Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Ozon выплатит продавцу почти миллион рублей за утилизацию товара


Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск предпринимателя Кирилла Жарикова на 954 тысячи рублей к Ozon. Маркетплейс незаконно утилизировал 480 единиц товара продавца без его ведома. Истец требовал взыскать с Ozon стоимость утерянного товара и услуг по его утилизации.

Разобрались с юристом, насколько правомерны были действия Ozon и что селлерам делать в такой ситуации.

Что случилось

Предприниматель Кирилл Жариков 14 октября 2022 года создал заявку на возврат со склада Ozon в Хабаровске с доставкой к себе в Калининград товаров на общую сумму 896 тысяч рублей. О каких именно товарах идет речь и почему продавец решил их вернуть, не уточняется.

С 24 октября продавец периодически обращался в техподдержку Ozon, чтобы проверить статус товара, но получал противоречивые ответы. Сначала маркетплейс сообщил, что товары пропали и их разыскивают. Затем — что товары были утилизированы, следом — что товары не утилизированы, а обращение в обработке.

8 ноября Ozon окончательно сообщил, что товар утерян. По договору на его поиски у маркетплейса есть 60 дней. Если по истечении этого срока Ozon не находит товар, продавцу назначают компенсацию. Но уже 30 ноября Жарикову сообщили, что товар утилизировали.

Ozon имеет право утилизировать товар или вернуть его на склад для дальнейшей реализации, если продавец нарушает сроки вывоза товара. Стоимость товара, который утилизирован по вине продавца, не компенсируют. Более того, продавец обязан оплатить утилизацию.

Жарикову пришлось выплатить Ozon 57 тысяч рублей за утилизацию товара, но он обратился в суд с просьбой компенсировать его убытки. Ozon не признал исковые требования и заявил, что селлер не вывез товар со склада в установленный договором срок, поэтому его утилизировали.

Что решил суд

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск предпринимателя на 954 тысячи рублей и 22 тысячи рублей в счет расходов на оплату госпошлины. Суд решил, что у маркетплейса не было оснований для утилизации товара, а истец сделал все от него зависящее, чтобы его забрать.

Что это значит для селлеров

Юрист Digital & Analogue Partners Александр Шин считает, что действия Ozon изначально не были правомерными.

«Суд установил, что маркетплейс действовал непоследовательно: не выполнил поручение истца на вывоз товара, затем подтвердил выплату компенсации за утерянный товар, а при обнаружении товара без уведомления истца его утилизировал. Суд обоснованно пришел к выводу о нарушении маркетплейсом условий договора».

Александр Шин

Александр Шин

Юрист Digital & Analogue Partners

Юрист добавил, что споры между предпринимателями и маркетплейсами все чаще становятся предметом судебных разбирательств.

«Поскольку условия договора определяет площадка, в него включают большое количество механизмов для защиты маркетплейса. Например, ограничение или полное исключение ответственности маркетплейса, широкое усмотрение маркетплейса по всем этапам взаимодействия с селлерами, навязанные сроки и условия приема-передачи товаров.

Селлеры находятся в уязвимом положении, им сложно противостоять правилам, которые навязывают крупные платформы».

Александр Шин

Александр Шин

Юрист Digital & Analogue Partners

Digital & Analogue Partners составили памятку для селлеров, как действовать, если маркетплейс без предупреждения и согласия утилизировал товар.

Что делать, если маркетплейс не возвращает товар:

  1. Не отменяйте заявку по просьбе поддержки, если она не исполнена. Все заявки — юридически значимые сообщения, а их отзыв по любой причине — это отказ от требования о возврате.
  2. Своевременно уточняйте текущий статус заявки, требуйте трекер отправления или контакты экспедитора.
  3. Фиксируйте и сохраняйте всю переписку со службой поддержки.
  4. Убедитесь, что вы обеспечили работников доверенностью и сможете принять отправленный товар.
  5. Если товар утилизировали без вашего согласия, требуйте пояснения от маркетплейса.
  6. Требуйте отчет маркетплейса об утилизации — он обязан его предоставить в соответствии со статьей 999 ГК РФ. Добросовестная площадка должна приложить к отчету доказательства утилизации, чтобы продавец убедился в том, что товар никто не присвоил.
  7. Не затягивайте с направлением возражений на отчет. Изучите, что прописано в договоре по поводу направления возражений, там может быть очень короткий срок. В случае с Ozon это 5 рабочих дней.
  8. Правильно считайте убытки. Они складываются из реального ущерба и упущенной выгоды. В случае с Жариковым это закупочная стоимость товара и доход, который он мог бы получить от его продажи.
Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 383 читателя

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юля Майорова
Юля Майорова

Были ли у вас проблемы с возвратом товаров с маркетплейсов? Как вы их решали?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации