Команда Бизнес-секретов и аналитического проекта Т-Data изучила обезличенные данные более чем 40 млн клиентов Т-Банка, которые приобретали товары и услуги для своих автомобилей в 2023 году и январе-мае 2024 года. Это позволило выявить основные тенденции потребительского спроса на рынке услуг и рассчитать средние расходы россиян на обслуживание своих автомобилей.
Чтобы оценить автопарк, общие объемы рынка автоуслуг, его динамику и изменение цен, мы также использовали открытые данные. В исследовании есть актуальная информация Росстата, аналитического агентства «АВТОСТАТ», Ассоциации европейского бизнеса — АЕБ.
Оценку трендов рынка автоуслуг нам дали эксперты, аналитики в этой сфере и предприниматели с многолетним опытом работы в сервисных компаниях.
Основные выводы
- Содержание автомобиля обходится автовладельцам на 6% дороже, чем год назад.
- Самые большие статьи расходов водителей на автомобиль — топливо и услуги автосервисов.
- В мае 2024 средний чек на запчасти вырос на 15%, на ремонт на СТО — на 38%.
- Рост затрат на содержание авто привел к изменению потребительского поведения: автовладельцы стали больше экономить.
- До конца года эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на автоуслуги.
В полной версии исследования более подробно рассмотрели все факторы влияния на кошелек автомобилиста.
За три года парк легковых авто вырос почти на 7%
На объем рынка автосервисных услуг, его рост или стагнацию влияют несколько факторов. Среди них динамика общего числа легковых автомобилей, возрастная структура автопарка, средняя частота покупок автозапчастей и количество машинозаездов на СТО.
Рассмотрим некоторые из факторов подробнее.
По информации Росстата, с 2020 по 2023 год парк легковых автомобилей в России вырос на 6,5% — до 51,6 млн к концу 2023 года. По информации ведомства, в 2022 году своя машина была у 318 из 1000 россиян, а в 2023 — уже у 322 из 1000 россиян.
Источник: Росстат
Рост числа автомобилей положительно сказывается на рынке автоуслуг. В автосервисах, автомойках, магазинах запчастей становится больше клиентов.
Средний срок эксплуатации автомобиля вырос на три года
Другой важный фактор, который влияет на рынок автоуслуг — общее старение автопарка. Чем старше автомобили, тем чаще их владельцы нуждаются в покупке запчастей и ремонте.
Российские автовладельцы стараются продлить среднюю «продолжительность жизни» своих машин. Данные компании FIT SERVICE и аналитического агентства Gruzdev-Analyze показывают, что с 2020 года средний срок эксплуатации легковых авто в России вырос с 24,4 до 27,8 года.
«Мы заметили, как в 2023 году и первой половине 2024 года активно растет объем рынка автосервисных услуг. Во-первых, автопарк стареет, и владельцам приходится больше вкладываться в содержание и ремонт автомобилей. Во-вторых, продолжают дорожать расходники и запчасти. Речь, прежде всего, о непопулярных дефицитных комплектующих, причем этот список индивидуален для каждой марки и модели».
Шерзод Турсунов
Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд», бизнес-ментор
Расходы автомобилистов на обслуживание авто за год увеличились на 6%
Объем рынка автосервисных услуг России в 2023 году вырос на 15,2% — до 875,6 млрд рублей. Больше половины этой суммы, или 511,4 млрд рублей, россияне потратили на услуги по техобслуживанию и ремонту. Еще 364,2 млрд рублей — на другие автоуслуги: автомойку, шиномонтаж и кузовной ремонт. Такие данные представило аналитическое агентство «АВТОСТАТ».
Это общая картина рынка автосервисных услуг, которая включает данные по техническому обслуживанию, ремонту, шиномонтажу, автомойке в 69 регионах России за год. Эксперты учли и возможный потенциал рынка, который нельзя отследить по отчетам официальных ведомств. Это и так называемый «гаражный» ремонт, и самостоятельная замена расходников, шин и т.д. Важно: специалисты «АВТОСТАТ» не учитывали затраты на покупку запчастей и расходников.
Чтобы составить представление об объемах затрат на авто одного человека, а не всего рынка, мы самостоятельно рассчитали основные расходы автовладельца. Для этого проанализировали транзакции более 40 млн клиентов Т-Банка на покупки товаров и услуг для автомобиля. В расчет вошли такие обязательные категории затрат как топливо, покупка запчастей, услуги СТО и автомоек, обязательная страховка ОСАГО. Сумма неполная, так как мы не учитывали затраты на транспортный налог, оплату парковки, проезд по платным дорогам, утильсбор и страховку Каско.
Важное примечание: расчетная сумма учитывает заправку четыре раза в месяц, разовое посещение автосервиса, одну покупку запчастей и одну мойку. Так как водители заезжают на СТО для техобслуживания и ремонта не каждый месяц, эту сумму нельзя использовать для расчета годовых затрат.
За год, с апреля 2023 года, общая сумма расходов увеличилась на 5,9%. Рост показали все категории, кроме автомоек и автогражданки.
В апреле 2024 года средняя сумма расходов россиян на один автомобиль составила 15 079 ₽. Почти треть общих расходов на авто — 31% — пришлась на автозаправки, столько же — на автосервисы.
«Потребительское поведение в автосервисном бизнесе ощутимо меняется с 2022 года. Второй год мы наблюдаем рост количества операций по замене деталей, которые люди ради экономии выполняют самостоятельно. В 2022—2023 годах этот показатель был рекордно высоким за последние шесть лет — 34% от всего объема автосервисных услуг.
Еще один фактор, который оказывает серьезное давление на автобизнес — снижение пробега автомобиля. За 2023 год регулярный километраж машины уменьшился на 4%, за первое полугодие 2024 — на 2% в годовом выражении. Люди стали меньше ездить на автомобиле, и это плохой знак для компаний послепродажного обслуживания. Цифры кажутся незначительными, но в пересчете на наш многомиллионный автопарк общий „недопробег“ превышает почти 17 млрд километров. Для автосервисов это недобор миллиона операций по смене масла, около полумиллиона операций по смене колодок и т. д.»
Александр Груздев
Международный эксперт в области анализа и маркетинговых исследований авторынка, генеральный директор компании Gruzdev-Analyze
Далее подробнее рассмотрим, как менялись расходы на отдельные категории автотоваров и услуг.
Средний чек на услуги автосервисов вырос более чем на 30%
В мае 2024 года клиенты Т-Банка единоразово тратили в автосервисах 5896 ₽. Максимальная сумма зафиксирована в январе — 8164 ₽.
Средний чек на автосервисы — индикатор, который зависит от сезонности. Он выше зимой и ниже летом, поэтому мы изучили, как показатель менялся в годовом выражении.
Значительный рост начался в октябре 2023 года — сумма покупок увеличилась сразу на 29,2% при сравнении с октябрем 2022. До конца марта 2024 динамика держалась в пределах 20—26%. По итогам мая годовой рост составил 38,3%.
«По итогам первого квартала 2024 года стоимость услуг в среднем в отрасли выросла на 19% в годовом выражении. Есть несколько причин увеличения среднего чека. Одна из них — автовладельцы покупают больше услуг и запчастей. Другая причина — ремонты становятся сложнее, на их выполнение требуется больше времени. В первом квартале 2024 количество нормо-часов на одного клиента выросло на 12%.
На стоимости обслуживания сказывается и высокий спрос на услуги СТО. В стране не хватает автосервисов. Самая острая ситуация в крупных городах, где большие автопарки: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Самара, Казань, Челябинск, Нижний Новгород и Саратов».
Татьяна Овчинникова
Директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE
За год автозапчасти стали дороже на 15%
На увеличение стоимости ремонта автомобилей повлияли не только рост цен на услуги СТО, но и удорожание запчастей. По данным аналитиков T-Data, средний чек на покупку автокомпонентов в апреле этого года достиг 4457 ₽ — это на 15,3% выше, чем в апреле 2023 года.
Рост среднего чека отразился и на финансовых показателях компаний, которые продают запчасти. Их оборот в апреле 2024 года увеличился на 23% в годовом выражении.
«Водители пока не ощутили серьезного удорожания автозапчастей лишь потому, что поменялась структура поставщиков. До 2022 года мы активно закупали автокомпоненты премиальных брендов: немецких, японских. Теперь им на замену пришли не такие дорогие бренды менее известных марок. Условно, мы покупали оригинальную запчасть за 1000 ₽, а теперь за неоригинальную платим 800 ₽, когда оригинал стоит 2000 ₽. В среднем рынок вроде как и не изменился, но на самом деле произошло серьезное подорожание. Более активным этот процесс был в 2023 году и в начале 2024».
Александр Груздев
Международный эксперт в области анализа и маркетинговых исследований авторынка, генеральный директор компании Gruzdev-Analyze
Автовладельцы стали тратить на топливо на 11% больше
Покупка топлива занимает значительную часть ежемесячного бюджета автовладельца — примерно треть. В апреле и мае 2024 года средний чек за одну заправку составил 1181 ₽, что на 11% больше, чем годом ранее. Уточним, средний чек на АЗС может включать не только топливо, но и мелкие сопутствующие товары.
Месячные расходы зависят от количества заправок. В мае 2024 года каждый водитель в среднем заправлял свое авто четыре раза, траты за месяц — 4724 ₽. Это на 11% больше, чем в мае 2023 года.
По данным Росстата, в мае 2024 цены на автомобильный бензин выросли на 8% в годовом выражении, на дизельное топливо — на 11,6%.
Прогнозы экспертов: цены на автоуслуги продолжат расти
Эксперты уверены, что рост стоимости автосервисных услуг и запчастей продолжится. Факторы, которые влияли на рынок в 2023 году, будут отражаться на ценах до конца 2024 года. В их числе:
- инфляция;
- проблемы с логистикой при поставках автокомпонентов;
- налоговая реформа;
- дефицит кадров.
По мнению спикеров, цепочки поставок запчастей восстановлены не полностью. Есть альтернативные варианты, но они не всех устраивают из-за цены за «обходную» логистику и качества самих запчастей.
Аналитик Александр Груздев считает, что в ближайшее время могут вырасти расходы на финансовую логистику при покупке запчастей из Китая. Это важно, так как доля китайских авто на рынке новых авто в России высока — до 60%.
«В начале июля появились новости о том, что китайские банки перестают делать переводы в юанях из-за вторичных санкций. Это, безусловно, отразится на стоимости перемещения денег, расчетах с поставщиками. Переводить деньги мы сможем, но цепочка станет сложнее. Если сейчас мы задействуем посредников из двух-трех стран, то будем проводить деньги через посредников из пяти-шести стран, и каждый из посредников будет оставлять себе какой-то процент».
Александр Груздев
Международный эксперт в области анализа и маркетинговых исследований авторынка, генеральный директор компании Gruzdev-Analyze
На ценообразование будет влиять и дефицит кадров. Проблема нехватки работников автосервисов до конца 2024 года никуда не денется. И чем больше дефицит, тем дороже обходится компаниям процесс подбора кандидатов и удержание сотрудников.
Согласно результатам исследования FIT SERVICE, за последний год 26% опрошенных предпринимателей из сферы автобизнеса стали привлекать к работе женщин. Из-за дефицита кадров компании ищут не только специалистов с опытом работы, но и новичков. Бизнес готов вкладываться в программы переобучения.
Читайте полную версию исследования
Больше расчетов расходов автовладельцев, мнения участников рынка и прогнозы можно прочитать в полной версии исследования.
Снизились расходы на содержание.
Стал не без интереса сравнивать стоимость комплектующих на замену до 2022 года, и обнаружил, что если покупать самостоятельно, причем в розницу (а не оптом, как на СТО), то цена почти не выросла, а иной раз даже существенно ниже, чем тебе продавали при ремонте на «дружественном» СТО до санкций.
На бензин, понятно -- расходы выросли, так как его цена выросла процентов на 15-20.