Компания «Рэди Робот» — стартап из Челябинска, который создает роботов для упаковки и сборки на производствах. Такое оборудование автоматически контролирует отсутствие брака, укладывает товар в короба, заклеивает их и размещает на палетах. Один комплекс упаковки куриных яиц может заменить 50 работников на фабрике.
В конце 2023 года компания объявила о привлечении 130 млн рублей инвестиций. Рассказываем, как развивался стартап и что помогло ему получить инвестиции вместе с рекордным объемом заказов.
Что случилось
Челябинский стартап «Рэди Робот» привлек почти 130 млн рублей инвестиций в 2023 году. Деньги дал бизнес-ангел, имя которого неизвестно.
Компании потребовались инвестиции из-за нехватки оборотных средств. На момент сделки у Рэди Робот был 131 заказ общей стоимостью 2,5 млрд рублей. Инвестиции пойдут на закупку компонентов, материалов и зарплату сотрудникам.
Для компании такой объем заказов непривычен. В 2022 году выручка компании была 33 млн рублей, а годом ранее — 13 млн рублей.
2019 год был самым доходным и прибыльным с момента основания компании, следует из данных Глобас
Как развивался бизнес
Один из основателей Рэди Робот, нынешний гендиректор Денис Потепалин, начал карьеру в Челябинске как аудитор. Почти сразу он понял, что аудиторство не его, и стал менеджером по продажам в металлопрокатной компании. Вскоре Потепалин организовал свой бизнес по продаже металлоконструкций. Постепенно компания добавила в ассортимент сварочную проволоку, а затем и сварочные аппараты.
Через время предпринимателю стало неинтересно заниматься перепродажей и расширять географию поставок. Хотелось работать с новыми технологиями и делать что-то необычное. Так, в 2016 году Денис Потепалин основал Рэди Робот вместе с партнером Евгением Хмелевым, у которого уже был опыт запуска роботизированных комплексов.
Сначала компания не производила роботов, а работала как интегратор — устанавливала и настраивала готовое оборудование на производстве. А еще писала программы для управления роботами и контроля за их работой. В первый же год команда заключила два контракта на 40 млн рублей.
В 2020 году Рэди Робот начала сама производить упаковочных роботов и конвейеры, а не только внедрять их. Например, сделала оборудование для первого в мире бесконтактного ресторана KFC. Робот заменил двух сотрудников в зоне выдачи заказов.
В следующие годы компания расширяла производство и работала с заказчиками из добывающей отрасли, тяжелой, пищевой, химической и косметической промышленности.
Участники рынка заметили компанию после нескольких крупных проектов. В частности, Рэди Робот сделала автоматизированную линию палетирования на фабрике фирмы «Увелка», линию упаковки в короба на производстве майонеза ЕЖК и роботизированный комплекс для упаковки мебельных заготовок на Ставропольмебели.
Новый этап развития Рэди Робот получила в 2023 году. Компания стала участником Сколково, Южно-Уральской торгово-промышленной палаты и привлекла 130 млн рублей инвестиций.
Сейчас компания разрабатывает комплекс по упаковке яиц, который может заменить 50 человек на производстве. Система автоматически выкладывает яйца на ленту и помещает их в упаковки, которые попадают в гофрокороба, а затем — на палеты.
Компания уже установила первых роботов для упаковки яиц на Челябинской птицефабрике. Это помогло снизить себестоимость производства яиц: роботы делают работу минимум за 16 человек. В худшем случае вложения фабрики окупятся за три года, в лучшем — за год. Денис Потепалин отметил, что во всей пищевой промышленности яичные производства наименее автоматизированы.
По состоянию на конец 2023 года 51% ООО «Рэди Робот» принадлежал гендиректору Денису Потепалину, еще 41% — техническому директору Александру Грубову.
Мнение аналитика
Рэди Робот получила известность на фоне новостей о стремительном росте цен на яйца и сопутствующем дефиците продукта. Компания решает сразу две крупные проблемы: роботы снижают себестоимость яиц, а также помогают сократить дефицит кадров на производстве.
«Успех Рэди Робот возник благодаря тенденциям на рынке и усилиям самой команды — одно без другого невозможно. Даже тот факт, что массовый потребитель знает о B2B-стартапе, можно считать успехом.
При оценке стартапов инвесторы в первую очередь обращают внимание не на бухгалтерский баланс, а на стратегию развития компании. Публичный план содержит портфель потенциальных заказов объемом 2,5 млрд рублей. С таким критерием инвестиции в 130 млн рублей не выглядят масштабными. Однако относительно значений бухгалтерского баланса это огромные инвестиции для компании.
Учитывая объем заказов, спрос на продукцию компании есть, поэтому вопрос остается только в скорости его удовлетворения. Возможно, мы увидим более активное развитие бизнеса, если компания сможет привлечь достаточные инвестиции для реализации бизнес-плана. Важно отметить, что текущая отраслевая ситуация и тренд на импортозамещение только способствуют созданию необходимых для успеха бизнеса условий».
Анастасия Пузанова
Руководитель IR-проектов департамента корпоративных финансов «Цифра брокер»