать их китайцы начали давно — русских специалистов в разных сферах там ждут и предлагают им прекрасные условия.

Инфляция растет из-за факторов, на которые ЦБ повлиять не может: дефицита в стране рабочих рук и оборудования, подорожания кредитов для бизнеса.

Чтобы привлечь работников, бизнес повысил зарплаты при том же уровне производительности. Обывателю кажется, что это хорошо, но для бюджета компании плохо: выпустить тот же самый объем товаров стало дороже.

Промышленные кредиты выдают под 15—17%. Это спровоцировал ЦБ, подняв ключевую ставку до 12%. Теперь компании вынуждены отдавать больше комиссий банкам за промышленные ипотеки, лизинг, оборотные кредиты и другие программы, которые поддерживали бизнес.

Издержки на производство бизнес закладывает в конечную стоимость товаров. Поэтому цены растут и продолжат это делать вне зависимости от действий ЦБ.

Остановить текущую инфляцию невозможно — иначе придется остановить производство. Власти не могут приказать бизнесу не повышать цены, иначе бизнес не сможет работать и закроется. В результате в экономике может возникнуть голод товаров.

У ЦБ был выбор — удерживать курс рубля или помогать бизнесу выживать, чтобы увеличить ВВП. Чтобы сдерживать курс рубля, нужно повышать ключевую ставку и продавать внутри рынка валюту. Чтобы поддерживать ВВП, нужны льготные промышленные кредиты и свободный рубль, а это значит, что курс взлетит. ЦБ выбрал удерживать рубль.

Решение Минфина обязать компании продавать валютную выручку в стране — катастрофа для бизнеса. Он вынужден заключать дорогие сделки за рубежом, чтобы продать российские товары, которые сбыть все сложнее, — из-за этого он уже теряет часть доходов. Теперь, раз он вынужден продавать валюту на внутреннем рынке, он теряет еще и на изменяющемся курсе рубля. От этого производство все дорожает и перестает быть источником доходов для владельца. Продажа валюты удерживает курс в районе 90—100 ₽ за доллар, но душит гражданское производство.

Курс может подняться до 130—150 ₽ за доллар. Если отпустить искусственное удержание рубля, курс еще вырастет. Сейчас дешевеющий рубль — главная опора экономики. Можно сделать в России дешево, а продать за рубежом по той же цене или дороже.

В России маловероятна экономическая катастрофа. В стране много ресурсов: нефть, уран, алмазы, удобрения. Той валюты, что есть, хватит на базовые товары. Развивается собственное производство. Не будет такого, что людям резко станет негде жить и нечего есть, — просто постепенно жизнь будет ухудшаться: население — беднеть, а ВВП гражданского производства — снижаться.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Алена Федорова
Алена Федорова

Как часто вы повышаете цены? Как на это реагируют клиенты?


Больше по теме

Новости