В марте 2024 года покупатели в Красноярском крае начали массово жаловаться на отмену онлайн-заказов в гипермаркете «Леруа Мерлен Восток». Роспотребнадзор обратился в суд — тот признал такую отмену незаконной.
Разобрались с юристом, почему суд встал на сторону Роспотребнадзора и покупателей, к каким последствиям для онлайн-торговли это может привести и как этого можно было избежать.
Что случилось
В марте 2024 года гипермаркет «Леруа Мерлен Восток» в Красноярском крае временно изменил условия доставки интернет-заказов: на сайте ретейлера появилось сообщение, что минимальная сумма онлайн-заказа — 20 000 ₽, оформить самовывоз пока нельзя, а сроки доставки могут быть увеличены.
После этого магазин в одностороннем порядке начал отменять оплаченные интернет-заказы. Покупатели стали массово жаловаться в Роспотребнадзор, и тот обратился в суд.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Что решил суд
Московский областной суд удовлетворил иск и признал действия гипермаркета незаконными. По закону продавец не может расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке, даже если тот заключен онлайн.
Леруа Мерлен Восток должен был доставить товары покупателю или доказать, что не мог этого сделать по объективным причинам: например, производитель перестал выпускать такой товар.
Решение принято в отношении всех покупателей гипермаркета — им больше не придется доказывать, что односторонняя отмена онлайн-заказов незаконна. Ответственность за доставку товара до покупателя несет продавец, то есть Леруа Мерлен Восток.
С 5 марта 2024 года Леруа Мерлен Восток переименовали в Ле Монд. Но, как утверждает Алексей, на исполнение обязательств это не повлияет: в судебном исполнительном листе указывают ОГРН и ИНН, а они остались прежними.
Как этого можно было избежать
Если покупатели оплачивают товары, продавец обязан их предоставить. Если выбранного товара нет, продавец должен предоставить аналог, уточняет адвокат Алексей Екимов.
Если заказы продолжают поступать, а товара на складе нет, стоит приостановить работу такой системы продажи — иначе теоретически каждый покупатель может обратиться в суд и потребовать от продавца предоставить оплаченный заказ.
Однако продавец может не выполнить условия договора, если докажет, что для этого есть объективные причины: например, производитель перестал выпускать именно такой товар.
Сталкивались ли вы с ситуацией, когда покупатели оформляют заказы, а товара нет на складе? Как вышли из нее?